22 июля 2019  9:21
Распечатать

Учитель должен иметь мужество признаться в своей ошибке

Опубликовано: 29.10.2015 0:00

 

petr


У истоков конкурса  «Учитель года России», финал которого нынче проходил в Казани, стояла  «Учительская газета» – именно на ее страницах еще в 1989 году обсуждался проект этого профессионального состязания, газета же стала соучредителем конкурса, впервые прошедшего в 1990 году. Главный редактор издания, заместитель председателя оргкомитета конкурса Петр Положевец возглавляет газету с 1991 года и является свидетелем всех перемен, что происходили за это время с нашим образованием. Воспользовавшись случаем, об этих переменах мы с ним и поговорили. 

– Петр Григорьевич, конкурс нынче проводится уже в двадцать шестой раз. Для новейшей истории нашей страны двадцать шесть лет – огромный срок, изменилось практически все. А как поменялись за это время учителя?

– Во-первых, они помолодели. Потом – очень повысился уровень владения информационно-коммуникационными технологиями. И еще они стали более открытыми, более искренне формулируют личную позицию, не боятся выразить свою точку зрения, даже если рядом сидит министр образования. Пример тому – последнее испытание конкурса, «круглый стол» по образовательной политике, где принимает участие глава Минобрнауки. И люди там не просто говорят правильные вещи, они спорят с министром. Мне это очень нравится.

 

– Но это вы говорите об участниках конкурса  «Учитель года».

– Это можно переложить на всю страну.

 

– Все-таки считается, что наши учителя – люди достаточно зависимые…

– А вот появилось новое поколение учителей, которые не боятся отстаивать свое мнение.

 

– Но реагирует ли министр на это, происходят ли какие-то изменения в нашем образовании после его встреч с лучшими педагогами?

– Конечно. По результатам прошлого года, например, по предложению учителей было вынесено на обсуждение несколько документов, которые ранее обсуждать не планировалось. Скажем, идея учительской карьеры не только по вертикали – учитель, завуч, директор, министр, – но и по горизонтали, от учителя-стажера до аналитика. Сейчас это активно обсуждается, думаю, должно быть принято какое-то новое решение.

 

– В обществе есть устойчивое мнение, что у нас было прекрасное советское образование, а сегодня ужас что творится…

– Время меняется. Да, у нас было хорошее образование. И главная задача – взять из прошлого лучшее. Вообще, самые продуктивные годы советской педагогики – это двадцатые, когда родилось очень много методов, технологий, которые потом, в тридцатые, к сожалению, были во многом загублены. А в семидесятые-восьмидесятые кое-что стало возрождаться. И лучшие педагогические школы в мире используют то, что сделали наши ученые в семидесятые годы. А любимый татарстанскими учителями сингапурский метод практически весь по-
строен на советской методике, только теперь он в новом лексиконе и более четко структурирован. Но у нового времени – новые задачи, новые цели. Я считаю, что ничего нет страшного в переменах, они необходимы. И в том, что делают сейчас в образовании, нет какой-то трагедии. Мы делаем нормальные вещи, чтобы успевать за временем.

 

– Почему тогда это вызывает такое раздражение?

– Люди консервативны. Перемены всех пугают. Но если человек не меняется, он не получит хорошего результата. А родители хотят, чтобы было комфортно. Чтобы отдать ребенка в школу, как в камеру хранения – в первый класс привели, а в одиннадцатом получили воспитанным, интеллигентным, умным и чтобы он поступил в МГИМО. А самим бы к этому ничего не прикладывать. Это невозможно.

 

– Сегодня в соцсетях родители учеников начальных классов каждый вечер пачками выкладывают задания, над которыми плачут всей семьей…

– Может быть, история связана с тем, что не все понимают, что такое новые стандарты образования для начальной школы. Начальная школа ведь не для того, чтобы ребенок научился считать алгоритмы и свободно говорить на английском языке. Она закладывает умение учиться, искать информацию, любить то, что он делает. Если у ребенка пропадает любовь к поиску информации, он провалился на всю жизнь. В принципе, все, что там делается, по большому счету – это игра: проекты, маленькая исследовательская работа. Ребенок должен думать, а не говорить четыре года подряд про то, что мама мыла раму.

 

  Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»:
Родители хотят отдать ребенка в школу, как в камеру хранения – в первый класс привели, а в одиннадцатом получили воспитанным, интеллигентным, умным. А самим к этому ничего не прикладывать. Это невозможно.

– Среди победителей конкурса «Учитель года» чаще других встречаются педагоги из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга. Значит ли это, что лучшее образование у нас концентрируется все-таки в больших городах, ближе к столице?

– Это значит, что в этих регионах лучше работают с участниками конкурса, их лучше готовят. Хотя среди лауреатов нынешнего конкурса – и Ямало-Ненецкий округ, и Башкирия, и Пермский край. Но вообще – да, если в регионе много победителей и лауреатов, значит, система образования там работает неплохо. Когда несколько лет назад проводили анализ развития региональных систем образования и смотрели на количество победителей и лауреатов конкурса «Учитель года» по регионам, то выявилась взаимосвязь.

 

– Это зависит от того, сколько денег вкладывается регионом в образование?

– Не обязательно. Это зависит от того, как эти деньги используются. Можно вкладывать мало, но использовать более эффективно.

 

– Но есть ли шанс, например, у педагогов из сельских малокомплектных школ добиться успеха?

– Почему нет? У нас были победители конкурса из небольших сельских школ.

 

– То есть первичен все-таки учитель, а не контингент детей и родителей? Ведь есть учителя, которые работают в элитных гимназиях, а есть педагоги из школ, расположенных на рабочих окраинах. Понятно, что дети там из очень разных семей.

– Это неважно. Уже давно проведены очень валидные исследования, которые показывают, что результаты учащихся не зависят напрямую от зарплаты учителя. Если педагог работает с учеником, который в первой четверти делает в диктанте сорок ошибок, а во второй двадцать, то это все равно двойка, но это результат намного лучше, чем когда ребенок получал четверки, а стал писать диктанты на пятерку. Динамика личных достижений ребенка – это должно быть главным показателем в деятельности учителя.

 

– Но в этом случае работу учителя все равно не оценят, потому что ЕГЭ-то школьник с двадцатью ошибками не сдаст.

– Может, не всем надо сдавать ЕГЭ – это другой вопрос…

 

– Он обсуждается?

– Скажем так, это тема для дискуссий. Но если с ребенком работать постоянно, то к десятому классу, может, он все-таки перестанет делать столько ошибок и на тройку напишет диктант. Не все дети идеальны и могут учиться на одни пятерки. Это наука давно установила. Есть дети, которые никогда не справятся со школьной программой, есть – кто достигает среднего уровня, и есть небольшое количество суперталантливых, это наша будущая интеллектуальная элита. С этим надо смириться и не требовать, чтобы все учились одинаково хорошо. У каждого своя планка, и задача учителя – помочь ребенку достичь этой планки.

 

– А каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный учитель нашего времени?

– Он должен всегда учиться. Это правило на все времена. И второе – учитель должен быть личностью, умеющей отстаивать свою точку зрения. И еще он должен иметь мужество всегда признаться в своей ошибке.

 


Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №155 (27960)


Добавить комментарий

Электрохимия 19.07.2019

Химия по-новому

Премию имени выдающегося российского учёного-химика Льва Чугаева вручили в Российской академии наук представителям знаменитой казанской химической школы....
2690
салэт 19.07.2019

«Сэлэт»: талантливость приветствуется

Международный образовательный форум талантливой молодёжи «Сэлэт», традиционно проходящий на территории Билярского историко-археологического музея-заповедника, становится всё более популярным....
2640
салет 18.07.2019

Не только для будущих айтишников

VIII Международный молодёжный образовательный форум «Сэлэт» в самом разгаре. Сейчас здесь проходит смена IT BILER FORUM – о технологиях будущего и важности цифровизации....
2140
студенческий-форум 18.07.2019

Изменили название, но не суть

Студенческий образовательный форум переедет из Верхне-услонского района на территорию Болгарского музея-заповедника....
2580
итоги-егэ 17.07.2019

ЕГЭ-2019: китайский язык, районы-лидеры и выпускники-стобалльники

199 стобалльных результатов зарегистрировано на ЕГЭ в Татарстане в этом году, 193 из них принадлежат выпускникам нынешнего года....
2590
  • Мнение

    Дмитрий ГУРЫЛЁВ, начальник отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Татвоенкомата:

    ГУРЫЛЕВ

    По итогам весенней призывной кампании в российские Во­оружённые силы из нашей республики отправились 3,3 тысячи новобранцев. Всего же на призывные комиссии вызывались более 17,5 тысячи татарстанцев, явились 99,8 процента. При этом показатель годности по здоровью превысил 77,5 процента.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    23 июля

    Махмут Ахметович Гареев (1923), генерал армии, президент Академии военных наук, действительный член АН РТ. Участник Великой Отечественной войны, был главным военным советником в Афганистане после вывода оттуда ограниченного контингента советских войск.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров