В казани облик бывшего Гостиного двора менялся неоднократно. В советские годы его то надстраивали (хронически не хватало казенных площадей), то “лишние” этажи убирали. Потом снова надстраивали и снова возвращали зданию первоначальный вид. Глядя на бывшую Гостинодворскую церковь на улице Профсоюзной, сегодня в ней трудно узреть черты, присущие храму, – настолько за столетие она изменилась.
Бесконечные перестройки “Бегемота” (названного так за характерную форму комплекса строений размером с целый квартал) затевали многочисленные министерства, организации и учреждения, заселявшие здание. Причем делали они это зачастую без согласования друг с другом и даже с городским архитектурным управлением. Конечно, долго такое продолжаться не могло.
Весной 1954 года фундамент, подмываемый грунтовыми водами, не выдержал непомерно разросшейся четырехэтажной юго-восточной секции здания, и она обвалилась. Обрушение произошло глубокой ночью, и масштабы его оказались значительными. История умалчивает о количестве пострадавших (часть разрушенного Гостиного двора оказалась жилой), известно лишь, что ЧП имело серьезные последствия. Больше года в массивном проеме “Бегемота” в районе перекрестка современных улиц Кремлевской и Чернышевского зияли руины, чем-то похожие, как тогда горько шутили горожане, на след бомбардировки. (Снимок, запечатлевший это, принес в редакцию давний читатель “РТ” Борис Милицин.) Власти долго решали, что делать со зданием: восстанавливать или сносить.
Наконец первый вариант был признан слишком дорогостоящим. Решили снести пострадавшую секцию и на ее месте начать строительство пятиэтажного жилого дома. Из прежних ведомственных “квартирантов” снесенной части Гостиного двора в новый дом смогли заселиться только районный отдел загса да продуктовый магазин. Им был передан первый этаж нового здания.
Что касается оставшейся части Гостиного двора, то третий и четвертый его этажи в апреле 1987 года уничтожила другая напасть – пожар в бывшем Государственном объединенном музее ТАССР.
Как видим, история старейшего памятника архитектуры Казани оказалась полной испытаний. Не оставляют они “Бегемот” и сегодня. Национальный музей РТ ведет кропотливую работу по созданию действительно цивилизованного хранилища сокровищ прошлого.
Фото из коллекции Абдуллы Дубина.