5 апреля 2020  3:12
Распечатать

«Золотой век», который мы потеряли?

Опубликовано: 09.06.2009 0:00

За последнее время один за другим ушли из жизни замечательные актеры-качаловцы — народные артисты России и Татарстана Евгений Кузин, Юрий Федотов, Галина Ишкова. Дебютировав в далекие шестидесятые, каждый из них отдал качаловской сцене более сорока лет! И как важно именно сейчас, пока еще свежи в памяти их роли, живые интонации, неподражаемое актерское и человеческое обаяние, запечатлеть все это в деталях, нюансах, чтобы потом было что осмысливать и сравнивать в контексте театральной истории. Ведь чем дальше, тем сложнее будет это сделать. Человеческая память, увы, вещь ненадежная, и то, что сегодня  безраздельно принадлежит ей, завтра придется собирать по крупицам из разных источников, полагаясь только на удачу.

Это, пожалуй, первое, о чем невольно задумываешься после прочтения новой книги Юрия Благова «Качалов и качаловцы» (Казань, 2008 год). При всей скромности полиграфического исполнения этого издания, выпущенного на спонсорские деньги, — по сути, перед нами первая попытка запечатлеть «для истории» творческий облик корифеев качаловской сцены послевоенных десятилетий. Под одной обложкой собраны действительно знаковые имена  — Николай Якушенко, Людмила Милова, Евгения Лисецкая, Александр Гусев, Николай Провоторов, Вера Улик, уже упомянутый Евгений Кузин (отметим в скобках, что каждый из них, безусловно, достоин отдельной книги). Причем главная ценность этих очерков заключается в том, что они написаны на основе личных встреч и зрительских впечатлений автора. Кроме того, в книге использованы уникальные документы, хранящиеся в  музее театра, так называемой «качаловской комнате», ныне, к сожалению,  уже не существующей. Но фонды музея стараниями его заведующего Юрия Алексеевича Благова продолжают пополняться новыми материалами и экспонатами.

Сегодня Юрия Благова справедливо называют главным хранителем казанской театральной истории, не всегда, впрочем, догадываясь, какой это тяжкий крест. Взять тот же музей Качаловского театра, у которого до сих пор нет   даже юридического статуса. А теперь у него отобрали и помещение.   В 1993 году «качаловскую комнату» пришлось закрыть в связи с реконструкцией театра. Музейные экспонаты переехали в соседнее помещение, но вскоре и его пришлось освободить для каких-то срочных нужд, а под музей «временно» выделили две крошечные комнатки, совершенно не приспособленные для хранения музейных предметов, где он и ютится вот уже более десяти лет. На мой взгляд, факт симптоматичный, особенно в преддверии 220-летия Качаловского театра, которое будет отмечаться в 2011 году.

Напомним: русский театр в Казани возник лишь немногим позже старейших столичных театров России — Александринского в Петербурге и Малого в Москве, созданных сразу после известного указа Екатерины II от 30 августа 1756 года («Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр… »). На казанской сцене   играли многие выдающиеся русские актеры, среди них — Петр Плавильщиков, Михаил Щепкин, Павел Мочалов, Василий Живокини, Александр Мартынов. Здесь взошла звезда Полины Стрепетовой, Марии Савиной, Василия Качалова… В годы антрепризы Петра Михайловича Медведева, длившейся с небольшими перерывами с 1867 по 1888 год, Казань называли «Поволжскими Афинами», а городской театр был поистине кузницей кадров для Императорской сцены — той же Александринки и Малого театра.  Кроме того, в 1874 году Медведев формирует оперную труппу, положив тем самым начало казанскому музыкальному театру.  И это лишь самые известные факты из предыстории Качаловского театра. Однако где обо всем этом можно прочитать подробнее, со ссылками на документы, мемуары и современными комментариями историков театра? Как, впрочем, и о казанской театральной жизни XX века и многих  выдающихся  деятелях русского театра, составивших славу качаловской сцены в предреволюционный, советский, постсоветский периоды?..

История двух веков существования в Казани русского театра, под сильным влиянием которого шло становление и татарского театрального искусства, по большому счету, до сих пор не написана. Не считая разрозненных публикаций и небольших книжек и книжечек (некоторые размером с ладонь и тоньше ученической тетрадки), автором которых в большинстве случаев является все тот же Юрий Благов. Не состоялось и юбилейное, к 200-летию театра, издание «кратких очерков» театральной истории Казани, которое поныне значится лишь в перспективных планах Таткнигоиздата.

Книга «Качалов и качаловцы», хотя на ее титуле и значится «Часть первая» (то есть нам обещано продолжение театральной летописи), к сожалению, тоже не может претендовать на то, чтобы восполнить все пробелы и стать, как сейчас говорят, презентационным изданием. Это не история театра, а лишь ее абрис. За точку отсчета автор берет приезд  и пребывание в Казани молодого, по сути, начинающего актера Василия Качалова  и впервые обобщает весь тот материал, который проливает свет на три «качаловских» сезона  — с 1897 по 1900 год, ставших в определенном смысле судьбоносными для Казанского городского театра. Хотя, как следует из очерка, по тем временам Качалов был далеко не самой яркой фигурой на казанской сцене и публика обратила на него внимание лишь к началу третьего, последнего сезона… Прививший казанцам высокую театральную культуру Медведев тогда уже покинул город, и на его место пришел не менее известный антрепренер М.М.Бородай, который и принял в казанскую труппу «на выходные роли» еще никому не известного Качалова. А попытать актерское счастье в Казани ему посоветовал знаменитый артист  Александринского театра Владимир Давыдов, в свое время снискавший славу на казанских подмостках… Вот так, из попутных фактов и авторских отступлений, мы все-таки узнаем кое-что и о том, что предшествовало «качаловским» сезонам. Но это лишь отзвуки, эхо «золотого века» казанской театральной истории.

Все последующие очерки, посвященные актерам-качаловцам, во многом определявшим творческий почерк театра в 1940-1970 годы, тоже имеют определенный исторический контекст, правда, к большому сожалению, местами  еще не свободный  от идеологических установок тех лет. В результате люди постарше, те, кто, скажем, помнит московскую театральную «оттепель»   конца пятидесятых — начала шестидесятых годов, отголоски которой ощущались и в Казани, думается, будут несколько разочарованы слишком сдержанным, почти газетным стилем авторского повествования, не передающим истинный аромат той театральной эпохи. И тем более не найдет эмоционального отклика рассказ о ней у молодого читателя.

Но больше всего удручает другое. Буквально бросается в глаза, что бюджет книги составляли какие-то ну очень небольшие деньги. Видимо, в силу этого ее издатель (ООО ПКФ «Реноме») был вынужден экономить даже на корректуре, не говоря уже об участии в создании книги профессионального художника-дизайнера и литературного редактора. А они бы здесь ой как не помешали.

И все же не будем забывать: если бы не многолетние и самоотверженные, иначе не скажешь, усилия заслуженного деятеля искусств РТ Юрия Благова  донести до нас, пусть по частям и без роскошных переплетов, историю одного из старейших театральных коллективов России, то казанские театралы до сих пор не имели бы даже такого скромного издания. Ведь в самом театре, похоже, больше никому до этого нет дела. Ни денег, ни славы на уважительном отношении к театральной истории нынче не заработаешь. Это, повторюсь, тяжкий крест.  И желающих подставить свое плечо, как всегда, находится немного. В отличие от желающих бросить камень…

Тревогу вызывает и дальнейшая судьба музея театра. Кстати сказать, проектом реконструкции  для него предусмотрено просторное, специально оборудованное помещение, но театральная администрация в лице г-на Славутского (с недавних пор он не только художественный руководитель, но и директор КАБДТ им. В.Качалова) не торопится официально задокументировать данный факт и передать помещение заведующему музеем. А тем временем его экспонаты, среди которых есть действительно уникальные, продолжают храниться без соблюдения элементарных норм безопасности, можно сказать, в антисанитарных условиях. Гибнут, одним словом. По всей видимости, после того как в атриуме театра был установлен бронзовый бюст Василия Качалова, администрация сочла раз и навсегда выполненным свой долг перед великими предшественниками.

Между тем музейная коллекция Качаловского театра  насчитывает уже почти 20 тысяч экспонатов! Это — театральные программы и афиши, эскизы и макеты декораций, личные архивы и мемориальные вещи актеров, режиссеров, художников, театральные костюмы, раритетные издания и огромный уникальный фотоархив (более десяти тысяч снимков, начиная с конца девятнадцатого века!). Здесь же  — материалы по истории Чистопольского и Бугульминского театров, Казанского ТЮЗа и оперного театра, Татарского театрального техникума и многое другое.

 Думается, даже при благоприятном раскладе событий будущая музейная экспозиция Качаловского театра сможет вобрать лишь часть этой богатейшей коллекции. А потому те, кому небезразлична  театральная история Казани, и в первых их рядах — Юрий Благов, давно и активно продвигают идею создания в Казани Государственного музея театральной и музыкальной культуры Татарстана (наподобие Бахрушинского музея в Москве). Вроде бы для него уже и место определили — в здании бывшего купеческого клуба «Шарык», или так называемого Восточного клуба (ныне — ул.Татарстан, 8), однако дальше этого дело пока не сдвинулось. Между тем передать хотя бы часть своих архивов специализированному музею были бы рады и в других театрах, где «музейные комнаты»   тоже нередко существуют на положении пасынков и больше напоминают складские помещения, нежели святая святых  для всех истинных театралов, для каждого культурного человека.

 

 


Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Выпуск: № 114 (26491)


Добавить комментарий

онлайн-театры 02.04.2020

Слушаем сказки онлайн

Показ своих архивных спектаклей организуют театр кукол «Экият», Казанский ТЮЗ, Тинчуринский театр и Набережночелнинский татарский драматический театр. Кроме этого, в течение всей недели артисты театра «Экият» в прямом эфире читают татарские и русские народные сказки....
3920
культуры-татарстана 01.04.2020

На стыке двух цивилизаций

Культура Татарстана веками развивалась на стыке двух цивилизаций – восточной и западной, что и объясняет её многообразие. Отражая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики....
5380
Газиев1 31.03.2020

Как пели татары сто лет назад

Народный артист Татарстана и Башкортостана певец Идрис Газиев давно занимается изучением истоков и традиций татарского музыкально-исполнительского искусства....
7380
выставка-крым 31.03.2020

В Елабуге гостит выставка «Народы Крыма»

Показать полуостров с новой, незнакомой многим стороны – такую задачу поставили перед собой организаторы выставки «Народы Крыма»....
4330
Тантана 30.03.2020

«Триумф» на карантине

Онлайн-трансляция десятой церемонии вручения театральной премии «Тантана» («Триумф») почти не потеряла в зрелищности и набрала тысячи просмотров в Интернете....
5390
  • Мнение

    Борис МЕНДЕЛЕВИЧ, депутат Госдумы РФ от Татарстана, заслуженный врач республики:

    МЕНДЕЛЕВИЧ

    Что касается продлённых до конца апреля выходных дней, это решение было ожидаемым. И это, учитывая масштаб опасности, вполне разумно. Сейчас много споров о том, что приоритетнее – борьба с коронавирусом или противостояние кризису в экономике. С точки зрения стратегии могу сказать: нет ничего важнее, чем здоровье и человеческая жизнь.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    5 апреля

    Миляуша Лябибовна Айтуганова, директор объединения «Татаркино», заслуженный деятель искусств Татарстана.

    Азат Ильдусович Зиганшин (1973), депутат Госсовета Татарстана, гендиректор акционерного общества «Татагролизинг».

    Николай Владимирович Савицких (1960), депутат Госсовета Татарстана, первый заместитель гендиректора – директор Казанского авиационного завода им. С.Горбунова – филиала ПАО «Туполев».

    Равиль Шигапович Шарафеев (1938), актёр театра им. Г.Камала, народный артист России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров