25 апреля 2019  21:02
Распечатать

В меру понимания добра

Опубликовано: 24.08.2002 0:00

information_items_1347368715

Галина ИшковаГалина Семеновна Ишкова пришла в Качаловский театр, когда на его сцене работали еще такие мастера, как В.Павлова, Л.Шмидт, Е.Лисецкая, В.Улик, Н.Алексеева. Будучи к тому времени уже заслуженной артисткой России, имея за плечами опыт работы в четырех театрах, множество сыгранных ролей, в том числе и таких крупных, как Луиза Миллер и принцесса Эболи, арбузовская Таня, Параша, Глафира и Снегурочка в пьесах А.Островского, она почувствовала себя поначалу робкой ученицей: перед первым выходом на сцену волновалась так, что «вспомнить страшно».


Войти в новый коллектив со сложившимися традициями, определенной манерой сценического поведения, сильным чувством ансамбля даже опытному актеру непросто. Работу казанских мастеров отличала уверенность старой актерской школы; выходя на сцену, они чувствовали себя ее хозяевами, самостоятельными и независимыми в решении образа, и режиссура вынуждена была с этим считаться. Но именно это чувство ансамбля, на котором были воспитаны актеры Качаловского театра, и помогло Галине Семеновне легко войти в коллектив. Ведь иметь на сцене чутких партнеров — это, по меньшей мере, половина собственного успеха.


И тем не менее работать было трудно. Ее предыдущий репертуар формировался в основном из ролей лирико-драматического плана, она играла героинь. Первые же ее роли в Казани потребовали конкретной и яркой характерности. Это — Поля в «Бане» В.Маяковского, Ольга Носова в «Традиционном сборе» В.Розова, Рокия в «Без ветрил» К.Тинчурина, Притыкина в «Варварах» М.Горького. И актриса достойно справилась с новым для нее амплуа. В каждой из этих ролей она была необычайно органична и вместе с тем узнаваема, ее героини словно пришли с улицы — со своей манерой общения, своими оценками… Тонко и точно умела Галина Семеновна подчеркнуть в решении образа и время действия, и национальность своей героини.


Ролей подобного плана Ишкова переиграла не один десяток — в пьесах М.Рощина, Э.Володарского, А.Вампилова. Чем-то схожие между собой, ибо все ее героини жили и воспитывались в советское время, каждая из них, тем не менее, имела свой особый характер и взгляд на мир, свою шкалу ценностей и меру понимания добра. Актрисе Ишковой свойственна трезвость суждения — и об окружающих людях, и о своих героинях. Она не склонна преувеличивать их достоинств, понимая, что каждый человек соткан из противоречий. Потому ее героини всегда неоднозначны: в иных обстоятельствах они могут быть и некрасивы, и неприятны, но вот повернулась к ним жизнь другой стороной — и вдруг видишь, что тот же человек, оказывается, может быть и добрым, и чутким.


Довольно много играла Ишкова в классике, преимущественно русской: уже упомянутая Притыкина в «Варварах», Домна Пантелеевна, Глумова и Фоминишна в пьесах А.Островского, Тафаева в «Обыкновенной истории», Анна Павловна в «Живом трупе», Фекла в «Женитьбе» Н.Гоголя, Ислаева из «Месяца в деревне» И.Тургенева. И всюду она была убедительна и точна в выборе средств, в умении передать стиль автора и приметы времени.


Умеет Галина Семеновна придать своим героиням аристократический блеск, изысканность манер, не в ущерб при этом внутренней стороне образа, сложности человеческого характера. Пример тому — одна из последних по времени ролей актрисы — мадам Вернье в спектакле «Тайна дома Вернье» по повести Агаты Кристи. Виртуозное мастерство продемонстрировала актриса, создав в достаточно скромном драматургическом материале значительный по глубине чувств образ — женщины волевой, привыкшей к поклонению и подчинению, и вместе с тем — страдающей и безумно одинокой. И все же образы современниц, простых советских женщин, особенно удавались актрисе. Смешные и нелепые, отчаявшиеся и отчаянные, карьеристки и честные труженицы, хитроватые и добродушные, наивные и самоотверженные — все они воспринимаются сегодня как некий собирательный образ, передающий противоречия нашего общества и нашей истории.


Талант Ишковой по природе своей глубоко народен, корнями своими связан с истинно народным пониманием жизни, ее истоков, ее смысла, и потому в таких ролях она необыкновенно убедительна и органична. Столько наивной и хитроватой мудрости в ее бабке из «Семейного портрета с посторонним», что она невольно становится центром спектакля, именно через нее зритель постигает всю абсурдность не только происходящего на сцене, но и всей нашей жизни. Надолго осталась в памяти зрителей и ее Голда в «Поминальной молитве» Г.Горина. Было в ней что-то от библейской Сарры: и безграничность терпения, и смирение, и бунт, и вера. И все это актриса сумела передать чрезвычайно скупыми средствами, не прибегая к аффектации.


Тридцать шесть лет служения качаловской сцене, около ста сыгранных ролей, пополнивших фонд достижений казанского русского театра, который создавался ее великими предшественницами и предшественниками. В творчестве Галины Ишковой — продолжение тех же традиций, такого же, святого отношения к театру.


Юрий БЛАГОВ.


Выпуск: № 170 (24726)


Добавить комментарий

Нуреев. Белый ворон 25.04.2019

В главной роли казанский танцовщик

В российский прокат вышел британский фильм «Нуреев. Белый ворон», в котором главную роль исполнил солист татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля, танцовщик Олег Ивенко....
520
бибиотека 25.04.2019

Место, куда можно прийти по любому поводу

Использовать современные технологии, стать многофункциональным общественным пространством, привлекать молодого читателя…...
590
фестиваль-мусульманского-кино 25.04.2019

Первая весна казанского «Оскара»

В рамках Международного экономического саммита «Kazan Summit 2019» в столице Татарстана открылся юбилейный XV Международный фестиваль мусульманского кино....
990
фото-таттелеком-5 24.04.2019

Притяжение сцены

В немного неожиданной для себя роли недавно довелось выступать некоторым сотрудникам компании «Таттелеком». Они вышли на профессиональную театральную сцену в качестве… актёров....
1650
казанский-тюз 22.04.2019

Театр стал доступнее

27 апреля в Казанском русском ТЮЗе впервые покажут спектакль с тифлокомментированием и сурдопереводом....
1690
  • Мнение

    СУНЬ Чжэньхуа, гендиректор индустриального парка Haier Russia (Набережные Челны):

    49140b3424e43bc396c1960aabde0d08_M

    Пять лет назад мы начали проект «Глобализация» по производству холодильников. В России мы смотрели, изучали и выбрали Татарстан. Эти три года доказали, что мы выбрали правильно. Татарстан занимает лидирующие позиции среди регионов вашей страны для создания комфортного климата для инвесторов.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    27 апреля

    Халим Бадриевич Залялов (1940), актёр театра им. Г.Камала, народный артист Татарстана.

    Зухра Котдусовна Сахабиева (Бигичева), народная артистка Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров