25 апреля 2019  10:57
Распечатать

Судьбу осилит смеющийся

Опубликовано: 23.10.2008 0:00




Хабир Ибрагим (литературный псевдоним Ахир) — типичный татарский литератор. Ему свойственны всеохватность и плодовитость: он пишет стихи и прозу, сочиняет тексты песен, комедии, мелодрамы и киносценарии.

К пятидесяти годам по его произведениям поставлено около двадцати спектаклей в театрах Татарстана и России, снято четыре полнометражных художественных телефильма.

Он автор трех книг, лауреат конкурсов «Татарская пьеса» (1998) и «Новая татарская пьеса» (2006). Главное, что выделяет Хабира Ибрагима среди собратьев по перу, — пристрастие к вымирающему жанру социальной сатиры.

— В одной из твоих характеристик сказано: «…имеет активную жизненную позицию, в своих многочисленных печатных публикациях смело высказывается о самых насущных проблемах нашей действительности и вместе со всей общественностью ищет пути решения проблемных вопросов». Расскажи, какие пороки ты бичуешь в своих произведениях?

— Больше всего я не люблю обманщиков, пропащих алкоголиков и упертых фанатиков. С другой стороны, я не Салтыков-Щедрин и не могу сказать, что в сатирических повестях «Мухтар и Туктар», «Халявщик» бичевал эти пороки. Я по-своему люблю своих героев и жалею их, ведь прототипы многих из них мои односельчане, коллеги по работе.

— Как ты, родившийся в благополучной семье председателя колхоза, выработал в себе страсть к социальной сатире? Небось в детстве как сыр в масле катался?

— С точностью до наоборот. Ко мне, самому младшему — чет-вертому — ребенку в семье, отец был особенно строг. Он считал меня бездельником. Старший брат был отцу помощником во всех делах: запрягал лошадь, чинил забор, а я часами мог сидеть и фантазировать. Однажды в стоге сена замечтался до того, что не заметил, как приятели бросили в костер мою старую потертую шубу. За нее мне досталось от родителя как за испорченную обновку.

Когда в 1976 году поступил в институт культуры на факультет культурно-просветительской работы, поневоле хорошо учился. Троечников лишали стипендии, а это для меня означало голодную смерть. Отец мог завалить меня картошкой, мясом и овощами, но предпочитал, чтобы я наравне со всеми жил от стипендии до стипендии в общаге, питался комплексным обедом за 40 копеек в столовой, носил старомодный кримпленовый костюм и дешевое драповое зеленое пальто, в котором походил на крокодила или ходячее одеяло. Добавь к этому образу длинные, до плеч, волосы по моде тех лет…

— Ты от природы обладал веселым нравом и ироническим взглядом на действительность?

— Опять с точностью до наоборот — в юности я был меланхоликом и романтиком. Когда после окончания института вернулся по распределению в родной Апастовский район, стал не только методистом, но и… диссидентом. Хотел совершить переворот в культуре, чтобы район гремел на всю республику. Демонстративно отказался от премии под тем предлогом, что ничего не делал, только бумажки составлял. Юный дурак был, а другой человек спокойно положил мои деньги себе в карман и обвинил меня в том, что я выступаю против политики партии.

В своем нигилизме я дошел до того, что проигнорировал выборы районного судьи. Беспрецедентная наглость по тем временам, когда явка должна была быть стопроцентной. Я сидел преспокойно дома и играл с другом в шахматы, а в восемь вечера ко мне явились члены избирательной комиссии с огромной деревянной урной. Райкомовский шофер Ансар, выглянув из-за красной бандуры, сказал с укоризной: «Ты один остался в районе непроголосовавший». В тот момент мне как раз грозил мат. Одной рукой я держал шахматную фигуру, а другой не глядя положил в урну лист для голосования. Потом люди говорили, что, узнав о моих художествах, первый секретарь райкома якобы вознамерился «выселить» меня за пределы района.

Правда, потом руководство сменило гнев на милость, и меня направили учителем физкультуры в Булгоярскую школу, расположенную в трех километрах от моей родной деревни Бурнашево. Встретили меня кисло и определили вести группу продленного дня — атас для мужчины. Какое-то время я водил детей в столовую, помогал делать домашние задания, а потом впал в депрес-сию. Полгода не работал, чуть не сошел с ума и хотел застрелиться.

В 2002 году по моему кино-сценарию был снят художественный фильм «Одинокий чибис». В нем рассказывается о татарской деревне 50-60 годов прошлого века, когда крестьяне находились на положении крепостных, не имея паспортов. Главный герой этого фильма Рамазан кончает жизнь самоубийством. В этот образ я вложил опыт душевной дисгармонии, пережитой в молодые годы.

— Так где же тебя все-таки благословил бог веселья и озорства Локи, уж не в деревне ли Альмендерово, от названия которой получил имя бессмертный старик Альмандар из знаменитой пьесы Туфана Миннуллина?

— Похоже на то. Когда в 1985 году меня назначили на должность заведующего Домом культуры в Альмендерово (это был пик моей карьеры в провинции), в первый же день альмендеровцы оказали мне «теплый» прием — избили. «За что?»- спросил я, отряхивая грязь. Ответ был исчерпывающим: «А за то, что ты завклубом». Разумеется, я мог бы собрать друзей и достойно ответить обидчикам, но, как человек, увлекающийся шахматами, решил действовать хитроумно.

Тогда в моду входили дискотеки, и я убедил председателя выделить под эту затею три тысячи рублей (огромные деньги по тем временам), съездил в Ка-

зань, закупил аппаратуру, и через несколько дней над входом в Дом культуры красовалась вывеска «Дискоклуб «Робот-М». Почему «М», я и сам не знал. После этого моя популярность среди сельчан выросла.

Освоившись в новой роли диск-жокея, я расширил поле деятельности, и вскоре стенды домов культуры близлежащих районов пестрели афишками «Гастроли дискоклуба «Робот-М». Деньги в карман потекли если не рекой, то уверенным ручейком. Однако все закончилось печально. Как-то раз в деревне Барышево я, как обычно, вышел на сцену и произнес коронную фразу: «Танцуют все!». Но музыка не заиграла. Аппаратура, раздолбанная во время переездов в кузове грузовика, вышла из строя. «Деньги назад!»- угрожающе зашумела толпа. Но денег у меня уже не было, я конвертировал их в застолье, организованное за кулисами. Завязалась драка. Исход ее мог бы быть плачевным, если бы я не догадался произнести волшебные слова: «Ребята, есть водка». «Так бы сразу и сказал», — мигом разжали кулаки барышевские джигиты.

Череда подобных происшествий привела меня к выводу о том, что жизнь абсурдна в своей основе и если относиться ко всему серьезно, то с ума можно сойти.

— То есть ты созрел для того, чтобы писать?

— Возможно. Внешним толчком послужило проведение в 1986 году Фестиваля народных театров. Мне пришлось задуматься: что поставить? Выбрал «Весенние мелодии» Ахата Гаффара. О нормальных декорациях мечтать не приходилось, притащил обугленные бревна, повесил на них гармошку и красную ленту — создал образ трагических военных лет. Текст пьесы оказал-ся мудреным, с очень длинными монологами. Деревенские парни, сорвиголовы, вряд ли стали бы их заучивать наизусть. Я взял да и перевел текст на свой драматический язык, реплики сделал короткими, запоминаемыми. Когда член жюри Фарид Хабибуллин, бывший главный режиссер Татарского тюза, увидел наше выступление на сцене районного клуба в Апастово, пришел в восторг: «Я хотел бы с этим коллективом работать!»

Вдохновленный вручением диплома «За оригинальное режиссерское решение спектакля», я начал сам писать сценарии и пьесы. Одновременно проснулась способность сочинять стихи. Правда, до 30 лет я не мог напечатать ни одного стихотворения. Меня заметил и помог впервые опубликоваться Ркаил Зайдулла.

— Драматург Мансур Гилязов утверждает, что биографии всех татарских писателей похожи, умещаются на двух страницах: приехал в Казань, жил в общежитии, женился, родился ребенок, получил однокомнат-ную квартиру, родился второй ребенок, получил трехкомнат-ную квартиру. Твоя жизнь складывалась по такой же схеме?

— Никаких схем, события моей жизни разворачивались непредсказуемо. Например, в 1989 году я чуть было не стал певцом. Тогда режиссер Эдмас Утяганов снимал на казанском телевидении детский мюзикл по сказке Наки Исанбета «Мырау батыр». Мне и мало кому тогда известному Габдельфату Сафину достались роли слуг — сутулого и стройного. На Рашида Абдуллина — композитора, сочинившего музыку к мюзиклу, — большое впечатление произвели именно мои вокальные данные. «Тренируй голос, — сказал он, — из тебя получится замечательный певец». А Габдельфата Сафина, наоборот, он забраковал, сказав, что голос у него какой-то старческий. А потом все произошло, как у Горького с Шаляпиным, с оценкой музыкального дарования которых тоже ошиблись. Габдельфат стал звездой татарской эстрады, а я стал подвизаться на ниве литературы и журналистики: готовил передачи «В пятницу вечером» и «Браво» на местном телевидении, затем устроился редактором в Татарское книжное издательство, а позже — литературным консультантом в Союзе писателей РТ.

— Ты, конечно, знаком с романом «Мастер и Маргарита», следовательно, и с закономерностью, которая там выведена: где союз писателей, там булгаковщина, чертовщина. Не хотел бы о собратьях по перу написать сатирическое произведение?

— Такое произведение мною уже написано, это рассказ «Молодой поэт». «Молодой» в ироническом смысле, на самом деле главному герою под семьдесят, он живет в отдаленной деревне и считает свое рифмоплетство поэзией (довольно распространенный типаж). Бабай настолько замучил односельчан своими виршами, что те выдвинули ему жесткое требование: «Докажи нам, что ты поэт, — покажи удостоверение». Графоману пришлось отправляться в Казань и искать там Союз писателей. Стоило ему переступить порог старинного особняка, как начались приключения. Один мэтр начал убеждать бабая в том, что настоящий поэт обязательно дол-жен посидеть в тюрьме («Исха-

ки сидел, Джалиль сидел»). Другой пытался раскрутить гостя на дармовую выпивку. В итоге сбитый с толку дед отправился в ОСВОД, готовый довольствоваться членским билетом хоть какого-нибудь общества.

В «Молодом поэте» я поставил под сомнение целесообразность творческого союза по образцу чиновничьего аппарата, с другой стороны, высмеял претенциозную бездарность, безосновательную амбициозность, которые еще нередко встречаются.

— Чем ты намерен порадовать читателей и зрителей в обозримом будущем?

— В свежем номере журнала «Идель», где я в данное время работаю редактором, вышел мой сатирический роман «13 стульев». Как явствует из названия, это роман-пародия на знаменитое произведение Ильфа и Петрова «12 стульев». События моего романа охватывают десятилетие «нового НЭПа». Главный герой Расих Шамский живет и действует в Татарстане, сотрудничает с рекламной газетой «Баш на баш». Однажды в редакцию из района приходит письмо, в котором говорится о тринадцати стульях, когда-то стоявших в райкоме партии, в одном из них якобы спрятаны партийные деньги. Шамский отправляется на поиски стула, к нему присоединяется Форматов (аналог Кисы Воробьянинова).

Также мною написаны новые киносценарии «Казанские тайны» и «Ребенок, бегущий по ржаному полю», они находятся на стадии подготовки к съемкам.

На лаврах я не почиваю, считаю себя реализованным лишь на 50 процентов, я мог бы писать лучше и больше.

Галина ЗАЙНУЛЛИНА.


Добавить комментарий

фото-таттелеком-5 24.04.2019

Притяжение сцены

В компании «Таттелеком» проходит Год Галиаскара Камала....
1390
казанский-тюз 22.04.2019

Театр стал доступнее

27 апреля в Казанском русском ТЮЗе впервые покажут спектакль с тифлокомментированием и сурдопереводом....
1640
спектакль 22.04.2019

Между небом и мыльной оперой

На сцене Татарского академического театра состоялась премьера спектакля Фарида Бикчантаева по пьесе Мансура Гилязова, в названии которого обыгрывается традиционное татарское приветствие «Исэнмесез», по аналогии с русским «Здравствуйте»....
2390
Мария-Баракова 20.04.2019

Лауреатов ждет новая высота

Объявлены победители завершившегося в Казани XXVI Международного конкурса вокалистов им.М.И.Глинки...
3810
симфа 18.04.2019

Секреты и сюрпризы «Симхи»

28 апреля в Казани в Большом концертном зале им. С.Сайдашева состоится юбилейный концерт известного ансамбля клезмерской музыки «Симха», отмечающего в этом году своё тридцатилетие....
2300
  • Мнение

    Фарид МУХАМЕТШИН, Председатель Госсовета Татарстана в интервью "Парламентской газете":

    мухаметшин

    У нас неплохо отрегулированы отношения с федеральным центром, но есть вещи, которые хотелось бы изменить. Например, законы, касающиеся местного самоуправления. Мы пока этот законопроект не оформили и не отправили. Но мысль такая: надо пересмотреть налоговое законодательство в пользу муниципалитетов в целях подкрепления реального местного самоуправления. Тогда у него будет и налоговая база, и заинтересованность в ее  расширении, и полномочия,  которые будут обеспечены мандатом заработанных денег.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    25 апреля

    Рустам Рифгатович Абдулхаков (1983), директор предприятия «Казгорсвет», депутат Госсовета РТ.

    Борис Германович Петров (1956), руководитель Приволжского управления Ростехнадзора.

    Рифнур Хайдарович Сулейманов (1963), директор объединения «Татэнергосбыт», депутат Госсовета РТ.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров