В конце декабря прошлого года наша газета сообщала своим читателям, что после двух туров проходившего в Москве на телеканале «Звезда» всероссийского конкурса военно-патриотической песни «Ветер Победы» уверенно лидировал молодой певец из Казани Родион Ефремов. Из всех участников конкурса он произвел наиболее сильное впечатление на жюри во главе с известным композитором Александром Журбиным исполнением песни «День Победы». На гала-концерте, показанном по телеканалу накануне 9 мая, Родион был объявлен победителем по результатам трех туров и удостоился Гран-при.
В те же майские дни по телеканалу «Татарстан — Новый век» был показан сольный концерт Родиона Ефремова, в котором он в сопровождении Государственного оркестра народных инструментов под управлением Анатолия Шутикова исполнил около двух десятков песен о Великой Отечественной войне, широко популярных в народе, таких как «Майский вальс», «Катюша», «На безымянной высоте» и другие. Чуть позже, летом, канал «ТНВ» повторно показал запись этого концерта.
В редакцию «РТ» поступают письма читателей с просьбой познакомить их ближе с понравившимся исполнителем. Выполняем их просьбу, и сегодня Родион Ефремов — гость нашей редакции.
— Родион, вначале чуть подробнее, пожалуйста, о конкурсе телеканала «Звезда»…
— Он состоял из трех туров, стартовал прошлогодним летом и был посвящен 63-й годовщине нашей Победы в Великой Отечественной войне. Участниками его в результате тщательного предварительного отбора из двух тысяч претендентов стали 64 исполнителя от, как было объявлено в условиях, 15 до 45 лет, как любители, так и профессионалы, представлявшие практически всю Россию. Местом проведения конкурса стал театр Александра Костюка и Надежды Кадышевой «Золотое кольцо».
— Судя по информации в «РТ», борьба складывалась для тебя удачно с самого начала?
— Да, все 16 членов жюри на всех трех турах выставляли мне самые высокие оценки. В его составе были известные в России композиторы, артисты, певцы, военные. Назову нескольких по памяти — это Александр Журбин, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева Александр Клевицкий, генерал-лейтенант Юрий Афанасьев, поэтесса Римма Казакова, певцы Симон Осиашвили, Михаил Муромов, Алексей Глызин, Сергей Крылов, композиторы Александр Костюк, Виктор Чайка и другие. Гран-при мне присудили за исполнение песен «День Победы» и «Песня о далекой родине» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».
— Какие отзывы довелось услышать о себе?
— Ну, например, запомнились такие высказывания членов жюри при обсуждении итогов того или иного тура (они все запечатлены на пленке, телеканал вел запись всех перипетий конкурса, так что врать не буду). Алла Баянова: «Я верю — у него большое будущее». Александр Костюк: «Родион лучший в России молодой исполнитель патриотических песен». Александр Клевицкий: «Очень талантливо, профессионально. Исключительно выразительный голос». Ренат Ибрагимов: «Я желаю Родиону успеха, он этого заслуживает».
— Не вскружилась с похвал голова, как у персонажа крыловской басни?
— Нет, я же понимаю, что говорилось это по горячим следам, в пылу обсуждения, с неизбежным в таких случаях некоторым преувеличением. И потом к подобного рода лестным оценкам я все же успел попривыкнуть за предыдущую свою певческую практику, ведь на сцене я, можно сказать, с десяти лет.
— Самое время спросить, как получилось, что ты стал певцом, и как все начиналось…
— Начиналось, как у многих мальчишек и девчонок: параллельно с учебой в обычной школе занимался в обычной музыкальной школе на Горках. Учился игре на фортепиано, пел, сначала вместе со всеми в хоре, потом, когда выяснилось, что у меня есть голос, стал солистом хора, взрослые стали все чаще привлекать к участию в районных и общегородских концертах, посылать персонально на конкурсы. На первых порах дважды подряд вышел победителем республиканского конкурса «Молодые голоса», финалы его торжественно и масштабно проходили в театре оперы и балета имени Джалиля. Потом довелось стать участником одной из программ созданного в начале 90-х межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена», целью которого является выявление и поддержка одаренных детей. Мы выступали в престижных залах Москвы на различных приемах, побывали в Германии, Франции… Общаясь со сверстниками на таких конкурсах, увидел, что они заметно лучше меня подготовлены в музыкальной грамоте. Поэтому поступил в специальную музыкальную школу при Казанской консерватории, где усердно наверстывал упущенное и по части фортепиано, и по части вокала. В эти же годы стал дипломантом всероссийского конкурса «Bella voce — Красивый голос» (Москва) , международного конкурса лирических певцов в Греции, лауреатом всероссийского фестиваля Министерства юстиции РФ…
— Зная о роде деятельности твоей мамы, могу предположить, каково было ее влияние на твой жизненный выбор. Напомним читателям: твоя мама, Нина Григорьевна Короева, — это…
— Это ведущий режиссер-постановщик большинства праздников, массовых представлений, церемоний, последние десять лет — главный режиссер-постановщик и автор сценариев празднования Дня Республики. Вообще-то она должна была и могла стать классной пианисткой — окончила музыкальные школу и училище, подавала большие надежды, но потом, внезапно увлекшись театром, поступила в Ленинградский институт культуры. Получив специальность режиссера-постановщика массовых представлений, по направлению приехала сюда, в наш тогда институт культуры. Утверждать, что с малых лет она твердой рукой вела меня в музыканты, не стал бы, получилось это само собой, хорошо, что способности оказались. Так что никакого диктата со стороны мамы, у нас с ней доверительные отношения, для меня она скорее старший умный друг.
— Хорошо, с мамой выяснили. А что скажешь о роли отца, что перенял от него?
— Отца я практически не знаю, мама давно разошлась с ним. Знаю от нее, что он профессиональный композитор, видимо, его музыкальные гены передались мне, поскольку, помимо всего прочего, я люблю сам сочинять песни. На сегодня их у меня
— Прежде чем перейти к твоим песням, скажи, как сложилась судьба после школы. Общеобразовательную имею в виду.
— Поступил в консерваторию, в класс профессора Зили Даяновны Сунгатуллиной. Готовил себя к карьере оперного певца, пел романсы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова… Все бы хорошо, но стал в себе все неодолимее ощущать зов к сочинению песен, к эстраде. Кончилось тем, что перешел в университет культуры и искусств, на факультет музыкальных искусств, который благополучно и окончил.
— Вернемся к песням, которые ты поешь со сцены на концертах. Они все ярко выраженного патриотического характера, циклы исполняемых песен ты так и озаглавил: «Защитники Отечества», «Офицеры», «Офицерская слава»… Откуда в тебе это? «Откуда у парня испанская грусть»? У тебя и собственные песни такого характера — о Родине, любви к армии?
— А вам что, не нравится? Не думаю, что с увлечением слушаете такие «шлягеры», как «ты целуй меня везде — восемнадцать мне уже»…
— Бог с тобой, Родион! Нет, мне-то как раз очень по душе твой репертуар. Но, насколько сужу по окружающей реальности, люди твоего 27-летнего возраста предпочитают слушать и петь больше про личные переживания, про «любовь-морковь».
— Мне с детства, быть может, даже не по годам, нравились и нравятся патриотические кинофильмы про войну, такие как «Они сражались за Родину», песни ансамбля Российской армии, из репертуара Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, о России, часть их сегодня сам пою. Нравятся песни Соловьева-Седого, Хренникова, Пахмутовой, других советских композиторов-классиков, по душе глубокие, содержательные песни и некоторых современных авторов. И собственные песни мои, как мне кажется, о серьезном и настоящем — о боевой доблести, дружбе и верности, месте и предназначении человека… О России, например, есть у меня песня, ставшая гимном татарстанского отделения партии «Единая Россия». Разумеется, и о любви, конечно.
— Ну и замечательно! А теперь вот о чем спрошу. Насколько понимаю, ты не профессиональный певец, то есть не выходишь на эстраду в качестве штатного солиста ансамбля, филармонии, не пением зарабатываешь на жизнь. А чем?
— Что касается пения, участвую в престижных концертах, пою на праздниках, во время официальных приемов в Казани. Пел на концертах на Поклонной горе, в мэрии Москвы, Государственной Думе… А зарабатываю на жизнь тем, что работаю директором муниципального учреждения — Дома культуры «Полимер» в поселке Левченко — это очаг культуры бывшего завода «Полимер».
— Извини за прямоту: безработица заставила или сам согласился?
— Представьте, по доброй воле! Меня, кроме творчества, всегда тянуло попробовать себя на управленческо-хозяйственном поприще. Мне кажется, что у меня есть административные задатки, и сейчас вот пытаюсь их
— А велик штат у тебя и чем конкретно занимаетесь?
— Нас там 25 человек — это и художественный руководитель, и завхоз, и бухгалтер, и преподаватели по вокалу, хореографии. У нас различные кружки, студии, в которых занимаются дети. Пенсионеры ходят на спевки своего хора, готовясь к выступлениям перед земляками. Мы проводим концерты с приглашением артистов из города, сами организуем различные мероприятия для населения поселка по праздничным датам — на Новый год, 8 Марта, Первое мая, в дни Сабантуя…
— Ну и что предполагаешь делать по части «увеличения капитализации» своего учреждения?
— Грею душу мечтой о модернизации. После обстоятельных консультаций с разного рода специалистами прикинул, сделал сам проект капремонта. Очень красивый получился, если воплотить его в жизнь, наш Дом культуры будет не узнать! Хожу по инстанциям, показываю проект при удобных случаях должностным лицам, упрашиваю по возможности помочь с деньгами. Словом, борюсь за мечту свою.
— И сколько же стоит эта твоя мечта-реконструкция?
— Порядка 50-60 миллионов рублей, не меньше, думаю.
— А ты не пробовал обращаться к сильным мира сего? Тебя ведь, наверное, все они знают, поскольку выступаешь на всех торжественных концертах с их присутствием.
— Пробовал и пробую. Иные вроде обнадеживают, обещают, говорят, подожди год-полтора,
— И что ты отвечаешь на это?
— Возмущаюсь, ибо убежден, что пять тысяч человек — таково население поселка — заслуживают того, чтобы на них потратили такие деньги. И потом, насколько понимаю, никто еще в стране не отменял такой социальный норматив, как обязательное наличие очага культуры в значительном по числу жителей населенном пункте. Или у нас уже не социально ориентированное государство?
— А потребность в очаге культуры на самом деле высока? Люди
— Высока! Сужу по своей, пусть пока небольшой — я директором всего полтора года — практике. Как заступил на директорство, впал попервоначалу в уныние: ни хороших музыкальных инструментов, ни приличных декораций… Заставил себя засучить рукава и взяться за дело. Начали с организации концертов, сначала силами художественной самодеятельности, потом стал приглашать по знакомству артистов из Казани, и мало-помалу народ ожил, потянулся к нам. А в последний раз на торжествах по случаю Дня Республики зал вообще был полон. Стоит овчинка выделки? Стоит!
— Ну, а сам-то на концертах своего Дома культуры поешь?
— Обязательно!