Связанные цветной нитью мастерства

На протяжении нескольких десятилетий монументально­декоративное искусство Татарстана развивалось во многом благодаря творческому энтузиазму художников Рустема и Марии Кильдибековых.

На соискание Государственной премии РТ им. Г. Тукая

На протяжении нескольких десятилетий монументально­декоративное искусство Татарстана развивалось во многом благодаря творческому энтузиазму художников Рустема и Марии Кильдибековых.

Ими созданы выдающиеся по своей художественной значимости образцы монументальной живописи в технике мозаики, сграффито, гобелена, ставшие украшением фасадов и интерьеров многих общественных зданий Казани и других городов республики.

В числе первых значительных работ в области монументальной живописи, выполненных Рустемом Кильдибековым в Казани, – фасад гостиницы «Волга» (1961г., в соавторстве с С.Бубенновым и В.Маликовым). Сам материал диктовал аскетичное, лаконичное решение. Данная работа выполнена в традициях «сурового стиля», характерного для искусства того времени. Следующим важным этапом стало оформление банкетного зала гостиницы «Татарстан» (1970). В композиции, навеянной татарскими народными сказками, сочетание синей и белой кожи со светло-серебристым металлом действительно придает изображению сказочную таинственность.

В оформлении фасадов Татарского академического театра им. Г. Камала (1985) Р. Кильдибеков использовал мозаику. Издалека изображения напоминают национальный орнаментальный узор, а при близком рассмотрении они образуют глаза, бороду, усы знаменитого персонажа татарского фольклора Шурале.

Мозаики Рустема Кильдибекова, украсившие фасады общественных зданий в Мензелинске и Набережных Челнах, стали своеобразными визитными карточками этих городов.

Среди гобеленов, созданных в соавторстве с Марией Семеновной Кильдибековой и выполненных из натуральной шерсти в технике ручного ткачества, выделяется триптих «По мотивам народных сказок» («Су анасы», «Сак-Сок», «Шурале»), где в символической форме воплощаются сказания татарского народа, вобравшие в себя языческие представления, общетюркские мотивы и коранические предания. Гобелены триптиха построены по единому композиционному принципу. В центре каждой части – главный персонаж, изображенный на фоне квадрата, несущего в себе объединяющую идею Каабы.

Гобелен «Труппа «Сайяр» (автор – Р. Кильдибеков) посвящен первой татарской труппе и рассказывает об одном из ее представлений, которое разворачивается на деревенском майдане. Композиционное решение близко к восточной миниатюре: фигуры словно рассеяны по ковру группами. На цветочной поляне расположились музыканты; в центре композиции – обрамленная занавесом импровизированная сцена с двумя актерами в национальных костюмах; слева группа молодых девушек и парней, поглощенных зрелищем, а на горке в отдалении шакирды, наоборот, с укором наблюдают за происходящим…

Станковую живопись Р. Кильдибекова отличают декоративно­пластическое богатство, символичность образов, разнообразие цветовых решений. В цикле произведений, посвященных татарским народным промыслам («Кукморские валенки», «Арский натюрморт» и др.), представлены целые пласты материальной и духовной культур татар. Здесь проявились любовь художника к яркому сочному цвету, природное чувство декоративности, выраженное как в контрасте цветов, так и в тональной гармонии, а также стремление к пластической и ритмической завершенности композиции. В полотнах, посвященных образу Габдуллы Тукая и его поэзии, а также древней культуре мусульманского Востока («Паломники», «Танцующий дервиш», «Соколиная охота»), художник, уходя от обыденности, создает глубоко символические образы, воссоздающие историческую память татарского народа.

Произведения, созданные Кильдибековыми в разных жанрах и техниках, отличают глубокое проникновение в суть духовной культуры татарского народа и стилистическое многообразие.

Авторы представленных работ достойны присуждения им высокого звания лауреатов Государственной премии РТ имени Г.Тукая.

Рауза СУЛТАНОВА,

кандидат искусствоведения

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще