21 августа 2019  8:14
Распечатать

Легкие сны Булата Гильванова

Опубликовано: 10.08.2010 0:00

О казанском художнике Булате Гильванове хочется сказать — светлый. Несмотря на то, что он темноволосый, черно-глазый и смуглый. А еще просится слово «легкий». Его творчество, его картины такие же — в них свет надежды и любви к жизни. И даже если сюжет печален, то грусть — легкая. Недавно в Елабуге, на родине автора, открылась его персональная выставка «Сны Алтынчеч».

С полотен на зрителя смотрят красивые девушки в старинных одеждах. Длинные косы, изящные украшения, а в руках — оружие. Они спокойны и сосредоточены и отступать не собираются. Такими изобразил Булат Гильванов легендарную Алтынчеч и ее подруг-воительниц. О них сложено немало сказаний. Одно из них гласит, что во время нашествия Тамерлана сорок девушек во главе с дочерью булгарского царя, надев доспехи, направились в Биляр, чтобы защищать город. Силы были неравными — юные красавицы погибли в бою.

 Образ Алтынчеч — символ несгибаемой воли народа и надежды на возрождение, считает художник. Он уверен, что именно этот персонаж — достойный кандидат на роль «национального героя». Главная задача татарского искусства сейчас, по его мнению, — это дать ответ глобализации. А как это сделать? Создать образ, который был бы привлекателен, особенно для молодого поколения, и обладал бы такой силой обаяния и очарования, чтобы суметь перетянуть чашу весов в противостоянии с массовой культурой. 

Художник озадачен и соответствием историческому образу. Как выглядела Алтынчеч, положим, неизвестно, но вот одежда, украшения, различные детали должны быть именно из той эпохи. Их Гильванов воспроизводит по археологическим находкам,  реконструкциям. Это не фэнтези, а исторические картины, но романтизм в них все-таки присутствует. 

Автор старается в своей серии изображать реальных, ныне живущих девушек, чтобы соединить прошлое и день сегодняшний. И еще показать: наши девушки очень разные.

— Я хочу, чтобы зрители почувствовали: это были реальные люди, они о чем-то думали, переживали, принимали решения, радовались, надеялись… И сны им приходили светлые, душевные, ведь это же были молодые девушки.

А сны — это вторая часть выставки. Представленные на ней картины сам художник делит на две категории: реалистическую живопись (исторический портрет, о котором уже сказано) он объединил со своими творческими поисками — работами в стиле этнофутуризма. Вот тут-то — образы, словно из ночных грез жившей когда-то принцессы. Нежные краски и полутона, словно из тумана появляются силуэты — порой художник своей кистью оставляет зрителю только легкий намек, и в эти картины надо вглядеться, они будят воображение, создают особое, раздумчивое настроение.

Выставка открылась в художественной галерее Елабужского государственного музея-заповедника, по соседству с домом-музеем Ивана Шишкина. Посещение этого музея стало самым ярким детским впечатлением Булата. «Я хочу рисовать, как Шишкин!» — воскликнул он тогда, и вскоре отец отвел его в художественную школу, которая тоже носит имя великого живописца. Потом Булат учился в Набережночелнинском училище искусств, далее — в Санкт-Петербургском академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. А затем Гильванов выбрал Казань. Сегодня он выставляется во многих городах России и за рубежом. Гильванов — лауреат республиканских премий имени Баки Урманче (за серию «Сказание о Юсуфе») и Мусы Джалиля (за цикл произведений «Алтынчеч»).

Кстати, проект, посвященный девушкам-воительницам, будет продолжен: написано пока 15 портретов из 40. Возможно, эту легенду художник раскроет и через мужские образы — отца Алтынчеч Алтынбека, поэта Кул Гали.

В поисках путей самовыражения Гильванов не ограничивается живописью. Он пишет стихи, а в последнее время увлечен театром — выступает в качестве художника-постановщика в команде Рената Аюпова, главного режиссера Казанского татарского государственного театра юного зрителя. В копилке — «Угасшие звезды» по Кариму Тинчурину, «Юсуф и Зулейха» по Кул Гали, шекспировский «Король Лир». Булат открыл и небольшой секрет: с Ренатом Аюповым они задумали спектакль об Алтынчеч, и художник, как знаток этой темы, взялся за написание сценария.

Едва ли не половина представленных на экспозиции работ написана в Елабуге. К тому же Гильванов — постоянный участник арт-проектов музея-заповедника, по условиям которых часть картин остается в здешней коллекции. И вообще — родина всегда вдохновляет, признается художник. И сам город, и его история, и люди, которые здесь живут. Его здесь тоже любят, как, впрочем, и в Набережных Челнах, и в Казани…

Да в какую бы страну Булат ни приехал, везде его сразу же принимают за своего, смеются и даже немного завидуют коллеги. А секрет прост — открытость. Легкость и свет.


Автор статьи: СЕЛЬСКОВА Марина
Выпуск: № 161 (26798)


Добавить комментарий

Кадр-из-фильма-Байгал 19.08.2019

Киномарафон завершится премьерой

Новые татарстанские фильмы будут представлены широкому казанскому зрителю в преддверии празднования Дня Республики....
1540
печен-базар 16.08.2019

Культурная палитра чемпионата

Уже на следующей неделе Казань примет «Олимпиаду для рабочих рук» – так называют чемпионат мира по профмастерству WorldSkills....
2810
театральный-сабантуй 15.08.2019

Сабантуй и в театре Сабантуй

17 августа в Тюлячинском районе состоится XII Республиканский театральный сабантуй, на который съедутся артисты и сотрудники одиннадцати государственных театров Татарстана....
3200
Яблочный-спас 15.08.2019

В Красновидово на Яблочный спас

По традиции основными площадками музейно-фольклорного праздника «Яблочный спас в селе Красновидово» станут 18 августа Литературно-мемориальный музей А.М.Горького и прилегающая к нему территория....
3660
Экият 15.08.2019

Театр «Экият» ждёт перемен

В Татарском государственном театре кукол «Экият» прошёл традиционный сбор труппы, для которой предстоящий сезон может стать поворотным....
2300
  • Мнение

    Ольга ВАСИЛЬЕВА, министр просвещения РФ:

    ВАСИЛЬЕВА4

    Масштаб чемпионата WorldSkills говорит о его влиянии как на развитие образования в стране, так и на динамику международного диалога. Сравнивая инновации в образовательных системах мира, рассматривая лучшие практики, мы сможем усилить интерес молодёжи к профессиональному мастерству. Уже более половины наших школьников рассматривают рабочие профессии в качестве своего приоритета.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    21 августа

    Ирина Николаевна Бакова (1973), директор казанской гимназии №102, депутат Госсовета Татарстана.

    Гали Юнусович Даутов (1931), член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки и техники России и Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров