Англоязычный пациент

print

information_items_10077248

В казанском медуниверситете появился новый экзамен

Сертификаты сразу двух вузов – своего и Высшей медицинской школы штата Вирджиния (США) получили в этом году 23 выпускника Казанского государственного медицинского университета, успешно сдавшие на английском языке экзамен по методике «стандартизированный пациент».

Больной приходит к врачу, жалуется, описывает симптомы, которые его беспокоят. Доктор выслушивает пациента, осматривает, назначает дополнительные обследования, ставит диагноз… Все вроде бы стандартно, вот только пациентом выступает… актер, а врач еще не получил диплом о высшем медицинском образовании.

– В современных условиях студенты-медики не имеют возможности, как когда-то   , полноценно учиться непосредственно на больных, – рассказывает профессор кафедры общей хирургии КГМУ, руководитель вузовского центра практических умений Сергей Булатов. – Ведь сегодня пациент имеет право сам выбирать врача. Но ведь учиться как-то   надо? Западная медицина столкнулась с этим еще раньше, чем наша. Между тем еще в девятнадцатом веке один из русских медиков предлагал учить студентов на актерах, имитирующих те или иные симптомы. К этой идее вернулись в конце двадцатого века, и наиболее продвинулись тут американцы, систематизировавшие такой подход в методику «стандартизированного пациента».

Актеры строго дозированно изображают жалобы, а студенты учатся выслушивать больного, находить с ним контакт (что не всегда просто), обследовать, собирать анамнез… И сегодня в Штатах эта методика является обязательным экзаменом при получении лицензии на врачебную деятельность наряду с теоретическим тестом и двухгодичной стажировкой по своей специальности в профильной клинике.

Казанские специалисты познакомились с этим методом во время визита в один из американских университетов и решили внедрить его у себя. Уже с 2004 года наши студенты-медики постоянно работают с актерами – третьекурсники с их помощью учатся проводить «телесный» осмотр пациентов, а учащиеся 4–5-х курсов уже имеют дело с полноценной «игрой в больного» – с жалобами, симптомами, поиском подхода, вынесением диагноза…

Вы скажете – актеры могут прикинуться больными, но ведь при осмотре у них не обнаружишь реальных признаков болезни, соответствующих их жалобам… Да, это так, но тут, поясняет Сергей Булатов, на помощь приходят современные технические средства – муляжи, на которых все эти признаки находятся при осмотре, аудиозаписи, если речь идет, например, о прослушивании легких. Все вкупе и составляет необходимую картинку, по которой студент должен сориентироваться, поставить диагноз, назначить дополнительные обследования и лечение. К тому же, подчеркивает профессор Булатов, данный метод вовсе не отменяет прохождение практики в реальных условиях клиники, он всего лишь дополняет ее, позволяя будущим врачам получать необходимые навыки «малой кровью».

Но просто использовать методику «стандартизированного пациента» в учебном процессе нашим преподавателям показалось мало. И они решили организовать для выпускников соответствующий экзамен с привлечением внешних экспертов – американских специалистов, чтобы оценить уже не только студентов, но и в целом работу вуза – насколько его выпускники способны решать поставленные задачи? Более того – испытания решили провести на английском языке. Кстати, казанский университет стал первым медицинским вузом России, организовавшим подобную внешнюю оценку качества своей работы.

Испытание это пока проводится на добровольных началах, более того – выпускники на него отбирались не просто по желанию, но из числа лучших (по рекомендациям преподавателей и университетского Совета отличников). Поэтому нынче в экзамене приняли участие только 23 человека – 9 российских выпускников, 11 иностранных студентов КГМУ и три ординатора первого года обучения.

Организовывать экзамен в Казань прибыли представители Высшей медицинской школы Вирджинии. Актеров подобрали из англоязычных иностранцев, работающих или учащихся в Казани, – готовили их очень тщательно. Им предстояло изображать пациентов из самых разных отраслей медицины – тут и неотложная хирургия, и терапия, и инфекционные заболевания, вплоть до ВИЧ-инфекции, и психиатрия.

Надо сказать, казанские студенты с заданиями справились хорошо, экзамен сдали все. И получили сертификаты сразу двух вузов – казанского и американского. А это дает им куда более широкие перспективы, чем сокурсникам, не прошедшим подобного испытания. Но в КГМУ, говорит Сергей Булатов, этому результату хоть и рады, но шапкозакидательскими настроениями не грешат. Во-первых, если переводить результаты экзамена в обычную систему оценок, не все сдали его на «отлично». Были и «хорошисты», и «троечники», а это повод для анализа – что оказалось для выпускников сложным, какие пробелы допущены при их подготовке? А во-вторых, все же пока протестированы лишь 23 человека, а в год КГМУ выпускает около 1000 студентов.

– В перспективе мы хотели бы сделать такой экзамен обязательным для всех выпускников нашего вуза, – говорит Сергей Булатов. – Ведь в идеале хотелось бы, чтобы с нашими дипломами можно было устроиться на работу в любую клинику мира. И прошедший экзамен показывает, что казанский медуниверситет вполне способен давать образование на мировом уровне.