18 сентября 2019  16:20
Распечатать

Художник, ставший историком

Опубликовано: 16.04.2005 0:00

information_items_1347368843

В сентябре прошлого года в залах Российской Академии художеств в Москве казанский живописец Фиринат Халиков успешно представил свои исторические картины из серии «Вечная Казань». Четыре из них были лично отобраны Зурабом Церетели для Академии художеств.


Тема тысячелетия Казани начала муссироваться сравнительно недавно, но Фирината Халикова она заинтересовала еще до того, как на территории Кремля была найдена старинная чешская монета, подтвердившая столь древнюю историю столицы Татарстана.


— Приехав в Казань в 1993 году, — рассказывает он, — я очень заинтересовался ее прошлым, вдохновившим меня невероятно. Я буквально заболел татарской историей.


Художник с головой окунулся в изучение истории Казани: посещал библиотеки, встречался с археологами и архитекторами, побывал в Булгарах. Первые его картины назывались «Черная палата» и «Восточный мавзолей». Постепенно Фиринату стало недостаточно современной исторической литературы, и он принялся изучать летописи конца XVI века.


— Чтобы писать исторические картины, надо быть своего рода ученым. Есть специалисты в области архитектуры, истории костюма, антропологии, а есть ученые-художники, которые все эти знания должны обобщить, установить причинно-следственные связи. Я пишу свои картины, используя только первоисточники — летописи, гравюры и иконографические материалы, и никогда не пользуюсь художественными произведениями.


Фиринат ХаликовЧетыре года Фиринат Халиков стажировался в творческой мастерской живописи Академии художеств России. Его отчетная работа была посвящена Казани и называлась «Строительство посадской стены», она стала своеобразным эпиграфом к исторической теме в творчестве художника.


Серия картин Фирината Халикова «Вечная Казань» включает множество работ, из которых лишь часть уместилась в экспозиции НКЦ «Казань». Здесь представлены картины разных форматов, исполненные маслом, акварелью и карандашом.


«Светозарная Казань» («Нурлы Казан») является, пожалуй, центром всей экспозиции. Грандиозное, монументальное полотно размером восемь на пять метров — главное украшение выставки НКЦ «Казань». Приковывает внимание еще одно большое полотно — «События 1552 года».


— Эту картину я писал целый год, — говорит автор. — Одних эскизов осталось более десяти: постепенно росло число изображенных на ней фигур, рождались новые мысли… Чем больше людей на картине, тем она сложнее. Здесь изображена Казань на следующий день после взятия Иваном Грозным. Взгляните в небо — там птицы собрались в шестиугольник. Если приглядеться, то в таком же геометрическом порядке располагаются рабочие, воздвигающие крест на только что построенную часовню.


Картину «Последний бой мечети Кул Шариф» художник написал, оттолкнувшись от двух строчек из летописи Андрея Курбского «Сказание о взятии Казани»: «И бились с нашими так упорно, что погибли все до одного…» По словам Фирината Халикова, эта картина посвящена прежде всего памяти молодых шакирдов, отдавших жизнь за свою веру. Если внимательно посмотреть на нее, то можно заметить, что она построена в виде пирамиды из людей, вершиной здесь предстает Коран, который держит в руках сам Кул Шариф.


Художник родился на Украине, в Донецке, а когда ему было три года, родители переехали в деревню Шуда Балтасинского района. Он был воспитан в духе татарской старины, ее сабантуев и песен. До появления в творческой биографии «Вечной Казани» для художника излюбленной была тема «умирающей деревни». Сельские пейзажи живописца принимали участие в нескольких всесоюзных выставках. Один из них был приобретен послом Аргентины в России и сейчас украшает посольство. Многие картины художника находятся в частных коллекциях Японии, США, Польши, Кореи и других стран мира. Работы Фирината Халикова являлись визитной карточкой Казани на выставках, проходивших в рамках Дней культуры Татарстана во Франции, Италии, Финляндии. Исторические полотна казанского художника сегодня можно увидеть в пятнадцати музеях России.


Айгуль ЗАЛЕГДИНОВА.



Выпуск: № 77 (25413)


Добавить комментарий

Биеннале-Всадник 16.09.2019

На зависть живописцам

Победителем V Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» стала молодая казанская художница Вера Карасёва....
1480
снимают-кино 16.09.2019

Это будет семейное кино

В Казани снова снимают кино – здесь завершаются съёмки полнометражного художественного фильма «Я приду»....
1710
всероссийский-фестиваль-национальных-театров 16.09.2019

Девять дней из жизни национального театра

В эти дни в столице Чеченской Республики продолжается Первый всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация», в котором принимают участие два театра из Татарстана....
1640
Дальше-тишина 12.09.2019

Душа обязана трудиться

Мы уже привыкли к тому, что Малый театр России регулярно приезжает на гастроли в Казань, и каждый раз это не только новая встреча с замечательными актёрами, но и страстная отповедь тем, кто сегодня «хоронит» русский классический театр....
2820
аксенов-фест 12.09.2019

Время «Аксёнов–феста»

13 сентября в казанской «Пирамиде» состоится центральное событие литературно– музыкального «Аксёнов– феста» – вручение международной молодёжной премии «Звёздный билет»....
2890
  • Мнение

    Насер РАББАТ, профессор Массачусетского технологического института, член руководящего комитета премии Ага Хана по архитектуре, на семинаре в Казани:

    РАББАТ

    В Казани достаточно общественных пространств, парков и скверов. Сравните этот город с любым другим городом России, и станет очевидно, что таких мест у вас больше. Но эти общественные пространства нужно наполнить жизнью, «открыть», дав людям ощущение сопричастности к внутреннему содержанию парков.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    18 сентября

    Гульнара Закариевна Габдрахманова, председатель Госкомитета РТ по архивному делу.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров