“По рождению русский, духом я принадлежу татарскому народу”

Русский по национальности и интернационалист по убеждениям, он стал одним из основоположников татарской профессиональной музыки.

Русский по национальности и интернационалист по убеждениям, он стал одним из основоположников татарской профессиональной музыки. Каждое из созданных им произведений становилось заметным явлением в музыкальной жизни, являя собой образец национального стиля. Музыка Александра Ключарева, искренняя, сердечная и оптимистическая, и поныне легко находит путь к сердцам слушателей.


Александр Сергеевич Ключарев.Александр Сергеевич Ключарев родился 19 февраля 1906 года в Казани. Вскоре семья Ключаревых, где Саша был четвертым ребенком, переехала в Оренбург. Жили весело и дружно. В детях культивировались художественные наклонности, для них выписывались детские журналы, художественные альбомы, устраивались походы в театр. Дома слушали граммофонные записи оперных арий в исполнении Шаляпина, Собинова, Неждановой. Особенно нравилась маленькому Саше фантастическая образность симфонической картины “Ночь на Лысой горе” Мусоргского.


Музыкальные способности Александра проявились очень рано. Пятилетним ребенком он уже подбирает знакомые мелодии на двухрядной гармони. Вот как вспоминали об этом его родители: “Забавно было смотреть, как малыш, которому держать тяжелый инструмент было еще не под силу, ставил гармонь на стул и играл на ней стоя, причем настолько хорошо, что собирались соседи и друзья. Тогда застенчивого маленького музыканта выручало лишь то, что инструмент почти скрывал его от любопытных глаз, были видны только маленькие ловкие пальцы и непокорные вихры черных волос”.


Летом вся семья выезжала на дачу к дедушке в село Измайловку. Дед со стороны матери – Надежды Семеновны – отлично играл на гитаре, сама она играла на гармони, шесть ее братьев и четыре сестры также владели различными музыкальными инструментами. Частенько летними вечерами они составляли небольшой оркестр и музицировали, и вместе со всеми – юный Александр.


Дома в Оренбурге уже были скрипка, гитара, мандолина, балалайка и цитра, когда в 1916 году Ключаревы купили фортепиано. Вскоре Александр поступает учиться в музыкальную школу. На дальнейшую его судьбу сильно повлияли две встречи. Недалеко от их дома жил удивительно музыкальный человек, кучер-татарин Галей. Именно от него Ключарев впервые услышал татарские песни. Вслушиваясь в грустные переливы незнакомых мелодий, он постепенно открывает для себя певучую душу татарского народа. Вторая встреча – с композитором и собирателем фольклора А.В.Затаевичем, который знакомит Ключарева со своими записями киргизских, казахских и татарских мелодий, а также некоторыми их обработками. Это знакомство усилило и поддержало в Ключареве интерес к народной музыке других национальностей.


В книге Н.Шумской мы находим портрет юноши Ключарева тех лет, исполненный необыкновенного обаяния: “Характер у Александра складывался мягкий. Он был необыкновенно скромен, даже застенчив… Прихотливо сочетались в нем мечтательность и острая наблюдательность, пытливость… Свой досуг Александр охотнее всего посвящал чтению, рисованию, театру. Великолепно удавались ему карикатуры: метко и остроумно подмечая смешные черточки во внешности и поведении людей, он одновременно тонко передавал портретное сходство”. Ключарев обладает блестящими природными данными, у него абсолютный слух, великолепная память и музыкальная интуиция, в его мгновенных музыкальных импровизациях находят отражение встречи с природой, людьми, но… Все острее ощущает он недостаток профессионального образования.


Поэтому, когда в 1923 году семья возвращается в Казань, Александр поступает учиться в музыкальный техникум (класс фортепиано О.О.Родзевич), а в 1928-м едет в Москву, где учится на композиторском факультете Московской консерватории (класс профессора Н.С.Жиляева, позже класс профессора Р.Глиэра). Получив высшее образование, он работает в Уфе, а в 1937 году приезжает в Казань, и с этого времени его жизнь неразрывно связана с музыкальной культурой Татарии.


В Казани он возглавляет только что организованный Кабинет фольклора при Управлении по делам искусств Совета Министров ТАССР, который вел большую работу по собиранию, записи и публикации татарского музыкального фольклора. Итогом ее явились изданный в 1941 году первый сборник татарских народных мелодий (под редакцией В.Виноградова, А.Ключарева и М.Садри) и изданный в 1955 году второй сборник. Оба тома представляли большой научный интерес, собранными в них материалами пользовались не только композиторы и музыковеды, но и многие певцы-исполнители, коллективы художественной самодеятельности.


Работа Ключарева-фольклориста была неразрывно связана с собственно композиторской. Бесценен его вклад в развитие хоровой культуры Татарии. С момента организации Государственного ансамбля песни и пляски ТАССР Ключарев постоянно находится в творческом контакте с этим коллективом, создавая одну за другой обработки народных песен для хора и солистов. Такие высокохудожественные образцы хоровой обработки народных песен, как “Аллюки”, “Кара урман”, “Гармонь-гармонь” и другие, до сих пор украшают репертуар Государственного ансамбля песни и танца.


В эти же годы складываются исполнительские дуэты композитора с певицей Г.Сулеймановой, скрипачом и композитором З.Хабибуллиным, гармонистом-виртуозом Ф.Туишевым. Во время их совместных выступлений Александр Ключарев никогда не пользуется нотами, демонстрируя блестящий дар пианиста-импровизатора и чуткого аккомпаниатора.


Ярко проявил себя композитор и в песенном жанре. Его песням, как и всему творчеству в целом, присущи оптимистический пафос, свежий и красочный гармонический язык, оригинальное мелодическое мышление. О мелодическом даре Ключарева как нельзя лучше свидетельствует следующий эпизод его творческой биографии: в 1953 году в Казани был организован конкурс на лучшую песню. На рассмотрение жюри поступило около 100 произведений, из которых пять были удостоены премий и среди них – три песни А.Ключарева, в том числе “Волжские волны” (сл. М.Хусаина) и “Весенняя песня” (сл. М.Садри).


Ключарев работал в самых различных жанрах и формах – от обработки народной песни до балета и симфонии (балет “Горная быль” поставлен в 1951 г., симфония впервые исполнена в 1955 г.). Много сил и творческого вдохновения отдал Ключарев работе над оперой “Наемщик” на основе одноименной музыкальной драмы С.Сайдашева, который мечтал увидеть свое любимое детище на оперной сцене. И мечта эта осуществилась в 1961 году.


Композитор Ключарев стоял в начале того большого пути, по которому идет татарская музыка сегодня. Как и у Сайдашева, у него не было предшественников, за исключением, конечно, русских и западных композиторов-классиков, у которых он учился всю жизнь. И все же главным ориентиром для Александра Ключарева были его собственная блестящая музыкальная интуиция и безмерная любовь к татарской музыке.


С.ВАЛИДИ-ГАЛИЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще