В объятиях джаза

print

information_items_10101498

В Государственном музее изобразительных искусств РТ продолжается VII Международный фестиваль импровизационной музыки «Jazz в усадьбе Сандецкого».

Каждая концертная программа фестиваля уникальна, поскольку посвящена определенному направлению джаза. Напомним: джазовый марафон открылся 8 августа грузино-российской этникой – выступлением певицы Этери Бериашвили и бэнда Beriashvili-LosevGroup (Москва). В следующий четверг звучал русский джаз – очаровательная Варя Визбор, внучка знаменитого барда, и уроженец Татарстана, композитор и джазовый контрабасист Сергей Хутас исполнили очень необычные авторские композиции на стихи Анны Ретеюм.

Третий концерт фестиваля представил серию джазовых программ «В диалоге» от солистов Skepner’s Band и приглашенных исполнителей и стал образцом некоего сплава, смешения традиций «черного» джаза с современными образами. Именно в таком стиле играет гость нынешнего фестиваля Антон Горбунов, легендарный бас-гитарист Линды, Валерия Сюткина и Владимира Кузьмина, давший интервью нашей газете.

– Антон, участие в фестивале «Jazz в усадьбе Сандецкого» позволяет сказать, что джаз – ваш любимый жанр в музыке?

– На бас-гитаре я играю давно, хотя окончил музыкальное училище по классу кларнета. Изначально это было увлечение, которое переросло в профессиональную деятельность, но хочу сразу сказать: я не человек мейнстрима. Скорее, я последователь тех людей, которые, впитав в себя джазовый академизм, трансформировали джаз в нечто другое. Мне интересно играть музыку с современными ритмами, острую, экспрессивную и даже напористую.

– Джазовый проект, который вы впервые представляете в Казани, носит название «IdeaFixx». Почему?

– Потому что все начиналось с идеи фикс. Когда с Запада к нам стали проникать записи таких музыкантов, как Джако Пасториус, Стэнли Кларк, – это было нечто. Это такая высота мастерства, что слушаешь и не можешь понять, как «умеют эти руки эти звуки извлекать». Научиться этому стало моей идеей фикс, мечтой, которая толкала к постоянной работе и совершенству. 

– Ваши композиции удивительны, это одновременно реальность и бесконечно далекая, бескрайняя мечта. Что вдохновляет вас на создание такой музыки?

 – Что-то из прочитанного или увиденного когда-то   … Бывает, едешь по миру, смотришь, и вдруг какое-то совершенно незнакомое место, какая-то маленькая улочка что-то   напомнит, навеет какие-то образы. И это формируется внутри, зреет и вдруг проецируется наружу. Одни воплощают красоту мира в красках, в живописи, я – в музыке. И здесь очень важно взаимопонимание с музыкантами, вместе с которыми играешь. Важно чувствовать настроение друг друга.

– А от слушателей вы что-то   получаете или это ваше с музыкантами внутреннее состояние, которое вы несете в зал?

– Это почти всегда обмен энергиями. Бывает, что мы собираемся, чтобы поиграть для себя. Но присутствие публики, особенно понимающей, что мы делаем, трудно переоценить. Это прекрасно! В Казани именно такой зритель.

– Вы много гастролируете. По вашим ощущениям, меняется ли зритель от центра к периферии?

– Меняется. На периферии публика культурно более заинтересованная, что ли, а в центре под названием Москва люди, в большинстве своем, забыли, что это такое – радость музыки. При этом, возможно, они лучше ориентируются в направлениях и тонкостях джаза. Здесь же люди понимают, какая музыка честная. На периферии она и воспринимается более радостно, живо.

– Что вы посоветуете сегодняшним мальчишкам, которые так же, как вы когда-то   , впервые берут в руки гитару?

– Больше слушать хорошей музыки, в том числе классической. Потому что именно она воспитывает вкус. Конечно, заниматься на инструменте – с ним нужно жить, чтобы стало что-то   получаться. И радоваться жизни, брать от нее лучшие моменты – это в первую очередь!

…Впечатление от каждого концертного вечера в усадьбе Сандецкого – как от праздника. В антракте лица зрителей светятся улыбками, несмотря на то, что в импровизированном зрительном зале под открытым небом мест на всех не хватает, – так много желающих провести вечер в объятиях джаза, этой до конца не разгаданной, влекущей к себе музыки. Кроме того, в день концерта меломаны могут бесплатно познакомиться с основной музейной экспозицией русского и западноевропейского искусства, а также увидеть специальную тематическую выставку картин русских авангардистов начала XX века, которые обычно хранятся в запасниках музея.