Генерал и его музыкальная армия

Недавно с Симфоническим оркестром РТ выступил главный военный дирижер России, генерал-лейтенант Виктор Афанасьев с программой из произведений российских композиторов-юбиляров – Юрия Саульского, Мурада Кажлаева и Андрея Эшпая.

Недавно с Симфоническим оркестром РТ выступил главный военный дирижер России, генерал-лейтенант Виктор Афанасьев с программой из произведений российских композиторов-юбиляров – Юрия Саульского, Мурада Кажлаева и Андрея Эшпая. В частности, состоялось премьерное исполнение одного из последних симфонических произведений А.Эшпая “Переход Суворова через Альпы” с участием сводного оркестра Казанского гарнизона. И, как всегда это бывает, когда за пультом стоит Афанасьев, концерт превратился в настоящее шоу…


– Виктор Васильевич, профессиональные военные, как и музыканты, зачастую являются продолжателями семейных династий…


– У меня в роду не было ни военных, ни музыкантов. Бабушка моя все удивлялась: откуда я такой взялся? Я с детства рисовал и занимался музыкой. Причем поначалу больше времени уделял именно живописи, но любым делом надо заниматься серьезно и постоянно, должна быть система, поэтому в конце концов перевесила музыка. Но и сейчас, когда устаю, немножко рисую.


– Где вы учились?


– Я окончил музыкальную школу в Краснодаре, потом дирижерско-хоровое отделение в Ставропольском музыкальном училище. А затем я узнал, что при Московской консерватории есть военно-дирижерский факультет. И вот в Москве я начал изучать инструментальную музыку. У меня была очень интересная дипломная работа – сюита из балета Андрея Петрова “Сотворение мира”.


– А что было потом?


– После учебы меня направили в Чехословакию полковым дирижером. А потом произошло то, чего ранее не случалось. Лейтенанта назначили начальником оркестра штаба Центральной группы войск. Это был единственный случай за всю историю Советской Армии. В Чехословакии я довольно хорошо выучил чешский язык и чешскую музыку.


После Чехословакии меня направили в Среднюю Азию, в Алма-Ату. До этого я в тех краях никогда не бывал. Когда посмотрел на карту, чуть в обморок не упал – это так далеко и так непонятно. Алма-Ата оказалась очень красивым городом, а казахи – приветливыми людьми. Тогда не было национальных “раздраев”. Я очень увлеченно стал изучать казахскую музыку. А чтобы более рационально использовать время, в 1979 году поступил в Алма-Атинскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет и в 1981-м, экстерном, закончил ее.


В 1982 году меня пригласили преподавать на военно-дирижерский факультет Московской консерватории. Поработал я там два года, и мне это не понравилось.


– Почему?


– Я не люблю сидеть в классе. Я действующий дирижер, занимающий очень активную позицию. Поэтому я не стал получать квартиру в Москве, а уехал по приглашению в Прибалтику. Там я был начальником военно-оркестровой службы и главным дирижером. Мы много работали с Раймондом Паулсом, Айей Кукколе, Ольгой Пирокс, Маргаритой Войтес, братьями Франконисами. Замечательная была обстановка.


Три года спустя меня пригласили в Германию, где я возглавил военно-оркестровую службу. Там у меня было 124 оркестра. С оркестрами Западной группировки войск объехал всю Европу. Мне пришлось участвовать в историческом воссоединении двух Германий. Когда рушили Берлинскую стену, я дирижировал оркестрами стран Антигитлеровской коалиции. А в 1993 году я был назначен главным дирижером Министерства обороны. Позже моя должность стала называться иначе – начальник военно-оркестровой службы – главный военный дирижер Вооруженных сил Российской Федерации.


– Судя по концертным программам, вы стремитесь к масштабным проектам.


– Должность такая. Кроме того, составляя программу, я стараюсь, чтобы это не только мне было интересно. Я-то свой творческий интерес могу получить и во время репетиции. Главное, чтобы программа осталась в памяти у слушателей.


А что касается масштабности, то во время парада на Красной площади я дирижирую оркестром в тысячу музыкантов. Во время концерта у храма Христа Спасителя под моим началом был хор – три тысячи человек и оркестр – тысяча человек. Большое впечатление оставило у меня и участие в супер-шоу “Стена” в Берлине. Тогда на Потсдамер-плац была построена огромная стена из пенопластовых блоков, символизирующая Берлинскую. Мы делали эту программу с группой “Пинк Флойд” и попали, кстати, в Книгу рекордов Гиннесса.


– Похоже, вы человек не ленивый…


– Я ведь Телец по Зодиаку. А у Тельца так и записано в гороскопе – трудолюбивый, рвется к знаниям. Я сам всегда чем-то занят, и вокруг меня все должны трудиться. Когда мои дети начинают немного расслабляться, я уже нервничаю… У меня и дети трудолюбивые, и жена за нами очень внимательно следит, не дает нам расслабляться.


Младший сын в 23 года стал самым молодым кандидатом экономических наук в России. Сейчас он преподает на двух языках в Плехановской академии. Старший окончил Юридическую академию в Москве и защитил кандидатскую диссертацию позже, в 30 лет. Сейчас ему 31 год, и он заканчивает университет в Берлине.


– Своих детей вы учили музыке?


– Да. Оба закончили музыкальную школу, так что у них и с ушами порядок, и со вкусом нормально. Они попсу не слушают. А вот хороший джаз или классику – это да…


– Сколько концертов в год вы даете?


– Очень много. Мы ведь обслуживаем все правительственные мероприятия. А потому у нас и составы оркестров необыкновенные: это и симфонический оркестр, и духовой, и эстрадно-симфонический, и камерный, а также диксиленд, биг-бэнд, вокальный биг-бэнд, пять танцевальных пар, шесть солистов – все “заслуженные” и “народные”.


– А государство поддерживает эти коллективы? Ведь не секрет, что оркестры, находящиеся в ведении Министерства культуры, остаются в бедственном положении.


– Искусство вообще у нас в бедственном положении. В армии обстановка более стабильная. Армия – это такой организм, который быстро разрушить невозможно. Это как государство в государстве. Пришлось приложить много усилий, но мы сохранили свое талантливое музыкальное войско. И не только сохранили, но и гражданским музыкантам дали работу, поскольку ввели в коллективах гражданские должности.


– Военным музыкантам приходится испытывать военные тяготы?


– Никаких тягот. Я считаю, что вообще не надо разделять обстановку на военную и гражданскую. Везде должны быть собранность, дисциплина.


Меня журналисты часто спрашивают: “А как у вас с “дедовщиной”?” А я всегда отвечаю: “У нас по всей стране “дедовщина”, друг над другом издеваются”. Но ведь в гражданской сфере это так не называется. Просто эту “кликуху” в армии придумали, где приходят ребята из одной деревни и часто даже с одной улицы. И вот тут надо психологам разобраться: что же происходит? Одному дают звание ефрейтора, вешают одну лычку на погоны, и он тут же начинает издеваться над своим соседом, и, между прочим, весьма изощренно. Армия и офицеры тут ни причем. Это проблема всего нашего общества.


– Во время репетиции я обратила внимание на ваши руки. По-моему, они в состоянии удержать не только дирижерскую палочку, но и пудовую гирю.


– Я от рождения такой породистый. Руки у меня сильные.


Беседовала
Наталья ТИТОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще