29 марта 2020  5:56
Распечатать

Под крылом Интернета

Опубликовано: 19.03.2015 0:03

Что даст казанцам проект  «умного города»

 

information_items_10120418Мир вступает в эпоху так называемого Всеобъемлющего Интернета. Различные устройства, подключенные к единой сети, создают принципиально новую инфраструктуру человеческого бытования. Новые программные решения позволяют создавать целые «умные города», где работа различных городских служб четко мониторится, контролируется и строится по оптимальным принципам.

 

В прошлом году к реализации программы «Умный город» приступили и в Казани. В Минсвязи республики над проектом работают совместно с транснациональной компанией Cisco – признанным лидером в области сетевых технологий. Полгода назад компания открыла свой инновационный центр на базе Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ВШ ИТИС) Казанского федерального университета, где сегодня активно ведутся разработки для нашего «умного города». Также в проекте принимают участие «Таттелеком» и руководство Иннополиса. О том, когда казанцы смогут почувствовать на себе всю прелесть  «умного города», что предполагается сделать в рамках проекта, каковы риски и перспективы Всеобъемлющего Интернета, мы говорили с директором компании Cisco по стратегии и развитию бизнеса в России/СНГ Львом Левиным.

 

– Лев, что же будет представлять собой «умный город» Казань?

– Основные комплексные решения, которые мы создаем сейчас в столице Татарстана, – это прежде всего Wi-Fi-покрытие главных объектов городской инфраструктуры – торговые и спортивные центры, центральная часть города. Построение фундамента городского Wi-Fi дает возможность подключить множество других услуг для горожан – это и информационные гиды для туристов, и различные решения, связанные с интеллектуальной транспортной системой и с обеспечением безопасности. Например, система «умного» транспорта – здесь и предоставление бесплатного Wi-Fi-доступа для пассажиров, и безопасность внутри транспортного средства, обеспечиваемая за счет видеонаблюдения. С помощью видеокамер, направленных наружу, ведется фиксация нарушений правил дорожного движения – парковка в неправильном месте, выезд на автобусную полосу… Наконец, тут же решения, связанные с предоставлением информации для пассажиров, – специальные табло, которые дают возможность получать информацию, как добраться из точки А в точку Б кратчайшим образом на общественном транспорте. С их же помощью можно передавать сообщения о чрезвычайных ситуациях. Подключается и реклама в зависимости от геолокации автобуса. Например, он подъезжает к торговому центру, и пассажирам выдается сообщение, что там такие-то скидки.

 


 

Один из элементов «умного города» – «умное освещение». Человек идет один в позднее время – яркость фонарей будет максимальной. Он прошел – яркость снижается. Это позволяет существенно сэкономить энергию и снизить уровень преступности


 

 

Следующее решение, которое планируется к реализации в Казани, – это «умное освещение», установка наружных светильников с контроллерами, регулирующими яркость. Также определяется количество проходящих мимо светильника людей. Если человек идет один в темное время суток, яркость будет максимальная, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Человек прошел – яркость снижается. Для большой группы людей нет необходимости в максимальном освещении. Это, во-первых, дает возможность существенно сэкономить на электричестве, во-вторых, снижает преступность. Например, такого типа решение реализовано в Барселоне, и там это дало снижение преступности на пятнадцать процентов. Только за счет яркости ночных светильников. И до восьмидесяти процентов экономии средств. Ведь освещение в жилых кварталах иногда составляет до сорока процентов и выше затрат электроэнергии в городе.

Столб наружного освещения может также использоваться и для видеонаблюдения, которое дает возможность автоматически определять чрезвычайные события – драки, шум, крики, выстрелы – и подавать сигнал в полицию. На столб могут крепиться точки доступа Wi-Fi, на нем также могут монтироваться датчики, которые мониторят экологическую ситуацию – загрязнение воздуха, уровень шума… При централизации этой информации могут быть автоматизированные решения, например, по регулированию трафика дорожного движения, режиму работы светофоров, ограничению скорости на разных участках. Если загазованность какого-то участка города ощутимо повышается, то на въезде туда можно снижать скорость и повышать ее на выезде, чтобы уменьшить здесь количество автомобилей. Такая система тоже уже работает очень успешно в некоторых городах.

Следующая группа решений – «умное ЖКХ». Это система учета и диспетчеризации коммунальных ресурсов – воды, отопления, электричества, что дает возможность увеличить точность учета их расхода и позволяет управлять нагрузкой, распределением энергоресурсов в зависимости от потребления, времени суток и так далее. Экономия за счет этого достигается гигантская – до сорока процентов.

 

– Сегодня в Казани уже работают какие-то элементы «умного города»? И когда планируется развернуть проект полностью?

– Да, отдельные элементы этой системы уже есть. Пилотной площадкой стал парк Горького, где были запущены видеонаблюдение и Wi-Fi. Сейчас занимаемся тем, чтобы увязать различные элементы в одну систему. Планируется, что в ближайшие полтора – два года сможем ее развернуть и сделать Казань «умным городом».

 

– Вы говорите, сколько будет сэкономлено средств. Но ведь сначала в проект надо вложиться…

– Мы сейчас прорабатываем вопрос по финансированию. Поскольку проект прибыльный и самоокупаемый, он представляет интерес для частных инвестиций. Сейчас как раз идет работа, чтобы определить степень участия частных инвесторов. Предполагаем, что городу не нужно будет тратить дополнительные ресурсы на реализацию проекта, поскольку некоторые решения окупаются за два-три года – за счет рекламы, сбора штрафов за неправильную парковку и выезд на автобусные полосы и, конечно, за счет экономии электроэнергии на освещение улиц, снижения потерь и оптимизации потребления в ЖКХ.

 

– Мы говорим о Всеобъемлющем Интернете, но не получится ли так, что элементарное отключение света или какой-то технический сбой нарушит работу всей «умной» системы, и мы получим хаос – например, на дорогах?

– На основе решений Всеобъемлющего Интернета строится ключевая инфраструктура многих стран, городов и предприятий – энергосистема, транспорт, безопасность, управление производственными процессами… Надежность таких систем, скорость реагирования и защита от сбоев на несколько порядков выше обычных IT-решений. Конечно, никакая система не может быть на сто процентов защищена от сбоев. Поэтому, чтобы предотвратить тяжелые последствия аварий, создаются дублирующие системы, которые задействуются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и позволяют продолжать пользоваться важнейшей инфраструктурой.

 

– Может ли человеческий фактор помешать работе «умных» систем? Скажем, мы говорим про «умные» автобусы, но сегодня водители автобусов в Казани – далеко не образец профессионализма. Как и управленцы в жилищной сфере. Не опасна ли в системе «умного города» некомпетентность ответственных лиц?

«Умные» системы как раз позволяют снизить риски, связанные с человеческим фактором, в том числе ошибки, коррупционную составляющую и намеренное причинение ущерба. Они используют информацию из видеокамер, «умных» приборов учета ЖКХ, различных сенсоров и систем хранения данных и дают возможность автоматически обрабатывать эту информацию, сопоставлять данные, получаемые из различных подсистем, для обнаружения несоответствий, применять корректирующие меры. Они также дают возможность уменьшать риски возникновения внештатных ситуаций с помощью подсказок, дополнительной информации. Например, подскажут водителю автобуса, что у него двери не закрыты или износ шин достиг критического уровня. Они могут вмешиваться и осуществлять корректирующие действия и самостоятельно, без непосредственного участия человека.

 


 

До ситуации, когда станет возможным восстание машин, нам еще очень далеко. Искусственный интеллект пока не достиг и не скоро достигнет уровня, необходимого для создания «машинной цивилизации», способной вступать в конфликт с человеческой


 

 

– Здесь есть и еще одна опасность, о которой сегодня много говорят. Не попадаем ли мы благодаря «умному городу» под так называемый колпак «Большого Брата», ведь внедрение подобной системы фактически ведет к нарушению приватности частной жизни…

– Да, вопросы безопасности и контроля за использованием конфиденциальных данных часто обсуждаются в контексте сложных систем Всеобъемлющего Интернета, так как появляется возможность собирать, хранить и использовать информацию, касающуюся многих элементов нашей жизни. Но, как правило, целесообразность использования системы определяется соотношением выгод и издержек. В большинстве случаев, при обеспечении контроля за данными и прозрачности принятия решений об их использовании государством и частным бизнесом, выгоды от внедрения таких систем существенно выше, чем издержки, связанные с рисками утечки частных данных.

 

– Еще одно опасение: если «умная» техника полностью начинает контролировать нашу жизнь, то не ждет ли нас со временем так называемое восстание машин?

– До ситуации, когда станет возможным восстание машин, нам еще очень далеко. Искусственный интеллект пока не достиг и не скоро достигнет уровня, необходимого для создания «машинной цивилизации», способной вступать в конфликт с человеческой. В ближайшие десятилетия человечество, несомненно, выиграет от цифровизации физических объектов и людей, объединения их в сеть и автоматизации обработки данных и принятия решений. Этот процесс позволит создать по всему миру миллионы новых рабочих мест в высокотехнологичных сферах – тут и разработка приложений для автоматизации процессов, и обслуживание новой инфраструктуры, и создание новых отраслей и компаний, предлагающих инновационные услуги и продукты. Улучшится качество жизни людей, повысится безопасность, будет достигнут небывалый технический прогресс. Нельзя не использовать такие возможности!

 


Фото: liveinternet.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №37 (27842)


Добавить комментарий

коронавирус 27.03.2020

У нас уникальный подход к созданию вакцины от коронавируса

Как идёт работа над противовирусной вакциной в лабораториях Казанского университета?...
6140
фейковые-сообщения 27.03.2020

Вотсап – не истина в последней инстанции

В Минобрнауки просят критически относиться к рассылкам в мессенджере....
3840
татьяна-горшкова 24.03.2020

Не так просты, как кажутся

Мыслят ли растения, чувствуют ли что-нибудь, как влияют на них трансгенные технологии?...
6490
минниханов-кфу 23.03.2020

Университет к переходу на «дистанцию» готов

Президент Рустам Минниханов посетил Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета и оценил готовность вуза к переходу на дистанционное обучение....
3870
дистанционное-обучение 20.03.2020

Есть повод отработать передовые технологии

Школьники Татарстана после окончания весенних каникул будут учиться дистанционно – как минимум до 12 апреля....
6250
  • Мнение

    Марат АХМЕТОВ, заместитель Председателя Госсовета РТ:

    АХМЕТОВ

    Конечно, я поддерживаю поправки к Конституции. У нас страна с громадными природными богатствами, и человек труда имеет право жить богато. Очень правильно, что Основной Закон на этот раз закрепляет право человека труда, чтобы его труд был достойно оценен.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    29 марта

    Рустем Юнусович Абязов (1959), художественный руководитель и главный дирижер Казанского государственного камерного оркестра La Primavera.

    Ирина Шарифовна Хакимова, балерина, народная артистка России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров