22 сентября 2019  6:35
Распечатать

За вдохновением в Елабугу

Опубликовано: 13.08.2009 0:00

Лет шесть назад, когда я, сев за компьютер, набирала в поисковой строке слово «Елабуга», Яндекс выдавал немногочисленные новости от информагентства, где я тогда и работала, да ссылки на несколько местных сайтов. Сегодня в Интернете море информации о камском городе, о нем знают и во всей стране, и за рубежом.

Это — плоды реализации стратегии по продвижению Елабуги в экономическом и культурном пространстве. Сам этот процесс сегодня невозможно представить без участия сотрудников Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Постепенно это учреждение стало одним из градообразующих — в том смысле, что оно формирует городскую культурную среду. О секретах достигнутого успеха и о том, что Елабуга предлагает туристам сегодня, мы беседуем с генеральным директором музея-заповедника Гульзадой Руденко. Поводом для встречи стало двадцатилетие возглавляемого ею учреждения, которое будет отмечаться в конце августа.

Открываю дверь и замираю в удивлении: со времени, что я здесь не была, комната превратилась в настоящий музейный зал. В таких кабинетах работали деятели XIX века — старинный тумбовый стол, шкаф, часы с маятником. Таким и должно быть рабочее место того, кто руководит всеми музеями города.

— Вся эта мебель, — поясняет Гульзада Ракиповна, — из фондов учреждения, над ней потрудились здешние реставраторы. К примеру, этот стул с тисненой кожаной обивкой некогда стоял в конторе знаменитых елабужских купцов Стахеевых.

— Я для себя решила, что кабинет обустрою только после того, как у нас везде будет порядок, — говорит директор.

И это так. Экспозиции всех музеев обновлены и открыты новые, реализованы десятки художественных проектов, Елабуга принимает уже до 100 тысяч туристов в год, а на пристани «толпятся» круизные теплоходы, посмотреть на «жемчужину Прикамья» приезжают многие известные люди. Издано немало книг об истории города, установлены связи с потомками именитых елабужан по всему миру, проводятся научные конференции и чтения…

— Гульзада Ракиповна, и о вас, и о сотрудниках музея-заповедника говорят как об очень активных людях. Что вами движет?

— Если говорить обо мне, то это — неугомонный характер. И в школе, и в институте я была в активе — председателем совета отряда, членом комитетов комсомола, командиром стройотряда. Всегда считала: если уж ты взялся за что-то, то делай с интересом, ответственностью и себе в удовольствие. Моя нынешняя работа мне очень нравится, и я благодарна судьбе, что попала в Елабугу.

 Конечно, чтобы творить, нужны команда и творческая обстановка, которую мы постарались создать в коллективе. Мысль должна всегда работать, тогда и результат будет интересным. Только так мы сможем сделать наш город привлекательным для туристов не на один раз, чтобы побудить их приезжать снова и снова.

На протяжении семи лет, что я здесь работаю, наш коллектив ежегодно удивляет чем-то необычным, появляются новые объекты туристического показа. Хотя, вы знаете, входить в мир мэтров музейного дела России было нелегко. Но вот только что я разговаривала по телефону с одним из известнейших деятелей на этом поприще, генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисой Ивановной Аксеновой, и она призналась, что в восторге от Елабуги. Очень приятно, что сегодня с нами считаются, ставят с собою вровень…

Гульзада Руденко, приехав на работу в Елабугу, не была здесь чужаком: впервые в этом городе она оказалась еще в 1971 году, переехав с родителями из Арского района. Здесь она окончила школу и педагогический институт. Из воспоминаний тех лет — улица Карла Маркса (ныне Казанская, центральная туристическая), по которой прогуливались по вечерам, озера за рекой Тоймой, куда ходили купаться. Моя собеседница помнит и кабинет, в котором сейчас трудится, — прежде тут был читальный зал библиотеки. В общем, все связано именно с исторической частью, где ныне расположен музей-заповедник.

Переезд в Набережные Челны заставил как бы отодвинуть на периферию памяти ту провинциальную Елабугу. Стремительные ритмы бурно развивающегося автограда, работа на КамАЗе, на комсомольском и партийном поприще, в сфере культуры, жизнь за границей — все это, казалось, окончательно сорвет ее с елабужской орбиты. Но нет. Зато вернувшись в город юности спустя много лет, Гульзада Ракиповна почувствовала его совсем иначе. А чем же отличается Елабуга сегодняшняя от той, что запомнилась ей с прошлого века?

— Во-первых, теперь здесь огромное количество туристов! По городу снуют экскурсионные автобусы, прежде такого, конечно, не было, — отвечает Руденко. — Во-вторых, изменилось отношение к Марине Ивановне Цветаевой. В те годы ее имя не звучало. Дом, где она провела последние свои дни, я отлично помню: часто бывала в нем, тут жили мои самые близкие институтские подруги. Я знала, что здесь пребывала Цветаева, но это меня никак не трогало. Сегодня же испытываю особое чувство, когда захожу в этот дом. Мы сумели раздвинуть границы и громко говорим сегодня не только о Шишкине, но и о Цветаевой, Бехтереве, Дуровой, о других известных людях, живших в нашем городе. И имя Елабуги звучит теперь значительно чаще, нас больше знают в России.

— Как вы думаете, какой была бы сейчас Елабуга, не будь здесь музея-заповедника?

— Наверное, многое было бы уже потеряно. Но тогда была создана охранная территория, где сегодня расположены 195 памятников истории и архитектуры, которые вошли в единый государственный реестр, появился отдел охраны памятников. Благодаря этому удалось сохранить архитектурную целостность, отличающую Елабугу от многих исторических городов.

— Столько памятников архитектуры утеряно во многих городах России, начиная со столицы… Вы можете сказать, что в Елабуге за последние годы не разрушено ни одного исторического здания?

— Да, я могу сказать, что за последние пять лет ни одно здание не было разрушено. Это политика руководства нашего города, а ведь далеко не везде все так благополучно. Я совсем недавно была в Суздале, куда ездят миллионы туристов, и ожидала увидеть нечто необыкновенное. Действительно, там, где располагаются объекты музея-заповедника, — просто оазис, но за его пределами — разруха. Елабуга тоже была такой лет 12-15 назад, в исторической части появлялись вкрапления современных домов. То, что сделано с тех пор, должно быть записано в истории города. Сейчас действует договоренность о том, что на охранной территории нового строительства вестись не будет…

Основным условием владения зданием-памятником является заключение охранных обязательств. Ведется технический надзор за проведением строительных и ремонтных работ на фасадах. Направляются предписания с требованием вовремя приводить здания в порядок, чтобы они не разрушались. В итоге у 99 — отличное состояние, у 59 — хорошее, а ремонта требуют 24.

— Двадцать лет назад в Елабуге действовали только два музея — Ивана Шишкина и краеведческий, — продолжает Руденко. — С созданием музея-заповедника начали комплектоваться фонды (за 15 лет численность экспонатов возросла с 300 единиц  до 40 тысяч), в 1993 году появились музей-усадьба Надежды Дуровой, выставочный зал, который привлек художников, начали устанавливать новые памятники. Сегодня действует 25 подразделений, 14 из которых — музейной и выставочной направленности. Это, кроме уже названных, литературный музей Цветаевой и Дом памяти, музей уездной медицины, музей-театр «Трактир», Художественный салон, картинная галерея и многое другое. Осуществить все это нам, государственному учреждению, было бы невозможно без поддержки министра культуры республики Зили Рахимьяновны Валеевой и мэра Елабуги Ильшата Рафкатовича Гафурова.

Заповедник взял на себя организацию туристического бизнеса в Елабуге, став единственным в России туроператором среди музейных учреждений. Гульзада Руденко уверена, что в перспективе эта работа будет давать еще более ощутимый результат. Подсчитано, что каждый турист оставляет в городе как минимум 500 рублей: в музеях, магазинах, кафе, гостиницах, расходуя средства на транспортные услуги и сувениры. По новой программе «На выходные — в Елабугу!» стало приезжать много челнинцев, для которых организованы специальные туристические рейсы. А в сентябре здесь состоится семинар по линии ЮНЕСКО, на котором музейщики Елабуги будут делиться своим опытом туристической деятельности с коллегами.

Еще одно направление — музейно-образовательная деятельность. Занятия проводятся ежемесячно для двух тысяч детей.

— Несколько лет назад, общаясь со школьниками, я увидела, что практически никто из них не знает, где находится музей истории города, — вспоминает моя собеседница. — А на стенах старинных зданий и даже на памятниках красовались разные надписи. Тогда мы решили, что именно музей-заповедник дол-жен воспитывать у детей чувство гордости за родной город, прививать знание своей истории. Разработали программу «Музей и школа», к которой стараемся привлекать максимальное количество детей. За четыре года достигли хороших результатов. В исторической части нет ни одного здания, где бы вы увидели надписи. Дети знают, где находятся музеи, и могут показать дорогу приезжему человеку, да еще и экскурсию провести. С прошлого года среди учащихся по этой программе проходит конкурс «Моя Елабуга». Те, кто знает историю города лучше всех, награждаются поездкой. В прошлом году дети ездили в станицу Вешенскую, в музей-заповедник Шолохова, нынче — во Владимир и Суздаль. Мы специально выбираем не столичные города, там дети еще побывают за свою жизнь, а вот в таких местах, может быть, и не доведется…

Заповедник ведет обширную печатную деятельность — за пять лет выпущено 54 издания. Это репринтные очерки Ивана Васильевича Шишкина, отца художника, «История города Елабуги» Николая Ивановича Шишкина, впервые и единственный доселе раз изданная в 1901 году. Это материалы о Марине Цветаевой, книги к 1000-летию города, исследования, касающиеся репрессированных, военнопленных. Идет работа по исследованию родословных Шишкиных, Бехтеревых, Дуровых. Готовится сборник материалов об известном полярнике Николае Пинегине, который родился в Елабуге, но мало кто из горожан об этом знает. В общем, есть масса интересного, чем хотелось бы поделиться.

— А елабужане интересуются историей. Когда к ним приезжают гости, они идут с этими книгами в музеи, и это тоже маленькая победа музея-заповедника, — рассказывает Гульзада Ракиповна. — Я переживала, подводя итоги прошлого года: небольшим было количество посетивших музеи горожан. А этой весной, в Международный день музеев, мы организовали для местных жителей бесплатное посещение наших объектов. Это был рабочий день, но люди шли и шли, музеи не закрывались до полуночи, их посетили 5,5 тысячи елабужан. Я была потрясена!

— Гульзада Ракиповна, представьте, что к вам приехали издалека ваши лучшие друзья, но у них очень мало времени, чтобы посмотреть город. В какие три места вы бы их отвезли?

— Обязательно на Елабужское городище. А потом — в Краеведческий комплекс и в музей Ивана Шишкина.

А вообще-то у нас десять туристических маршрутов по городу. А еще — по шишкинским местам в национальном парке «Нижняя Кама». Для туристов работают все наши музеи, Библиотека Серебряного века с богатейшими фондами, Художественный салон, где можно приобрести картины художников и работы народных умельцев. Можно покататься на фаэтоне, побродить по улицам — во все времена года историческая Елабуга хороша. Для людей творческих наш город — источник вдохновения.

— Что еще интересного можно сотворить в городе? Например, многие, оказываясь на высоком холме над Камой, где стоит городище, говорят: вот бы полететь отсюда на параплане!

— Ну, это вполне вероятная вещь, мы ее даже обсуждали. Этим просто надо заняться, предварительно все просчитав. Я мыслю реально и всегда соизмеряю желаемое с сегодняшними возможностями. Если понимаю, что идея должна «отлежаться», то не форсирую события. Поэтому расскажу об уже утвержденных планах. Мы собираемся открыть вторую очередь художественной галереи, в октябре представим очередной объект туристического показа — Портомойню, беремся за создание музейно-образовательного центра, где разместятся также наши интерактивные мастерские и клуб военно-исторической реконструкции «Литовские уланы». А в краеведческом комплексе появится наконец-то зал современной Елабуги…

Ну а совсем скоро в Елабуге состоится вторая Спасская ярмарка, которая была возрождена после почти 70-летнего перерыва. В прошлом году это событие стало настоящим праздником, его посетило около 25 тысяч человек. Отныне решено отмечать в это время и День города. Ярмарка пройдет с 21 по 23 августа, на нее собираются приехать около 200 мастеров декоративно-прикладного искусства из 35 городов страны. По случаю праздника Спаса тут будут торговать медом, орехами, яблоками. На фестиваль колокольного звона приедут 20 звонарей, а 30 российских художников примут участие в IV Всероссийском симпозиуме по современной живописи «Зарисовки с ярмарки».

И это, пожалуй, лучший способ, каким музей-заповедник мог бы отметить свой день рождения.

 

 

 


Автор статьи: СЕЛЬСКОВА Марина
Выпуск: № 161-162 (26538-26539)


Добавить комментарий

музыкальный-фестиваль 20.09.2019

Фестиваль на окраине

В столице Татарстана впервые пройдёт Открытый музыкальный фестиваль «Звучание Казани», старт которому будет дан первого октября – в Международный день музыки....
2230
альфия-авзалова 19.09.2019

Народной артистке откроют памятник

20 сентября на Ново-Татарском кладбище в Казани состоится открытие надгробного памятника выдающейся татарской певице Альфие Авзаловой....
3540
этноконфессиональный-фестиваль 19.09.2019

Мозаика культур на фоне Кремля

21 сентября на Кремлёвской набережной столицы состоится V Республиканский этноконфессиональный фестиваль «Мозаика культур»....
2080
Филармония 19.09.2019

Камертон для души

Официально новый творческий сезон Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая стартует 26 сентября, но по традиции, не дожидаясь этого срока, филармонические коллективы и солисты дали двух­часовой благотворительный концерт....
1730
Золотая-Орда-выставка 19.09.2019

«Золотая Орда»: прощание с выставкой

Считаные дни остаются до того момента, когда в центре «Эрмитаж-Казань» начнётся демонтаж выставки «Золотая Орда и Причерноморье....
1660
  • Мнение

    Андрей АНИСИМОВ, главный хирург Минздрава РТ, заместитель главврача по хирургии Казанской горбольницы №7:

    АНИСИМОВ

    Мы открыли новое и единственное в республике отделение – по пересадке печени и лечению заболеваний, которые доводят пациента до трансплантации. Получили лицензию Росздравнадзора. Направление крайне востребовано – ежегодно в пересадке печени в Татарстане нуждаются 70–80 человек.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    23 сентября

    Роберт Фаритович Галиуллин (1978), торговый представитель Татарстана в США.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров