30 сентября 2020  5:21
Распечатать

«Съездили» в Сингапур. Куда дальше?

Опубликовано: 02.06.2001 0:00

Девчонки заученными движениями срывают с себя блузки, бюстгальтеры, и в зрительном зале раздаются аплодисменты. Хотелось бы верить, что все они адресованы не этому страшноватому стриптизу, а великолепной режиссерской находке: на спине одной из жалких обнаженных фигурок красуются багровые пятна от медицинских банок. Допускаю, что кое-кто пришел в театр только ради этой обнаженки на сцене. В набитом под завязку зале публика была самая разная. Но ни один человек не ушел после антракта, не ушел до конца этой комедии. Вот только веселья к концу спектакля у многих поубавилось. Замысловатую комедию показал театр имени Качалова. Про нашу с вами жизнь. Называется — «Конкурс».


В провинциальный город приехали японцы набирать девушек. У них в Сингапуре ресторан. И там, в Сингапуре, такая мода — русский стиль. Чтобы все услуги, включая особо интимные, оказывали девушки из далекой страны России. Японцы подали объявление о конкурсном наборе в местную газету, а провинциалы перемудрили с этим объявлением, наплели что-то о поиске талантов, не указали возрастной ценз… И вот за кулисами кинотеатра, где должен открыться конкурс, бунтуют, не давая его открыть, женщины, отвергнутые еще с порога. И возраст не тот, и замужем, и вообще на кой хрен с баяном-то приперлись? Они что думают, их в филармонию будут набирать?


Но женщины упорно отстаивают свои права и требуют, чтобы японцы допустили их к конкурсу и оценили их недюжинные таланты. И японцы в лице Тецудзина Аоки (засл. арт. РСФСР, нар. арт. РТ Юрий Федотов) наконец сдаются и соглашаются ознакомиться с талантами. И женщины постарались!


Женщинам позарез нужно в Сингапур, потому что здесь они никому не нужны и потому что жизнь у них здесь хуже собачьей. В этом смысле они все равны: и жена безработного интеллектуала с тремя высшими образованиями, и разведенная жена «нового русского», и жена работяги Василия с кулаками размером с голову и головой размером с кулак, и вовсе безмужняя Варвара Волкова (нар. арт. РТ Марина Кобчикова), промышляющая на жизнь продажей горячительного в розлив.


«Конкурс» вполне можно давать в бенефис Марины Кобчиковой! Лицедейство и всяческие перевоплощения, конечно, вообще в актерской профессии как бы подразумеваются. Тут вроде бы и говорить не о чем. Но на то, что делает Кобчикова в роли Варвары Волковой, стоит посмотреть! На то, с каким энтузиазмом она исполняет японцу «песню про геологов» под баян. На то, как она оскорбляется, что японец слыхом не слыхивал, кто такой Ломоносов, «пришедший с Ледовитого океана пешком, чтобы одну книгу прочитать», — гордость русская национальная и личная Варварина. Больше гордиться ей нечем: от великой страны осталась Варваре «песня про геологов» да потрепанная сумка на колесиках, в которой возит она свой разливной товар. Когда же дочери ее без тени смущения раздеваются перед сингапурским японцем, она впадает в такой подлинный шок на сцене, что это уже не лицедейство, а такая «правда характера» по Станиславскому!..


Актерский состав спектакля вообще ровный, и каждый хорош на своем месте, но нельзя не сказать особо о Юрии Федотове, сыгравшем практически бессловесную роль японца. Юрию Федотову достаточно улыбнуться или поклониться — то и другое имеет у него множество вполне информативных оттенков: от искреннего удивления до вежливого сарказма.


Японо-русско-сингапурский сюжет, что и говорить, дает возможность актерам разыграться. Но качаловцам удалось сделать спектакль много шире сюжета. Потому и получилась комедия в десяти драмах (по числу персонажей пьесы, исключая японца). В безвыходном положении оказались и женщины, и мужчины в этом спектакле, где так ярко и так издевательски горит зеленым светом указатель «Выход» (еще одна ненавязчивая, но великолепная режиссерская находка).


Кстати, «Конкурс» ставил в Качаловском театре приглашенный «со стороны» Игорь Войтулевич. И, вероятно, не потому, что главный режиссер Александр Славутский, специализирующийся в основном на мюзиклах, не в состоянии сделать спектакль в традиции психологического театра: совсем недавно он поставил очень симпатичные «Провинциальные анекдоты» Вампилова.


Репертуарный театр, особенно в провинции, заставляет коллектив существовать в очень жестком режиме: премьеры должны следовать одна за другой, иначе рискуешь потерять интерес зрителей. Александр Славутский, отдадим ему должное, сумел, придя к руководству театром с полупустым зрительным залом, сделать его вновь посещаемым и популярным в городе. И когда главный режиссер, не стремясь подмять все под себя, не боясь конкуренции, а руководствуясь в первую очередь интересами театра, приглашает к постановке в условиях цейтнота коллегу, это только делает ему честь.


Наверное, можно было бы отвлечься от своей давно вынашиваемой работы и слепить «вполруки» необходимую премьерку. Но театр достиг уже такого творческого уровня, когда явная халтура на его сцене непредставима. И приглашенный Игорь Войтулевич не обманул ожиданий ни главного режиссера, ни зрителя — спектакль получился яркий и задевающий за живое, за самые наши болящие болячки.


Вот только во Францию, как это уже стало ежегодной традицией, качаловцы вряд ли рискнут этот спектакль повезти. И не потому, что он недостаточно профессионален и хорош, а просто не поймут французы этой нашей жизни, как японец Тецудзин Аоки не понимает наших женщин, явившихся на конкурс девиц для известных целей с баяном, «песней про геологов» и гордостью за Ломоносова.


Впрочем, к новому сезону качаловцы наверняка готовят новую премьеру. И наверняка, как здесь уже заведено, это будет что-то остросовременное, ничуть не отстающее в движении от нашей труднопредсказуемой страны. В Сингапур мы уже «съездили». Куда дальше?


Константин ФЕВРАЛЬСКИЙ.


Выпуск: № 111 (24408)


Добавить комментарий

Открытие-фестиваля-северный-кавказ 28.09.2020

Соединяя народы в единое целое

Иначе как грандиозным прошедший в минувшую субботу в столице республики у Центра семьи «Казан» фестиваль не назовёшь. Фестиваль «Северный Кавказ....
3200
аделя-мубаракова 25.09.2020

Шестьсот тысяч для ZAKARIA

В Крыму на закрытии творческой антишколы народной культуры и хореографического искусства форума «Таврида» подвели итоги грантового конкурса....
6600
в-гостях-у-татар 24.09.2020

И вновь в гости к татарам

После долгого перерыва возобновилось проведение передвижных выставок в рамках проекта «В гостях у татар», посвящённого 100-летию ТАССР. Первая после вынужденной паузы выставка открылась в Оренбурге....
7370
Сон-в-летнюю-ночь 24.09.2020

Есть упоение в игре

Спектаклем «Сон в летнюю ночь» московского театра «Мастерская П.Н.Фоменко» в Казани стартовал фестиваль «Золотая маска»....
6910
Государственный-симфонический-оркестр-Татарстана 24.09.2020

Спасибо, что дождались

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл юбилейный, 55-й сезон концертом из сочинений Людвига ван Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир....
7190
  • Мнение

    Дарья САННИКОВА, директор комитета по развитию туризма исполкома Казани:

    санникова

    Пандемия изменила облик туристической отрасли. Туризм стал более индивидуальным. Гости предпочитают приезжать с семьёй или небольшими компаниями. Наблюдается рост популярности лесных походов и других экологических видов отдыха. Увеличился спрос на аренду квартир, где можно самостоятельно готовить, при этом уменьшить затраты на кафе и рестораны.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    30 сентября

    Аида Эмилевна Гарифуллина, оперная певица (сопрано), заслуженная артистка России и Татарстана, солистка Венской оперы. Родилась и выросла в Казани.

    Алия Фаргатовна Мустафина, гимнастка, олимпийская чемпионка 2012 года в упражнении на брусьях, трехкратная чемпионка Универсиады–2013.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров