И то же в ней очарованье…

3 апреля в Татарском театре оперы и балета им.М.Джалиля чествовали народную артистку России и Татарстана, лауреата Госпремии РТ им. Г. Тукая Ирину Хакимову, отметившую на днях юбилей.

Более 25 лет Ирина Хакимова была примой в театре, а теперь работает «балетной мамой»

3 апреля в Татарском театре оперы и балета им.М.Джалиля чествовали народную артистку России и Татарстана, лауреата Госпремии РТ им. Г. Тукая Ирину Хакимову, отметившую на днях юбилей.

В честь юбилея Ирины Хакимовой был показан балет «Тщетная предосторожность», заглавную партию в котором исполнила ее дочь – солистка московской труппы «Корона русского балета» Екатерина Бортякова.

Ирина, Ирочка, Иринка… Так называли ее родители, растившие дочь без подсказок и давления относительно будущей профессии. Спасибо им и вечная память мудрым, дорогим, любимым – Антонине Макаровне и Шарифьяну Фазыльяновичу Хакимовым.

У будущих артистов балета детство, по большому счету, заканчивается с поступлением в хореографическое училище, где огромные физические и психоэмоциональные нагрузки, а вместо мамы – интернат. Ученицы Людмилы Павловны Сахаровой, а именно она была педагогом Ирины в Пермском хореографическом училище, чаще других «умывались слезами»: методы преподавателя были жесткими и не обсуждались. Но Хакимова выдержала это испытание, заполняя будни трудом и прилежанием.

В 1970 году в балетной труппе театра им. М.Джалиля появилась новенькая, довольно замкнутая девочка с внимательным взглядом. Ее старательность и трудолюбие были замечены Нинель Юлтыевой, в тот период главным балетмейстером театра, которая начала готовить юную выпускницу училища к партии Сююмбике в балете «Шурале».

Волею случая – экстренной замены заболевшей балерины премьера приблизилась внезапно и прошла вполне достойно, высветив при этом важные для балерины качества, которые заложены были суровым воспитанием школы.

На всю жизнь Ирина Хакимова сохранила верность одному театру, на сцене которого ее талантом была создана галерея женских образов, ярких и запоминающихся, в более чем тридцати балетных спектаклях. В череде героинь, наиболее дорогих сердцу балерины-актрисы, прежде всего натуры сильные, страстные, любящие нежно и жертвенно. Таковы Одетта, Жизель, Никия в «Баядерке» и, конечно, Джульетта… Жемчужина национального репертуара – образ Сююмбике, как первое свидание, всегда в сердце балерины. Со временем добавились Зюгра, Нжери из балета «Две легенды» на музыку Назиба Жиганова, собирательный образ женщины­Родины и Музы поэта из «Бессмертной песни» А.Монасыпова.

Заметным событием в жизни театра стала постановка «Кармен­сюиты» Р.Щедрина, перенос которой на казанскую сцену осуществил Александр Плисецкий, брат великой балерины. Откуда что взялось у совсем молоденькой Кармен – Хакимовой, но она была пленительно, отчаянно хороша, со всеми хитростями и уловками; на ваших глазах рождалась женщина, обжигающая красотой и неприступностью.

Более 25 лет Хакимова была украшением казанской сцены, ее искусству аплодировали в Японии, США, Мексике, Португалии и многих других странах.

Своим трудолюбием, честностью и благородной скромностью одних она удивляла (так, мол, не бывает!), у других – вызывала уважение тем, что никогда и ничего не просила для себя. Шумного внимания к своей персоне, громких восклицаний Ирина Шарифовна не любит до сих пор, она придирчиво-внимательна к похвалам, которые, по ее мнению, лишний повод к сомнению.

Судьбоносной для нее стала встреча с Натальей Михайловной Садовской, в прошлом балериной Большого театра. С ее легкой руки родилась интересная концертная программа из наследия Анны Павловой: «Ночь» А.Рубинштейна, «Калифорнийский мак» П.Чайковского… Удивительно хороша была Хакимова в тончайших образах гениального К.Голейзовского. Балерина не могла надышаться «Тарантеллой» Баланчина, прощальным дуэтом Фригии и Спартака…

Половина успеха балерины – это умный и понимающий партнер. Ирина Шарифовна всегда с благодарностью вспоминает своих рыцарей – Ревдара Садыкова, Камиля Гайнуллина, Игоря Жукова и других. Но, конечно, главным ее партнером, другом и советчиком был и остается народный артист Татарстана Виталий Бортяков. Их танцевальный дуэт перерос в семейный, свою дочь они нарекли Катюшей – в честь Екатерины Максимовой, творчество которой Ирина Шарифовна глубоко почитает. С детства Катя Бортякова была рассудительной и очень самостоятельной в решениях. У нее получилось стать хорошей балериной и остаться заботливой дочерью. Это замечательно, когда яблоко от доброй яблони…

Наталья САДЫКОВА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще