Мои встречи с Александром Ключаревым

В эти дни исполняется 100 лет со дня рождения Александра Сергеевича Ключарева, талантливого русского композитора, более сорока своих лет посвятившего развитию музыкальной культуры татарского народа.

В эти дни исполняется 100 лет со дня рождения Александра Сергеевича Ключарева, талантливого русского композитора, более сорока своих лет посвятившего развитию музыкальной культуры татарского народа. Им созданы произведения в самых различных жанрах и формах – от обработок народных песен до оперы, балета и симфонии. Его музыка прочно вошла в репертуар певцов, музыкантов, хоровых коллективов и оркестров нашей республики.


Питая глубокую любовь к народной музыке, Александр Ключарев на протяжении всей своей жизни изучал татарский фольклор. В 1941 году он, совместно с композитором Ю.Виноградовым и поэтом М.Садри, издал первый сборник татарских народных песен. Второй вышел в 1955 году. В них вошло около 400 народных песен и инструментальных наигрышей. Этим нотным материалом поныне пользуются композиторы, певцы, музыканты.


Перу А.С.Ключарева принадлежит много песен, очень мелодичных и оптимистичных. Это и “Родина моя – Татарстан” на стихи Г.Зайнашевой, мелодия которой стала позывными татарского радио, и широко известные песни “Волжские волны” на стихи М.Хусаина, “Весенняя песня” на стихи М.Садри и многие другие. За песенное творчество А.С.Ключареву в 1970 году была присуждена Государственная премия РТ имени Г.Тукая.


Будучи прекрасным пианистом, Александр Сергеевич был великолепным исполнителем своих фортепианных произведений, чутким концертмейстером. Огромным успехом у слушателей пользовались виртуозные импровизации на темы татарских народных песен в исполнении Александра Ключарева и скрипача-композитора Загида Хабибуллина. Этот неподражаемый дуэт двух выдающихся музыкантов, великолепно владевших вариационными приемами развития народных песен, всегда вызывал бурю восхищенных оваций и ликование у слушательской аудитории. К счастью, сохранились аудио- и видеозаписи этих выступлений.


Созданные Ключаревым многочисленные хоровые обработки татарских и башкирских народных песен по уровню композиторского мастерства и глубине постижения татарской музыки и по сей день являются эталоном для многочисленных последователей композитора в этом жанре. Это и “Зэлхижа”, и “Аллюки”, и “Кара урман”… Музыка Александра Ключарева является золотым фондом прославленного Ансамбля песни и танца Республики Татарстан.


В нашей семье имя Ключарева пользовалось огромным уважением. Мой отец, Ахметзия Хайрутдинов, будучи по профессии педагогом-хормейстером, вместе со своими хорами был постоянным участником республиканских фестивалей хоровых коллективов, где зачастую председателем жюри являлся Ключарев. Сотрудничали они и в Хоровом обществе республики, где Александр Сергеевич долгие годы был членом правления, а мой отец в 1970-е годы возглавлял ревизионную комиссию.


О Ключареве отец всегда отзывался как о музыканте широчайшей эрудиции, всегда готовом прийти на помощь каждому, кто нуждается в его дружеском участии или совете. Александр Сергеевич доброжелательно относился к папиным песням, отмечая их искренность, яркую мелодичность, широкую распевность и современную интонацию. В 1970 году на республиканском конкурсе комсомольской песни, жюри которого возглавлял Ключарев, отцу была присуждена первая премия.


В нашем семейном фотоальбоме хранится много фотографий, на которых запечатлены различные события из богатой жизненными впечатлениями и интересными встречами биографии отца. Об одном таком событии я хочу рассказать.


Елабуга, 1 июня 1954 года. Справа налево в первом ряду сидят: литературовед Гази Кашшаф, композиторы С.Сайдашев, А.Ключарев, преподаватели Елабужского пединститута А.Хайрутдинов и К.Кашаев Передо мной несколько фотографий. Сделаны они 31 мая и 1 июня 1954 года в Елабуге. На снимках запечатлена встреча композиторов и писателей Татарстана со студентами и преподавателями Елабужского педагогического института. Событие для елабужан в те годы очень знаменательное, можно сказать, выдающееся.


Глядя на эти фотографии, я мысленно переношусь в пятидесятые годы, годы моего детства, когда наша семья жила в старинном купеческом городе Елабуге, который уютно расположился на правом крутом берегу Камы, посреди шишкинских лесов, бескрайних лугов и многочисленных, изумительной красоты, озер.


Педагогический институт был в те годы культурным центром Елабуги. На творческие встречи со студентами и преподавателями института постоянно приезжали писатели, композиторы и художники из Казани. Активное участие в организации и проведении таких встреч принимали елабужские музыканты: композитор Г.Сулейманов, руководитель оркестра народных инструментов Л.Вознесенский, педагог по баяну К.Кашаев и другие. Мои родители также всегда были участниками этих творческих встреч – отец со своим хором готовил концертные программы из произведений композиторов, приезжавших в Елабугу, а мама, обладая красивым голосом, на этих концертах пела.


На фотографиях полувековой давности – участники первой такой встречи: композиторы С.Сайдашев, А.Ключарев, Дж.Файзи, А.Бакиров, литературовед, автор первого очерка о жизни и творчестве поэта-героя М.Джалиля Гази Кашшаф, поэт А.Давыдов, ректор Елабужского пединститута Г.Аминев.


В тот памятный день 31 мая 1954 года на встречу с композиторами и писателями нас с братом родители не взяли: “Вы еще маленькие – вам там будет неинтересно”. Но позже, в шестидесятые годы, когда я училась в музыкальной школе при Казанской консерватории, рассматривая фотографии, я расспрашивала родителей об этой встрече, и они очень подробно и живо рассказывали мне о ней.


…Долгожданные гости прибыли в Елабугу на колесном пароходе. Несмотря на пасмурный день, встречающих на пристани было много – студенты и преподаватели института, учащиеся библиотечного техникума и культурно-просветительского училища.


Вот, наконец, гости начали спускаться по трапу на елабужскую землю. И в это время на берегу грянул “Марш Красной Армии” С.Сайдашева в исполнении ансамбля баянистов. Гостей встречали бурными аплодисментами, восторженными возгласами и огромными букетами сирени (весна в том году выдалась прохладная, и сирень расцвела позднее обычного).


После дружеских приветствий гостей повезли знакомиться с Елабугой, в которой многие из них были впервые. Вначале состоялась встреча с руководством города в райкоме партии, потом гости побывали в местном краеведческом музее, где познакомились с историей города, с картинами И.Шишкина и рукописями Н.Дуровой.


А потом была незабываемая встреча в актовом зале института, украшенном душистыми ветками сирени и черемухи. Звучали народная музыка, песни любимых в народе композиторов, стихи татарских поэтов. Потом гости отвечали на многочисленные вопросы слушателей и делились своими творческими планами.


Ключарев рассказал, что работает над своей первой “Волжской” симфонией и благодаря впечатлениям, полученным в этой поездке по Волге и Каме, надеется в скором времени завершить это произведение. Он также сказал, что был бы счастлив, если б ему, подобно художнику Шишкину в живописи, удалось средствами музыки передать красоту Волги и воспеть дружбу народов, населяющих берега этой могучей и прекрасной реки.


На следующий день знакомство с Елабугой продолжилось. Гости побывали на предприятиях города, совершили увлекательную прогулку к таинственной башне, именуемой в народе “Чертово городище”, и отдохнули на веселом пикнике – с песнями, танцами и хороводами в красивейшем предместье Елабуги – в Мальцевском лесу.


Впоследствии Ключарев, Дж.Файзи и А.Бакиров еще неоднократно были гостями елабужских любителей музыки, и только для Сайдашева, близкого друга Ключарева, эта поездка в Елабугу стала последней. В декабре 1954 года его не стало.


* * *


Сочинения А.С.Ключарева восхищали и продолжают восхищать меня мелодичностью, гармоническим богатством, стройностью формы, глубоким проникновением в татарскую музыку. В школьные и студенческие годы я с огромным удовольствием играла его фортепианные произведения “Шурале”, “Токката”, “Родные картины”. Я старательно изучала его партитуры, хоровые и оркестровые, стремясь проникнуть в творческую лабораторию Мастера.


Наше знакомство с Александром Сергеевичем состоялось в декабре 1970 года в Уфе на пленуме Союза композиторов Башкирии. Тогда я училась на третьем курсе композиторского отделения Уфимского института искусств, и на пленуме прозвучали две народные песни татар-кряшен в моей обработке для голоса и фортепиано – протяжная “Если пойду в лес” и шуточная “Ай люли”. И еще я исполнила свой цикл фортепианных миниатюр.


После концерта состоялось обсуждение. Выступление Ключарева по поводу сочинений композиторов-студентов произвело на меня неизгладимое впечатление. Говорил он кратко, емко и очень благожелательно. По поводу моих обработок кряшенских народных песен он сказал, что его радует обращение молодого композитора к малоизученному фольклору татар-кряшен. Он также отметил, что я стараюсь выстроить гармоничную линию исходя из ладовых особенностей песен.


После обсуждения я подошла к Александру Сергеевичу и поблагодарила его за добрые слова, а также за то, что несколькими месяцами ранее, на худсовете радио Татарстана, он положительно отозвался о моей детской песне “Радостное утро”, и после этого она стала постоянно звучать в детских радиопередачах.


Я рассказала Александру Сергеевичу, что у нас дома, в Казани, хранятся фотографии, запечатлевшие приезд композиторов Татарстана, и его в том числе, в Елабугу в конце мая 1954 года. Ключарев оживился и сказал, что прекрасно помнит ту поездку, хранит в памяти самые приятные воспоминания о Елабуге, о радушии и гостеприимстве ее жителей.


…На концертах пленума я постоянно видела его в окружении башкирских композиторов и музыкантов. Действительно, с Уфой, с башкирской музыкой его связывало очень многое. После завершения Московской консерватории, с 1934 по 1937 год, до переезда в Казань, Ключарев работал в Уфе, возглавлял фольклорный сектор Башкирского научно-исследовательского института и музыкальную редакцию Башкирского радио. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич изучал не только татарский, но и башкирский фольклор и создал на его основе ряд интересных симфонических произведений; в 1951 году в Башкирском театре оперы и балета с успехом был поставлен балет А.Ключарева “Горная быль”, созданный на основе башкирских сказаний и музыкального фольклора.


25 февраля в БКЗ им.С.Сайдашева пройдет юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения композитора, о его жизни и творчестве снят фильм, музыковед З.Сайдашева готовит к изданию книгу воспоминаний об Александре Ключареве. Но достаточно ли этого? Все ли делается для пропаганды обширного творческого наследия композитора и увековечения его памяти?


Хочется надеяться, что в недалеком будущем будут переизданы песни А.С.Ключарева, его хоровые обработки татарских народных песен, фортепианная музыка; на доме, где он жил, будет установлена мемориальная доска с барельефом композитора, а его именем назовут одну из улиц Казани – города, в котором он родился, прожил большую часть своей жизни и которому посвятил всю свою сыновнюю любовь и огромный талант музыканта, композитора, общественного деятеля.


Луиза ХАЙРУТДИНОВА.
Композитор

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще