25 февраля 2020  0:20
Распечатать

«Небесная гора» идет к зрителю

Опубликовано: 26.10.2002 0:00

Скоро в Казани состоится премьера фильма Ильдара Ягафарова «Небесная гора», которому суждено стать первенцем татарского художественного кинематографа. Накануне этого события наш внештатный корреспондент встретился с режиссером фильма.


— Ильдар, как и когда родилась сама идея фильма?


Ильдар Ягафаров— Сначала фильм задумывался как десятиминутный — такой по объему был сценарий. Но когда прочитал его, то был поражен глубиной и нестандартностью его идеи. Я стал тактично настаивать на том, чтобы фильм удлинили. Хотя бы до тридцати минут. А потом мне удалось убедить руководство Госкино в том, что фильм должен быть полнометражным. В общей сложности, работа над сценарием продолжалась два года.


— Насколько мне известно, авторам удалось избежать «татарской пасторали» или вариации на тему Ромео и Джульетты…


— Да, многие ожидали, что сюжет будет окрашен сугубо национальным колоритом. Но сценарий, хоть и основывался на реальных событиях, происходивших у нас в республике, в поселке Мирном, затрагивает общечеловеческие проблемы.


Фильм рассказывает о внезапно возникшей, очень горячей, но, к сожалению, короткой дружбе, по сути, основанной на удивительном родстве двух душ, изгоев. Бывшего заключенного, который потерял все: дом, семью, смысл жизни. И подростка-инвалида, сироты, который вскоре должен уехать за границу со своими зарубежными усыновителями. Старший из этих двух неумело пытается помочь мальчику, спасти от пугающей его участи, тайно увезти мальчика. Но в финале сроднившихся людей разлучают и развозят в разные стороны. Мы со сценаристом продумывали много разных вариантов окончания фильма: очень хотелось сделать «хэппи энд». Но в конце концов решили сделать фильм жизненно правдивым.


— Значит, это драма, почти трагедия?


— Я бы сказал, мелодрама. В фильме присутствуют веселые, даже комедийные моменты.


— Как появился этот сценарий?


— Он занял первое место на конкурсе сценаристов Госкино Татарстана. Его автор — известный татарский драматург Мансур Гилязов.


Как я уже сказал, первоначально сценарий был рассчитан на короткометражку. Несколько иными были и главные герои. И я очень благодарен Мансуру за его более чем лояльное отношение к моим замечаниям и предложениям. Он терпеливо несколько раз переписывал текст. Фактически мы стали соавторами.


— Как подбирались актеры?


— Актеров подбирал я сам. Их утверждению, как правило, предшествовали длительные кинопробы. И только исполнитель главной роли, Фарид Бикчентаев, высветился сразу. Были и другие кандидатуры, но я настоял, чтобы в главной роли снимался именно он.


— А как нашли ребенка на роль мальчика-инвалида? Наверное, это было самое сложное?


— Ребенок в картине — не просто ребенок. Это образ татарского народа: безногий инвалид, который потерял свою маму. Но при всем этом он имеет чувство собственного достоинства. Именно это достоинство татарской нации при всех ее лишениях я хотел подчеркнуть. Напрямую об этом не говорится, но таков подтекст нашей картины.


Мальчика играет сын Фарида Бикчентаева Юсуф. Вообще-то, чтобы подобрать ребенка-актера, нужно просмотреть около тысячи детей. Я же ограничился просмотром лишь 20-30 ребят, да и то скорее для очистки совести. Ведь когда я познакомился с Юсуфом, мне стало ясно, что я нашел то, что нужно. Во-первых, у него уже был актерский опыт, он занят в нескольких спектаклях театра им.Камала. Во-вторых, он очень талантливый. И в-третьих, с ним рядом на съемочной площадке был его отец. Это немаловажно для ребенка, дебютирующего в кино.


— А как подбиралась остальная съемочная труппа?


— Очень сложно. Например, я знал, что в Казани есть очень талантливый оператор — Рафик Галеев. Но он был почти недосягаем, так как являлся (и является сейчас) протокольным оператором Президента Татарстана. Мы начали работать с другим человеком, но меня не покидало чувство неудовлетворенности, и в конце концов удалось «заполучить» Рафика. И дальнейшая совместная работа оправдала эту настойчивость. А вообще, мне повезло со всеми членами съемочной группы.


— Ильдар, честно говоря, неожиданно, что снимать первый национальный кинопроект доверили такому молодому человеку (Ильдару Ягафарову всего тридцать лет. — Н.Н.). Наверняка это не просто счастливая случайность. Расскажите немного о себе.


— В кино и телевидение я влюблен с детства. Хотя после школы как-то по наитию поступил на физкультурный факультет. Естественно, скоро мне там стало неинтересно. Рискнул попроситься на работу на телестудию канала «Татарстан». Поначалу только менял заставки между передачами. И гордо именовался администратором отдела выпуска.


Немного освоившись, перешел в молодежную редакцию. До сих пор храню теплые воспоминания о тогдашнем режиссере этой редакции Ильдаре Крымчееве. Очень умный, чуткий человек.


Я старался быть инициативным, хотелось сделать местное телевидение действительно интересным. Попытался создать собственную программу. Называлась она «Телеакадемия». Хотел найти интересные сюжеты, в голове было тесно от идей… Когда в Казань впервые приехал Борис Гребенщиков, я по собственной инициативе пошел его встречать. К нему меня, разумеется, не подпустили, и я знал, что не подпустят. Но хотелось видеть, какой он в жизни, как ходит, встречается с друзьями…


Довольно скоро я понял, что сделать что-то действительно интересное и серьезное на государственном телеканале, который еще не избавился от «застойной политики», почти невозможно. Все мои идеи так и остались неосуществленными.


Потом я оказался в Петербурге, в Институте музыки, кино и кинематографии. Поступил на курс известного режиссера телевидения Карасика.


Петербург оказался мне чуждым. Он сам и особенно вуз, где я начал учиться, потрясли меня своей богемностью. Тут был разгул стихий и страстей, бессонные ночи с кутежами напролет. Словом, царил культ свободы в полном смысле слова. А я был провинциальный, очень «правильный» мальчик: не пил, не курил, многие вещи вообще казались мне дикими… Я комплексовал, было тяжело с сокурсниками. Я приехал именно учиться, они же собственно учебе уделяли минимум времени, если вообще уделяли…


В Питере продержался всего год. А затем решил попробовать силы в Москве, в знаменитом ВГИКе. Поступил с трудом, сначала был зачислен как вольный слушатель. Но ВГИК меня принял. Там была необыкновенная, творческая атмосфера. Ощущал себя очень уютно. И моя дипломная работа — короткометражный художественный фильм «Бахыткэй» («Маленькое счастье») в 2000 году был отмечен международной премией. Наверное, этот факт и стал решающим, когда искали режиссера для, как вы выразились, национального проекта.


— Остались считанные дни до премьеры. Что вы сейчас чувствуете?


— Как ни печально — нагнетающееся чувство пустоты. Два года занимался одной темой, влюбился в нее… А теперь нужно ее оставить. Прокручиваю новые идеи, но их осуществление зависит не только от меня.


Кто знает, может, придется заниматься каким-то неинтересным делом. Ведь, сняв полнометражный фильм, снимать, как мы говорим, «короткий метр» уже неинтересно…


Беседовала


Натали НЕДОСУГОВА.


На снимке: Ильдар Ягафаров.


Выпуск: № 215 (24770)


Добавить комментарий

мастера-сцены 20.02.2020

Ведущие мастера сцены дадут уроки молодёжи

Второй слёт работающей молодёжи откроется 21 февраля в лагере «Волга» под Казанью. На нём в течение трёх дней будет проходить подготовка к ежегодному открытому республиканскому телевизионному фестивалю творчества работающей молодёжи «Наше время – Безнен заман»....
2950
спектакль-инклюзивной-театральной-студии-«Э-моция» 19.02.2020

При желании успешным может стать каждый

Президент Рустам Минниханов посетил 18 февраля в Казани театр им. Г.Кариева, на сцене которого прошёл спектакль инклюзивной театральной студии «Э-моция». Спектакль «Что я помню о себе» повествует об успешном молодом человеке, который переехал из Татарстана в Сидней (Австралия)....
3110
программа-культура 19.02.2020

Культура – в ранге приоритетов

«Клубы, музеи, театры и библиотеки должны посещать не одни и те же лица, в них нужно вовлекать новых людей», – подчеркнула министр культуры Ирада Аюпова в ходе брифинга, посвящённого реализации национального проекта «Культура» в Республике Татарстан....
2420
Качалов1 18.02.2020

Качаловские сезоны

На прошлой неделе в Казанском БДТ вспоминали и чествовали Василия Качалова, чьё имя театр носит с 1948 года. Круглая дата – 145 лет со дня рождения великого артиста – и вправду достойный повод, чтобы освежить в памяти качаловские сезоны в нашем городе....
2800
Село 17.02.2020

Из школы спешат в библиотеку

В Кукморском районе в два раза увеличилась посещаемость модельной библиотеки, созданной благодаря национальному проекту «Культура»....
4580
  • Мнение

    Радик ГАФУРОВ, ответственный секретарь оргкомитета Всероссийского мужского фестиваля «Камский клинок»:

    радик-гафуров

    «Камский клинок», который пройдёт с 22 по 24 февраля, станет традиционным для Нижнекамска, ежегодным. Он выявит то, что сейчас интересно современному мужчине. Основная задача – показать, что Россия сильно опирается на регионы. На фестивале будет работать уникальная выставка оружия от Великой Отечественной войны до современности.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    24 февраля

    Алсу Галиаскаровна Гайнуллина, актриса ТГАТ им. Г.Камала, народная артистка России и Татарстана, лауреат Госпремии России.

    Леонид Зиновьевич Любовский (1937), композитор, заслуженный деятель искусств России и Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров