Художник, ставший историком

print

information_items_1347368843

В сентябре прошлого года в залах Российской Академии художеств в Москве казанский живописец Фиринат Халиков успешно представил свои исторические картины из серии «Вечная Казань». Четыре из них были лично отобраны Зурабом Церетели для Академии художеств.


Тема тысячелетия Казани начала муссироваться сравнительно недавно, но Фирината Халикова она заинтересовала еще до того, как на территории Кремля была найдена старинная чешская монета, подтвердившая столь древнюю историю столицы Татарстана.


— Приехав в Казань в 1993 году, — рассказывает он, — я очень заинтересовался ее прошлым, вдохновившим меня невероятно. Я буквально заболел татарской историей.


Художник с головой окунулся в изучение истории Казани: посещал библиотеки, встречался с археологами и архитекторами, побывал в Булгарах. Первые его картины назывались «Черная палата» и «Восточный мавзолей». Постепенно Фиринату стало недостаточно современной исторической литературы, и он принялся изучать летописи конца XVI века.


— Чтобы писать исторические картины, надо быть своего рода ученым. Есть специалисты в области архитектуры, истории костюма, антропологии, а есть ученые-художники, которые все эти знания должны обобщить, установить причинно-следственные связи. Я пишу свои картины, используя только первоисточники — летописи, гравюры и иконографические материалы, и никогда не пользуюсь художественными произведениями.


Фиринат ХаликовЧетыре года Фиринат Халиков стажировался в творческой мастерской живописи Академии художеств России. Его отчетная работа была посвящена Казани и называлась «Строительство посадской стены», она стала своеобразным эпиграфом к исторической теме в творчестве художника.


Серия картин Фирината Халикова «Вечная Казань» включает множество работ, из которых лишь часть уместилась в экспозиции НКЦ «Казань». Здесь представлены картины разных форматов, исполненные маслом, акварелью и карандашом.


«Светозарная Казань» («Нурлы Казан») является, пожалуй, центром всей экспозиции. Грандиозное, монументальное полотно размером восемь на пять метров — главное украшение выставки НКЦ «Казань». Приковывает внимание еще одно большое полотно — «События 1552 года».


— Эту картину я писал целый год, — говорит автор. — Одних эскизов осталось более десяти: постепенно росло число изображенных на ней фигур, рождались новые мысли… Чем больше людей на картине, тем она сложнее. Здесь изображена Казань на следующий день после взятия Иваном Грозным. Взгляните в небо — там птицы собрались в шестиугольник. Если приглядеться, то в таком же геометрическом порядке располагаются рабочие, воздвигающие крест на только что построенную часовню.


Картину «Последний бой мечети Кул Шариф» художник написал, оттолкнувшись от двух строчек из летописи Андрея Курбского «Сказание о взятии Казани»: «И бились с нашими так упорно, что погибли все до одного…» По словам Фирината Халикова, эта картина посвящена прежде всего памяти молодых шакирдов, отдавших жизнь за свою веру. Если внимательно посмотреть на нее, то можно заметить, что она построена в виде пирамиды из людей, вершиной здесь предстает Коран, который держит в руках сам Кул Шариф.


Художник родился на Украине, в Донецке, а когда ему было три года, родители переехали в деревню Шуда Балтасинского района. Он был воспитан в духе татарской старины, ее сабантуев и песен. До появления в творческой биографии «Вечной Казани» для художника излюбленной была тема «умирающей деревни». Сельские пейзажи живописца принимали участие в нескольких всесоюзных выставках. Один из них был приобретен послом Аргентины в России и сейчас украшает посольство. Многие картины художника находятся в частных коллекциях Японии, США, Польши, Кореи и других стран мира. Работы Фирината Халикова являлись визитной карточкой Казани на выставках, проходивших в рамках Дней культуры Татарстана во Франции, Италии, Финляндии. Исторические полотна казанского художника сегодня можно увидеть в пятнадцати музеях России.


Айгуль ЗАЛЕГДИНОВА.