18 ноября 2018  14:52
Распечатать

И то же в ней очарованье…

Более 25 лет Ирина Хакимова была примой в театре, а теперь работает «балетной мамой»

3 апреля в Татарском театре оперы и балета им.М.Джалиля чествовали народную артистку России и Татарстана, лауреата Госпремии РТ им. Г. Тукая Ирину Хакимову, отметившую на днях юбилей.

В честь юбилея Ирины Хакимовой был показан балет «Тщетная предосторожность», заглавную партию в котором исполнила ее дочь — солистка московской труппы «Корона русского балета» Екатерина Бортякова.

Ирина, Ирочка, Иринка… Так называли ее родители, растившие дочь без подсказок и давления относительно будущей профессии. Спасибо им и вечная память мудрым, дорогим, любимым — Антонине Макаровне и Шарифьяну Фазыльяновичу Хакимовым.

У будущих артистов балета детство, по большому счету, заканчивается с поступлением в хореографическое училище, где огромные физические и психоэмоциональные нагрузки, а вместо мамы — интернат. Ученицы Людмилы Павловны Сахаровой, а именно она была педагогом Ирины в Пермском хореографическом училище, чаще других «умывались слезами»: методы преподавателя были жесткими и не обсуждались. Но Хакимова выдержала это испытание, заполняя будни трудом и прилежанием.

В 1970 году в балетной труппе театра им. М.Джалиля появилась новенькая, довольно замкнутая девочка с внимательным взглядом. Ее старательность и трудолюбие были замечены Нинель Юлтыевой, в тот период главным балетмейстером театра, которая начала готовить юную выпускницу училища к партии Сююмбике в балете «Шурале».

Волею случая — экстренной замены заболевшей балерины премьера приблизилась внезапно и прошла вполне достойно, высветив при этом важные для балерины качества, которые заложены были суровым воспитанием школы.

На всю жизнь Ирина Хакимова сохранила верность одному театру, на сцене которого ее талантом была создана галерея женских образов, ярких и запоминающихся, в более чем тридцати балетных спектаклях. В череде героинь, наиболее дорогих сердцу балерины-актрисы, прежде всего натуры сильные, страстные, любящие нежно и жертвенно. Таковы Одетта, Жизель, Никия в «Баядерке» и, конечно, Джульетта… Жемчужина национального репертуара — образ Сююмбике, как первое свидание, всегда в сердце балерины. Со временем добавились Зюгра, Нжери из балета «Две легенды» на музыку Назиба Жиганова, собирательный образ женщины­Родины и Музы поэта из «Бессмертной песни» А.Монасыпова.

Заметным событием в жизни театра стала постановка «Кармен­сюиты» Р.Щедрина, перенос которой на казанскую сцену осуществил Александр Плисецкий, брат великой балерины. Откуда что взялось у совсем молоденькой Кармен — Хакимовой, но она была пленительно, отчаянно хороша, со всеми хитростями и уловками; на ваших глазах рождалась женщина, обжигающая красотой и неприступностью.

Более 25 лет Хакимова была украшением казанской сцены, ее искусству аплодировали в Японии, США, Мексике, Португалии и многих других странах.

Своим трудолюбием, честностью и благородной скромностью одних она удивляла (так, мол, не бывает!), у других — вызывала уважение тем, что никогда и ничего не просила для себя. Шумного внимания к своей персоне, громких восклицаний Ирина Шарифовна не любит до сих пор, она придирчиво-внимательна к похвалам, которые, по ее мнению, лишний повод к сомнению.

Судьбоносной для нее стала встреча с Натальей Михайловной Садовской, в прошлом балериной Большого театра. С ее легкой руки родилась интересная концертная программа из наследия Анны Павловой: «Ночь» А.Рубинштейна, «Калифорнийский мак» П.Чайковского… Удивительно хороша была Хакимова в тончайших образах гениального К.Голейзовского. Балерина не могла надышаться «Тарантеллой» Баланчина, прощальным дуэтом Фригии и Спартака…

Половина успеха балерины — это умный и понимающий партнер. Ирина Шарифовна всегда с благодарностью вспоминает своих рыцарей — Ревдара Садыкова, Камиля Гайнуллина, Игоря Жукова и других. Но, конечно, главным ее партнером, другом и советчиком был и остается народный артист Татарстана Виталий Бортяков. Их танцевальный дуэт перерос в семейный, свою дочь они нарекли Катюшей — в честь Екатерины Максимовой, творчество которой Ирина Шарифовна глубоко почитает. С детства Катя Бортякова была рассудительной и очень самостоятельной в решениях. У нее получилось стать хорошей балериной и остаться заботливой дочерью. Это замечательно, когда яблоко от доброй яблони…

Наталья САДЫКОВА


Дата:05.04.2011
Выпуск: № 68 (26965)


Добавить комментарий

спектакль путешествие «Анна Каренина» 15.11.2018

Прибытие поезда

На премьерных показах иммерсивного спектакля путешествия «Анна Каренина» казанцы приобщились к европейскому тренду современного театра....
1950
концертный-зал-салиха сайдашева 15.11.2018

Сказки под звуки органа

В Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева стартовал один из самых популярных образовательных проектов – абонемент «Сказки органного королевства»....
1670
театр экият в барнауле 15.11.2018

Барнаул нас встретил полными залами

Артисты театра «Экият» вернулись с гастролей из Барнаула, где работали на сцене Алтайского государственного театра кукол....
1370
музей Пастернака в Чистополе 15.11.2018

А свеча поэта всё горит…

60 лет назад Борис Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии....
1890
777 14.11.2018

Казанский след Александра Вертинского

Знаменитый шансонье Александр Вертинский, по возвращении из эмиграции до конца своей жизни (а это 1943–1957 годы) дал около трех тысяч концертов – то есть в среднем по 18 в месяц!...
4320
  • Мнение

    Альберт ГИМАЛЕТДИНОВ, руководитель регионального общественного Союза танкистов, заведующий Музеем боевой славы Казанского танкового училища:

    альберт-гималетдинов

    Казань по праву стала танковой столицей России. Раньше было много училищ, которые готовили офицеров­-танкистов, – Челябинское, Харьковское, Киевское, Ульяновское… А сегодня Казанское осталось единственным на всю страну. Это легко прослеживается, например, по танковому биатлону – практически в каждом экипаже есть танкист­-казанец.

    Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    18 ноября

    Наиля Хакимовна Гараева, актриса, народная артистка Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Юрий Леонидович Жуков (1967), директор Государственного ансамбля песни и танца Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров