Здоровье мятежного духа

Когда в 1984 году в Казани вышел первый поэтический сборник Ркаила Зайдуллы “Кояшлы кузляр” (“Солнечные глаза”), сразу стало ясно: на небосклоне татарской поэзии зажглась новая яркая звезда.

Когда в 1984 году в Казани вышел первый поэтический сборник Ркаила Зайдуллы “Кояшлы кузляр” (“Солнечные глаза”), сразу стало ясно: на небосклоне татарской поэзии зажглась новая яркая звезда.

Молодой поэт стремился передать свои мысли без помощи лжемудрых, лжемощных слов. Он прекрасно понимал, что читателя надрывом не проймешь, что порывистость чувств, смелая игра мысли требуют разнообразия стихотворной формы, и избегал нудной монотонности. А по прошествии времени обнаружилось, что дарование Ркаила Зайдуллы многогранно: он и прозаик великолепный, и драматург интересный, и переводчик незаменимый.

Ркаил Зайдулла родился в 1962 году в деревне Чичканы Комсомольского района Чувашии. Отец его преподавал в сельской школе, а мать была медработником. Стихи начал писать рано – в 8 лет, первые стихотворные опыты представляли собой подобие заклинаний; в них юный поэт обращался к солнцу, ветру и другим стихиям. Он посылал свои вирши в Казань – в пионерские издания “Ялкын”, “Яшь ленинчы”, но их не печатали. И неудивительно, в те годы начинающий стихотворец должен был рифмовать пафосные строки про вождя мирового пролетариата или трагическую судьбу узников совести – Анжелы Дэвис и Луиса Корвалана. Во всяком случае, это увеличивало шансы… Впрочем, начинающий поэт нисколько не расстраивался, ведь в деревню Чичканы из казанских редакций приходили большие конверты с маленькой бумажечкой внутри: извините, ваши стихи не соответствуют требованиям, предъявляемым редакцией. Этих конвертов с печатями и марками хватало, чтобы казаться значительной персоной среди сверстников.

Словом, стимул работать над собой был, и Ркаил много читал – татарскую, русскую и зарубежную классику. Любимыми его поэтами в ту пору стали Хасан Туфан и Сибгат Хаким. В 14 лет Ркаил Зайдулла впервые приехал в Казань и увиделся со своими кумирами: к Сибгату Хакиму сам пришел домой, а с Хасаном Туфаном встретился в театре. Потом состоялась вторая встреча с ним в Союзе писателей, в память о ней у Ркаила в тетрадке с юношескими стихами остались пометки, сделанные рукой выдающегося татарского поэта.

В период обучения в Казан-ском университете любимым преподавателем поэта был писатель Мухаммед Магдеев. Он преподавал на татфаке “парадоксальный”, по словам Зайдуллы, предмет – русскую (советскую) литературу ХХ века… на татарском языке. Мухаммед Сунгатович был настолько интересным лектором, с великолепным чувством юмора, что на его лекции приходили студенты других, негуманитарных факультетов. Тесным неформальным отношениям известного писателя и молодого поэта способствовала также совместная деятельность в ЛИТО “Аллюки”. Магдеев там был куратором, а Зайдулла старостой; им часто приходилось вместе ездить на творческие встречи в сельские районы.

Когда вышел в свет упомянутый поэтический сборник “Кояшлы кузляр”, Ркаил уже был рекомендован в Союз писателей. В 1988 году поэт выпустил вторую книгу стихов “Курэзэ” (“Предвидение”). “От стихов поэта веет здоровьем мятежного духа, – характеризовал творческую манеру Ркаила поэт Рустем Кутуй. – Он знает, что за словом стоит мучительно добываемый опыт души и музыка усилия сердца. Бесполезных, проходных строк у него нет. Душа его – о достоинстве, мужестве, Отечестве. Он ощупывает свою корневую систему, а не шарит попусту руками, не восклицает, но говорит о необходимом, а это глубинное, прочувствованное проживание, не мельтешение на подмостках. Мосты держать важнее!”

Ркаил Зайдулла стоял у истоков молодежного литературно-художественного журнала “Идель”. Здесь он начал писать историческую прозу: рассказ “Меч Тенгри”, повесть “Шах Али”. В 1999 году они вошли в книгу прозы “Иль” (“Родина”), выпущенную Таткнигоиздатом. “Я знаком с творчеством большинства писателей Татарстана. Из сорокалетних – Ркаил, пожалуй, самый интересный, – писал о Зайдулле его коллега, поэт Сергей Малышев. – Его стихи уже получили высокую оценку у любителей поэзии и критиков, у его прозы таковая пока еще впереди. Много читающий, внимательно следящий за новинками литературы Ркаил мягко, но настойчиво раздвигает рамки традиции в татарской прозе. Он хочет и умеет быть занимательным, настойчиво добивается любви широкого круга читателей – и не только татарского. Похоже, ему это удается”.

Вскоре, ознакомившись с книгой прозы “Иль”, Ркаилу предложил сотрудничество художественный руководитель Татарского академического театра им. Г. Камала Марсель Салимжанов. Как известно, нет такого татарского литератора, который бы не мечтал стать драматургом. Ведь театр – это “алтын багана” (золотой столб) татарской культуры. И Ркаил, взяв отпуск, отправился в деревню писать драму “Саташкан сандугач” (“Заблудший соловей”). Пьеса содержала элементы социальной сатиры, в ней, преодолев инерционное стремление театра прятаться в башню из традиций, Зайдулла, новичок в драматургии, пытался осмыслить изменения, произошедшие в психологии современников после реставрации капитализма в Отечестве. В 2002 году состоялась премьера спектакля, который был тепло встречен зрителями. А в 2003-м Ркаила Зайдуллу ждал новый успех на театральной ниве. Историческая драма “Хэкемдар” (“Правитель”), написанная совместно с писателем Рустемом Сабировым, заняла второе место на конкурсе “Новая татарская пьеса”.

Следует подчеркнуть, что Ркаил Зайдулла – личность, востребованная в театре не только как драматург. Он пишет великолепные сценарии для литературно-музыкальных вечеров к юбилеям известных деятелей татарской культуры (один из последних посвящен 80-летию со дня рождения писателя Аяза Гилязова). Популярность этого жанра у татарского зрителя удивительна. Высоко оценен был и сделанный поэтом перевод знаменитой пьесы “Жизнь есть сон” испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона. Он отчасти обогатил татарский язык. Взять хотя бы слово “тэкъдир” – судьба, рок, предначертание. До появления драмы в репертуаре ТГАТ оно не было на слуху, им практически не пользовались.

Не оставляет Ркаил Зайдулла и своего увлечения исторической прозой. Недавно он издал для детей книгу “Татар тажы” (“Татарская корона”), куда вошли “маленькие рассказы о великих людях”. Закономерно и то, что нынче Союз писателей РТ выдвинул его сборник стихов “Мэгарэ” (“Пещера”) на соискание Тукаевской премии.

Галина ЗАЙНУЛЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще