3 августа 2020  17:19
Распечатать

Сказки нового Средневековья

Опубликовано: 05.12.2014 0:00

information_items_10115861

Восток и Запад в буквальном смысле сошлись на сцене ТГАТ им. Г.Камала. Две недавние премьеры театра – «Меня зовут Красный» Орхана Памука и «Ричард III» Шекспира – переносят зрителей в первом случае в самое сердце Османской империи периода ее расцвета, во втором – в средневековую Англию, обессиленную братоубийственной войной Алой и Белой розы.

Для современного зрителя и то, и другое в лучшем случае экзотика, вкушать которую ему привычнее, взяв, к примеру, билет до того же Стамбула, где живут, любят и страдают герои самого именитого турецкого писателя современности, лауреата Нобелевской премии Орхана Памука. Кстати, многие поклонники его творчества так и поступают, уверяя, что книги этого автора – лучший путеводитель по бывшей османской столице. И в этом смысле театральному Памуку, конечно же, трудно конкурировать с Памуком-писателем, немало преуспевшим «в поисках меланхоличной души родного города». Трудно прежде всего на вербальном уровне. Ибо даже в самом бережном пересказе проза турецкого нобелевского лауреата напоминает просто еще одну красивую восточную сказку. Возможно, именно поэтому до недавних пор никто не отваживался инсценировать его произведения.

ЖИЗНЬ В КРАСНОМ ЦВЕТЕ

Но, видимо, рано или поздно это должно было случиться, и тот факт, что первопроходцем стал театр Камала, безусловно, дает повод для гордости. Идеей перенести на сцену роман Орхана Памука «Меня зовут Красный» камаловцев заразил магнитогорский режиссер Максим Кальсин, уверенный в том, что «это великий роман» и где как не в Казани зрителя может задеть за живое ключевая для этого произведения тема встречи Востока и Запада.

Напомним: «Меня зовут Красный» – роман о художниках времен Османской империи. Турецкий правитель заказывает своим мастерам изготовить необычную книгу, предназначенную в дар венецианскому дожу. Рисунки в ней должны сочетать традиции персидской миниатюры и европейской живописи, дабы поразить дожа широтой взглядов и величием османского владыки. Но среди художников зреют сомнения: не богохульство ли это? В самый разгар работы один из мастеров пропадает
при загадочных обстоятельствах, и вскоре его бездыханное тело находят на дне колодца…

Автор инсценировки – молодой, но уже известный драматург Ярослава Пулинович по-старалась сохранить все сюжетные линии, которых в романе Памука как минимум три. Во-первых, это исторический детектив, ибо роман начинается с убийства, а в конце выясняется, кто убил и каковы мотивы этого преступления. Во-вторых, там довольно запутанная любовная история, где есть место и высокой поэзии чувств, и холодному расчету. В-третьих, это своего рода искусствоведческое эссе, в котором очень «вкусно», с обилием явных и скрытых цитат из истории мировой культуры подается тема культурологического противостояния Востока и Запада. А еще в романе много притч и вставных эпизодов; каждая глава написана от имени разных персонажей, а порой и неодушевленных предметов – дерева, монеты, красного цвета… Наконец, роман Орхана Памука ставит вечные философские вопросы: совместимы ли гений и злодейство, дозволено ли убивать художника за инакомыслие и что важнее – гордыня или самопожертвование?

»Меня зовут Красный», первая инсценировка романа Орхана Памука.Как эту по-восточному причудливую вязь текста перенести на сцену и донести смысл происходящего до тех, кто роман не читал, режиссер Максим Кальсин, похоже, так и не придумал. Хотя каждая сюжетная линия по отдельности, в принципе, нашла свое адекватное сценическое воплощение. «Искусствоведческая» в основном проигрывается на огромном экране, с помощью которого репродуцируются шедевры живописи всех времен и народов. И благодаря тому же экрану уже в прологе спектакля все его персонажи, замерев в живописных позах, «телепортируются» в пространство старинной восточной миниатюры. Кроме видеоинсталляций, в спектакле задействована самая современная машинерия в виде расписанной в ориентальном стиле подвижной конструкции, которая легко трансформируется в домашние покои, кофейню, шумный восточный базар…

Остросюжетная интрига, связанная с поисками убийцы, решена главным образом пластически. И в первую очередь через хореографический образ Красного – цвета, заполняющего собой Бытие ( «Жизнь начинается со мной, и все возвращается ко мне, поверьте»). Заклинательный танец Красного (Ильдус Габдрахманов) обычно предшествует появлению на сцене убийцы, который в романе тоже наделен правом голоса, но до времени остается безымянным. В спектакле тот, кого назовут убийцей, един в трех… нет, даже в четырех лицах, ибо подозрение падает сразу на троих художников, за которыми тенью следует некто в черном (Рамиль Вазиев), словно бы опутывая их невидимыми нитями.

Бесспорная удача спектакля – образ сказителя Меддаха, в чьи уста режиссер вкладывает короткие притчи, которые во множестве рассыпаны по тексту и придают ему особую метафоричность и иносказательность. О самом Меддахе в романе только упоминается, но в своих дневниках Орхан Памук именно его называет главным героем книги. Меддах – это что-то вроде бродячего артиста, который развлекает публику своими историями, чаще – смешными и не вполне приличными. Меддах же в исполнении Искандера Хайруллина скорее восточная ипостась лировского Шута. Обычно ему тоже позволено больше, чем другим, а его истории «со смыслом» вызывают дружный смех. Однако в глазах самого Меддаха читается понимание того, что рано или поздно самые тяжелые камни полетят именно в него.

Любовная линия романа – непростые отношения художника Кара (Радик Бареев) и соломенной вдовы, красавицы Шекюре (Нафиса Хайруллина), в орбиту которых втянуто еще несколько колоритных персонажей, – позволяет камаловцам погрузиться в родную стихию романтического реализма, и в спектакле действительно есть замечательные актерские работы. Вместе с тем именно любовь к сочной характерности, пафосному слову и брутальному гриму грешит некоторой избыточностью, которая в конечном счете и переворачивает лодку. Даже если предположить, что режиссер сознательно прибегнул ко всем мыслимым штампам в изображении турецкой жизни времен Османской империи с ее восточной утонченностью и изощренной жестокостью, то эта ирония запрятана слишком глубоко. В результате спектакль получился затянутым, велеречивым и при этом с каким-то скомканным, невнятным финалом.

И все же не будем забывать, что это первая в мире постановка Орхана Памука! А потому, смею предположить, что фестивальная жизнь спектакля «Меня зовут Красный» сложится вполне счастливо. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на качество синхронного перевода. По крайней мере, в день премьеры он оставлял желать лучшего…

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗЛОДЕЙ

В отличие от «Красного», премьера «Ричарда III» прошла не так громко и на малой сцене. Постановка Ильгиза Зайниева гораздо скромнее и с точки зрения постановочных затрат – декорации в стиле хай-тек, условно-исторические костюмы, вместо живой музыки – фонограмма… Но при всем том оба спектакля оставляют схожее «послевкусие» в виде догадки, что мир на пороге нового Средневековья. А что касается мурашек по коже от столь неуютных аллюзий, то «Ричард III», пожалуй, даже даст фору главной премьере сезона. 

»Ричард III», сцена из спектакля.Шекспир на камаловской сцене – явление по-прежнему нечастое, но и не настолько редкое, чтобы каждый раз ждать от театра чего-то эпохального. Не претендует на это и «Ричард III». Почему выбор пал именно на эту пьесу, особых вопросов тоже не вызывает. Достаточно сегодня пару часов остаться один на один с включенным телевизором, и вам будут обеспечены почти те же ощущения, что и в финале спектакля, когда белый саван, неотъемлемый и знаковый атрибут многочисленных злодеяний Ричарда, сначала накроет его самого, а потом и всех сидящих в зрительном зале.  

Плотной, почти осязаемой атмосферой крушения основ и морального разложения спектакль обязан прежде всего исполнителю главной роли Искандеру Хайруллину и художнику Сергею Скоморохову, минимумом средств создавшему на сцене почти апокалиптический пейзаж: посреди груд покореженного металла теплится жизнью лишь узкая полоска пространства, утратившего все иные связи с Небом, кроме погребального ритуала.

Ричард III, как водится, горбат, но в мире, где столько неочевидных, скрытых уродств, он вовсе не изгой. Истинная мотивация его поступков лежит в иной плоскости. Если им что-то и движет, то банальный инстинкт самосохранения, нашептывающий Ричарду, что стоит ему замешкаться, и в мгновение ока он сам окажется пешкой в чьей-то хладнокровной игре. И, по всей видимости, это недалеко от истины. Кроме того, герцог Глостерский лучше других усвоил, что самое непростительное в коридорах власти – это заигрывания с отягощенной совестью, и он ловко парирует ее уколы. Ну и в довершение всего ему просто улыбнулась Фортуна…

Хроника возвышения Ричарда поражает сегодня не столько игрой низменных страстей, но в первую очередь своей универсальностью, ибо в этом смысле со времен Шекспира мало что изменилось. 


Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Выпуск: №177 (27791)


Добавить комментарий

зулейха 02.08.2020

Сериал «Зулейха открывает глаза» стал самым популярным в России

  Сериал «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузель Яхиной стал самым популярным в России. Сервис «Кино Mail.ru» составил рейтинг,...
3250
Шахматная-рассадка1 30.07.2020

Осторожно, двери открываются!

Театры в числе первых подпали под ограничительные меры, связанные с пандемией, и последними среди учреждений культуры вернутся к привычному режиму работы....
1 0530
ЛАЗЬКО2 28.07.2020

Школа Лазько

Музыкальная жизнь Казани много лет была связана с именем этого замечательного музыканта и обаятельной женщины....
7220
дом-культуры-апастово 23.07.2020

Был старый, стал как новый

В Апастовском районе идут последние приготовления к торжественному открытию районного дома культуры, на капитальный ремонт которого потрачено более 70 миллионов рублей из республиканского бюджета....
1 2480
Есенин1 23.07.2020

Сергей Есенин. Признание в любви

Татарстанцев приглашают принять участие во Всероссийской есенинской неделе, которую организует правительство Рязанской области при поддержке Министерства культуры РФ....
1 2100
  • Мнение

    Артур ВАЛИАХМЕТОВ, председатель комитета экономического развития исполкома Казани:

    валиахметов

    7740 наших самозанятых получили возврат ранее уплаченного за прошлый год налога на профессиональную деятельность на общую сумму более 62,5 миллиона рублей. Кроме того, в рамках федеральных мер поддержки все они смогли получить налоговый капитал в размере МРОТ – 12 130 рублей.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    3 августа

    Николай Михайлович Атласов (1976), депутат Госсовета Татарстана.

    Лима Галиевна Кустабаева, директор культурного центра «Сайдаш», народная артистка России.

    Айдар Саитгараевич Салимгараев (1971), руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.

    Денис Васильевич Улесов (1975), гендиректор Центра информационных технологий Татарстана.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров