30 сентября 2020  5:57
Распечатать

Предвестник национального возрождения

Опубликовано: 27.07.2004 0:00

Ценность монографии профессора Минахмета Сахапова «Вестник возрождения» прежде всего состоит в том, что ученый сумел впервые столь многоаспектно показать уникальность творческой личности Гаяза Исхаки, своеобразное понимание им хода истории, его оригинальные взгляды в национальном вопросе.


Исследователь считает, что практически вся прогрессивная татарская литература (особенно в начале ХХ века) во многом развивалась под идейно-художественным воздействием Г.Исхаки, что его творчество помогало татарским писателям «сохранять свое лицо» даже в условиях господства в стране тоталитарной системы.


На наш взгляд, весьма выигрышным в работе является то, что богатое литературное и публицистическое наследие Г.Исхаки рассматривается в контексте всей истории татарской литературы ХХ века. Это позволило четче определить роль татарской просветительской литературы XVIII-XIX веков в формировании раннего творчества Гаяза Исхаки, выявить национальное своеобразие его фантастической повести «Инкыйраз, спустя двести лет», наметить верные ориентиры для решения ряда проблем национального возрождения, правильно осмыслить основные тенденции идейно-художественной и эстетико-идеологической эволюции татарской литературы конца ХХ века.


Стремление видеть в развитии татарской литературы общее и особенное, что характерно для творчества Г.Исхаки, дало возможность автору сделать объективный анализ наследия писателя вплоть до середины 1950-х годов, показать основные принципы творческого метода и тенденции развития стиля литератора. Вполне правомерно выдвижение автором новых критериев в оценке литературно-критических, историко-публицистических работ писателя, существенно отличающихся от прежних исследований его творчества. Интересны наблюдения ученого о создании Г.Исхаки истинно национальных средств массовой информации, документальной публицистики, национальной драматургии. Подробно рассматривается роль Г.Исхаки как основоположника татарской реалистической литературы.


Обращает на себя внимание принципиальность, ясность оценок при анализе произведений, умение выбрать в каждом конкретном случае верный тон. Особенно это прослеживается в первой главе, где рассматриваются проблемы становления творчества Г.Исхаки до 1905 года в контексте татарской литературы того периода. Анализируя, например, повесть «Инкыйраз, спустя двести лет», автор справедливо считает ее своеобразным программным документом, отражающим мировоззрение и политические взгляды писателя. Только истинные сыны своего народа, каким был Г.Исхаки, могут так ратовать за искоренение негативных моментов в развитии родной нации. Читая приводимые в книге слова Г.Исхаки о возможном ее исчезновении, хочется вспомнить и высказывание замечательного сына мордовского народа Д.Надькина из его эссе «Будем ли собирать камни?», где он, как и татарский собрат по перу, предостерегает: «Одно, главное, последствие вполне предсказуемо: храм наш действительно рухнет». Минахмет Сахапов сумел дать верную оценку повести «Инкыйраз, спустя двести лет»: «Это произведение явилось событием в татарской литературе начала ХХ века, круто изменило ее идейно-тематическую базу и заставило писателей той эпохи более серьезно задуматься над проблемой духовных потребностей народа и о его историческом пути».


Внимательно проанализировано автором художественное воплощение мотивов борьбы против «инкыйраза» в творчестве Г.Исхаки в период эмиграции, где им написано свыше десяти литературных произведений и несколько сот научных и публицистических трудов.


Нельзя не согласиться с мнением исследователя о том, что творчество Г.Исхаки — своеобразная психологическая энциклопедия татарского народа, что «каждое его творение — это уникальная композиционная архитектоника и галерея национальных психологических типов». Достаточно убедительны суждения автора и относительно отражения проблем национального возрождения в творчестве Г.Исхаки до 1917 года и об особенностях освещения этой проблемы в татарской литературе ХХ века.


Рецензируемая монография дает отчетливое представление о самобытном татарском писателе, который, отстаивая права татарского народа на самоопределение и восстановление национального государства в рамках единой федерации с Россией, был последователен и всячески боролся с противниками построения иного государственного образования. Он был сторонником мирного, конституционного решения межэтнических проблем на основе законности и уважения национальных чувств народов, населяющих Россию.


На мой взгляд, монографию М.Сахапова можно оценить как значительный вклад в дальнейшее развитие не только татарского литературоведения, но и литературоведения народов Поволжья и Приуралья в целом.


Андрей БРЫЖИНСКИЙ.
Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы
Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева,
академик Российской академии гуманитарных наук,
доктор филологических наук, профессор,
член Союза писателей России.


Выпуск: № 150 (25226)


Добавить комментарий

Открытие-фестиваля-северный-кавказ 28.09.2020

Соединяя народы в единое целое

Иначе как грандиозным прошедший в минувшую субботу в столице республики у Центра семьи «Казан» фестиваль не назовёшь. Фестиваль «Северный Кавказ....
3240
аделя-мубаракова 25.09.2020

Шестьсот тысяч для ZAKARIA

В Крыму на закрытии творческой антишколы народной культуры и хореографического искусства форума «Таврида» подвели итоги грантового конкурса....
6620
в-гостях-у-татар 24.09.2020

И вновь в гости к татарам

После долгого перерыва возобновилось проведение передвижных выставок в рамках проекта «В гостях у татар», посвящённого 100-летию ТАССР. Первая после вынужденной паузы выставка открылась в Оренбурге....
7400
Сон-в-летнюю-ночь 24.09.2020

Есть упоение в игре

Спектаклем «Сон в летнюю ночь» московского театра «Мастерская П.Н.Фоменко» в Казани стартовал фестиваль «Золотая маска»....
6930
Государственный-симфонический-оркестр-Татарстана 24.09.2020

Спасибо, что дождались

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл юбилейный, 55-й сезон концертом из сочинений Людвига ван Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир....
7200
  • Мнение

    Дарья САННИКОВА, директор комитета по развитию туризма исполкома Казани:

    санникова

    Пандемия изменила облик туристической отрасли. Туризм стал более индивидуальным. Гости предпочитают приезжать с семьёй или небольшими компаниями. Наблюдается рост популярности лесных походов и других экологических видов отдыха. Увеличился спрос на аренду квартир, где можно самостоятельно готовить, при этом уменьшить затраты на кафе и рестораны.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    30 сентября

    Аида Эмилевна Гарифуллина, оперная певица (сопрано), заслуженная артистка России и Татарстана, солистка Венской оперы. Родилась и выросла в Казани.

    Алия Фаргатовна Мустафина, гимнастка, олимпийская чемпионка 2012 года в упражнении на брусьях, трехкратная чемпионка Универсиады–2013.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров