18 ноября 2018  15:13
Распечатать

В меру понимания добра

information_items_1347368715

Галина ИшковаГалина Семеновна Ишкова пришла в Качаловский театр, когда на его сцене работали еще такие мастера, как В.Павлова, Л.Шмидт, Е.Лисецкая, В.Улик, Н.Алексеева. Будучи к тому времени уже заслуженной артисткой России, имея за плечами опыт работы в четырех театрах, множество сыгранных ролей, в том числе и таких крупных, как Луиза Миллер и принцесса Эболи, арбузовская Таня, Параша, Глафира и Снегурочка в пьесах А.Островского, она почувствовала себя поначалу робкой ученицей: перед первым выходом на сцену волновалась так, что «вспомнить страшно».


Войти в новый коллектив со сложившимися традициями, определенной манерой сценического поведения, сильным чувством ансамбля даже опытному актеру непросто. Работу казанских мастеров отличала уверенность старой актерской школы; выходя на сцену, они чувствовали себя ее хозяевами, самостоятельными и независимыми в решении образа, и режиссура вынуждена была с этим считаться. Но именно это чувство ансамбля, на котором были воспитаны актеры Качаловского театра, и помогло Галине Семеновне легко войти в коллектив. Ведь иметь на сцене чутких партнеров — это, по меньшей мере, половина собственного успеха.


И тем не менее работать было трудно. Ее предыдущий репертуар формировался в основном из ролей лирико-драматического плана, она играла героинь. Первые же ее роли в Казани потребовали конкретной и яркой характерности. Это — Поля в «Бане» В.Маяковского, Ольга Носова в «Традиционном сборе» В.Розова, Рокия в «Без ветрил» К.Тинчурина, Притыкина в «Варварах» М.Горького. И актриса достойно справилась с новым для нее амплуа. В каждой из этих ролей она была необычайно органична и вместе с тем узнаваема, ее героини словно пришли с улицы — со своей манерой общения, своими оценками… Тонко и точно умела Галина Семеновна подчеркнуть в решении образа и время действия, и национальность своей героини.


Ролей подобного плана Ишкова переиграла не один десяток — в пьесах М.Рощина, Э.Володарского, А.Вампилова. Чем-то схожие между собой, ибо все ее героини жили и воспитывались в советское время, каждая из них, тем не менее, имела свой особый характер и взгляд на мир, свою шкалу ценностей и меру понимания добра. Актрисе Ишковой свойственна трезвость суждения — и об окружающих людях, и о своих героинях. Она не склонна преувеличивать их достоинств, понимая, что каждый человек соткан из противоречий. Потому ее героини всегда неоднозначны: в иных обстоятельствах они могут быть и некрасивы, и неприятны, но вот повернулась к ним жизнь другой стороной — и вдруг видишь, что тот же человек, оказывается, может быть и добрым, и чутким.


Довольно много играла Ишкова в классике, преимущественно русской: уже упомянутая Притыкина в «Варварах», Домна Пантелеевна, Глумова и Фоминишна в пьесах А.Островского, Тафаева в «Обыкновенной истории», Анна Павловна в «Живом трупе», Фекла в «Женитьбе» Н.Гоголя, Ислаева из «Месяца в деревне» И.Тургенева. И всюду она была убедительна и точна в выборе средств, в умении передать стиль автора и приметы времени.


Умеет Галина Семеновна придать своим героиням аристократический блеск, изысканность манер, не в ущерб при этом внутренней стороне образа, сложности человеческого характера. Пример тому — одна из последних по времени ролей актрисы — мадам Вернье в спектакле «Тайна дома Вернье» по повести Агаты Кристи. Виртуозное мастерство продемонстрировала актриса, создав в достаточно скромном драматургическом материале значительный по глубине чувств образ — женщины волевой, привыкшей к поклонению и подчинению, и вместе с тем — страдающей и безумно одинокой. И все же образы современниц, простых советских женщин, особенно удавались актрисе. Смешные и нелепые, отчаявшиеся и отчаянные, карьеристки и честные труженицы, хитроватые и добродушные, наивные и самоотверженные — все они воспринимаются сегодня как некий собирательный образ, передающий противоречия нашего общества и нашей истории.


Талант Ишковой по природе своей глубоко народен, корнями своими связан с истинно народным пониманием жизни, ее истоков, ее смысла, и потому в таких ролях она необыкновенно убедительна и органична. Столько наивной и хитроватой мудрости в ее бабке из «Семейного портрета с посторонним», что она невольно становится центром спектакля, именно через нее зритель постигает всю абсурдность не только происходящего на сцене, но и всей нашей жизни. Надолго осталась в памяти зрителей и ее Голда в «Поминальной молитве» Г.Горина. Было в ней что-то от библейской Сарры: и безграничность терпения, и смирение, и бунт, и вера. И все это актриса сумела передать чрезвычайно скупыми средствами, не прибегая к аффектации.


Тридцать шесть лет служения качаловской сцене, около ста сыгранных ролей, пополнивших фонд достижений казанского русского театра, который создавался ее великими предшественницами и предшественниками. В творчестве Галины Ишковой — продолжение тех же традиций, такого же, святого отношения к театру.


Юрий БЛАГОВ.


Дата:24.08.2002
Выпуск: № 170 (24726)


Добавить комментарий

спектакль путешествие «Анна Каренина» 15.11.2018

Прибытие поезда

На премьерных показах иммерсивного спектакля путешествия «Анна Каренина» казанцы приобщились к европейскому тренду современного театра....
1960
концертный-зал-салиха сайдашева 15.11.2018

Сказки под звуки органа

В Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева стартовал один из самых популярных образовательных проектов – абонемент «Сказки органного королевства»....
1670
театр экият в барнауле 15.11.2018

Барнаул нас встретил полными залами

Артисты театра «Экият» вернулись с гастролей из Барнаула, где работали на сцене Алтайского государственного театра кукол....
1370
музей Пастернака в Чистополе 15.11.2018

А свеча поэта всё горит…

60 лет назад Борис Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии....
1890
777 14.11.2018

Казанский след Александра Вертинского

Знаменитый шансонье Александр Вертинский, по возвращении из эмиграции до конца своей жизни (а это 1943–1957 годы) дал около трех тысяч концертов – то есть в среднем по 18 в месяц!...
4320
  • Мнение

    Альберт ГИМАЛЕТДИНОВ, руководитель регионального общественного Союза танкистов, заведующий Музеем боевой славы Казанского танкового училища:

    альберт-гималетдинов

    Казань по праву стала танковой столицей России. Раньше было много училищ, которые готовили офицеров­-танкистов, – Челябинское, Харьковское, Киевское, Ульяновское… А сегодня Казанское осталось единственным на всю страну. Это легко прослеживается, например, по танковому биатлону – практически в каждом экипаже есть танкист­-казанец.

    Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    18 ноября

    Наиля Хакимовна Гараева, актриса, народная артистка Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Юрий Леонидович Жуков (1967), директор Государственного ансамбля песни и танца Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров