Стремительно летит колесница жизни

В конце апреля Ильшату Фардиеву, тогда только назначенному министром энергетики, настал час расставаться со своим прежним коллективом.

В конце апреля Ильшату Фардиеву, тогда только назначенному министром энергетики, настал час расставаться со своим прежним коллективом. Формальный вроде бы акт: уходящего благодарят, представляют нового руководителя – жизнь продолжается… Но на этот раз все было так и не так. Сотни пар глаз словно молили: “Не уходи!” Кто-то и вовсе плакал, не стесняясь своих чувств. Понимали, что это и не прощание вовсе, и что гордиться надо, ведь “нашего выбрали”!  Но радостнее от этого почему-то не становилось…

“У нас встречают не по чинам…”

Некоторым подчиняешься только из страха потерять работу. Если такой начальник вдруг уходит, вздыхаешь облегченно: слава Аллаху, избавился… Но бывает и иначе. Годы работы под началом стоящего руководителя – как подарок судьбы. Попросите любого из бывших подчиненных Ильшата Шаеховича назвать его достоинства и недостатки как руководителя – получите отзывы в восторженных тонах. Самое удивительное, что либерализмом Фардиев никогда не отличался. Жесткий, требовательный, принципиальный, может наказать. А его все равно уважают и любят.

Парадокс? Ничуть! Да, он может беспощадно отругать тебя за твои ошибки, но никогда не унизит. Никогда, даже ради достижения высоких целей, не распорядится легковесно чьей-то судьбой. Любовь к людям – качество, так редко встречающееся в сегодняшних руководителях, у Ильшата Шаеховича в крови. В жизни можно набраться знаний и опыта, можно наполнить, в меру возможностей, дарованных тебе Всевышним, сосуд ума. Но научиться любить… Это чувство, наверно, рождается вместе с человеком. В сфере, которую возглавляет заместитель Премьер-министра РТ – министр энергетики Ильшат Фардиев, трудятся тысячи людей. И к каждому из них он относится одинаково – независимо от того, начальник перед ним или простой электрик. Фардиев всегда протянет руку для приветствия, смягчит напряженную ситуацию шуткой и улыбкой…

Искусственно любовь в душе поселить невозможно. Она, как и заветы отцов и дедов, наверное, переходит по наследству. Во время беседы Ильшат Шаехович обронил: “У нас встречают не по чинам…” Он, разумеется, имел в виду родительский дом. Да, пожелай он задрать нос – оснований более чем достаточно! Его дед Шагимухаммет был владельцем мануфактурных лавок, земель и мельниц, разъезжал между Аняково и ярмарками на паре рысаков. Родившийся в 1901 году Шагишарип (Шарип) Шаймиев был известным председателем колхоза, посвятившим родному хозяйству 25 лет своей жизни. А его сын – признанный не только в Татарстане и России, но и во всем мире наш первый Президент Минтимер Шаймиев – уже один мог бы стать для своих родственников поводом для зазнайства. Ильшат Шаехович постоянно предупреждает родственников, детей и заодно друзей: “Никогда не зазнавайтесь, не унижайте других, не говорите о людях плохо. Это большой грех. Так написано и в святых книгах. Нужно, не затрагивая личности человека, сказать ему: “Эй, ты идешь по неправильной дороге, ты заблуждаешься”.

Земляки свидетельствуют: “Шарип-бабай жил очень просто. Он ел и одевался так же, как и все остальные”. Он не оставил детям материальных богатств, но передал в наследство жизненные принципы.

– Мама называет их кодексом семьи, – говорит Ильшат Шаехович. – Каждый раз, когда в родном гнезде собираются невестки, зятья, дети и внуки, мама напоминает поучительные слова дедушки. В основе каждой мудрости мысль: “Не обижайте людей…” Судьба всегда сталкивала меня только с глубоко человечными людьми. Моя любовь к ним, их ответные чувства, наши совместные дела и начинания – дорогого стоят. Я лично всегда опирался в жизни на пословицу: “Ладится то, что делается совместными усилиями”. Всегда доверял своим помощникам, заместителям, вообще команде, безбоязненно поручал им самые ответственные дела. Если возникал спорный момент, я умел спокойно, без нервотрепки, выслушать другое мнение. К сожалению, у нас нет таланта слушать друг друга. Я частенько наблюдаю людей со стороны. Очень интересные мысли иногда звучат. Некоторые я записываю. Жизнь – это школа. Надо все время совершенствовать свои

знания, учиться, к чему-то стремиться. Если я чего-то не знаю, то, независимо от того, молодой передо мной или старый, спрашиваю. Разве это стыдно?

Кто твой учитель?

Между тем его самого считают опытным руководителем, способным дать ответ на любой вопрос. Более того, если спросишь кого-нибудь из его коллег, уже убеленного сединами: “Кто твой учитель?” – назовет Фардиева.

“Неужели?” – удивился, узнав об этом, сам Фардиев. Учитель… По законам жизни ученик должен перегнать своего учителя. В чем-то, наверно, Ильшат Шаехович обогнал своих наставников, а в чем-то, возможно, ему есть чему поучиться…

– Окончив казанский филиал энергоинститута, я начал работать на челнинской птицефабрике электромонтером, – вспоминает Фардиев. – В первый же день мне приказали красить столбы. А вечерами на протяжении двух месяцев я чертил схему фабрики. Что велели – то я и делал, не брезговал любой работой. Главный энергетик Дмитрий Соколов и начальник цеха Анатолий Платонов были наставниками в истинном значении этого слова. В 1985 году меня пригласили на челнинский завод железобетонных изделий. Соколов всерьез расстроился: “Я готовил тебя на свое место”. Контактов с ними я не прерывал и после: работая главным энергетиком завода, при освоении новых технологий всегда приглашал их помочь. Они даже ночами мне помогали и испытывали ко мне – своему ученику – настоящее уважение.

Я уже поработал в тресте “Татсельхозводстрой” в Челнах, когда судьба привела меня обратно в Аняково. Сердце давно болело за родную деревню. Наблюдать издали за тем, как хиреет хозяйство, когда-то славившееся благодаря деду Шарипу и Миргаязу Заманову, было просто невыносимо. И вот тогда мои старшие братья Феликс и Ринат стали моими учителями. Ринат был председателем колхоза в Заинском районе, я – в Актанышском. Почти каждое утро мы встречались на границе поисевских угодий. Брат давал мне советы, делился мыслями. К нам частенько заезжал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Фатых Саубанович Сибагатуллин. Именно он научил меня жить завтрашним днем и обновлять технологии. Однажды он даже показал мне, как можно за минуту подоить шесть коров… Почти 13 лет я работал в команде первого Президента. Я слушал его выступления, набирался опыта, радовался тому, что на многие проблемы мы смотрим одинаково. Я также считаю своими учителями Фарида Мухаметшина и Рустама Минниханова. Это руководители с огромным опытом и глубокими знаниями. Что касается знаний, то однажды Минтимер Шарипович меня просто поразил… Во время учебы в институте я некоторое время жил у них. Как-то сижу ночью, готовлюсь к экзамену по сопромату. Минтимер Шарипович проснулся и вышел ко мне: “Ты все еще не спишь?” Я отвечаю: “Задачка одна не решается”. К моему удивлению, он тут же ее решил. Сказал: “Полистай учебник девятого класса”. И ушел спать.

Разумеется, моими первыми учителями были отец и мать. Мама, ей уже девяносто, и сейчас, бывает, поучает: “Надо жить с планами на завтрашний день!” Сегодня я, уже зрелый человек, частенько спрашиваю себя: “Чьи самые лучшие качества ты перенял еще в детстве? Кто стал для тебя образцом?” Ответ один: мои родители, именно они стали родником, с которого начиналась эта река. Каких бы чинов мы ни достигали, отец всегда был для нас авторитетом, по одному его взгляду мы понимали, что он скажет.

Он был необыкновенно честным человеком. Помню, я тогда только-только “впрягся в оглобли” председателя колхоза “Нур Баян”. Горючее для сельхозтехники – на вес золота. И мы решили подыскать человека, который бы гарантировал его экономное расходование. Отец был уже на пенсии. Я и предложил главному инженеру Илюсу Хамидуллину: “Уговори моего отца поработать на заправке, только не говори, что я сказал”. Отец не сразу, но согласился: “Ладно, Хамидуллин, только у меня условие: в пять утра соберите членов правления”. Собрались. Отец был очень серьезен: “Заправку приму после проверки ревкомиссии, обратно сдам после такой же проверки”. Он потребовал написать постановление правления о том, что с пяти до шести утра заправляются тракторы, с шести до семи – машины, и поставить печать. Так отец хотел приучить всех к порядку.

Как-то я подъехал к заправке позже обычного. Отец взглянул на часы: “Пятнадцать минут восьмого, твое время вышло!” Я возразил: “Папа, ты что, я же председатель колхоза!” А он твердит свое: “Ничего не знаю, время вышло! Постановление правления выше, чем председатель!” А тут еще сзади суетится Хамидуллин: “Шаех-абзый, и меня заправь!” Куда там, отец только отмахнулся от нас. И отправились мы с главным инженером на частную заправку…

А вот второй случай. Брат Ринат работал директором Заинского сахарного завода, брат Феликс – управляющим актанышской “Сельхозтехники”. В нашем хозяйстве как раз собрали урожай сахарной свеклы. По соглашению утром должны прибыть машины из подведомственной Феликсу организации, мы – погрузить свеклу и отправить в Заинск. Машины прибыли только к девяти утра. Шоферы ко мне: “Товарищ председатель, нам нужно заправиться”. А у отца ответ один: “У нас порядок – пусть приходят к семи”. Тут и мама подключилась: “Шаех, не упрямься, в Заинске один сын ждет свеклу, здесь другой сын за колхоз свой убивается, они же все для деревни нашей стараются…” Отец ей: “Не встревай!”.. Так что машины стали подъезжать к заправке в назначенное время. Если же шофер, работая по установленному графику, по какой-то уважительной причине не успевал на заправку, то отец никогда ему не отказывал. Тому, кто подчинялся правилам, он помогал, тому, кто не желал следовать им, –   давал от ворот поворот.

Наконец, третий случай. Сахарный завод заранее отправлял нам горючее, за свой счет. Как-то Ринат- абый приехал в деревню и решил заправить свою машину. Отец возразил: “Это что, твой бензин?” Тут вмешался я: “Так ведь это и есть его бензин!” Но отец категорически отказал: “Не стану я разбазаривать колхозное добро! Бензин поступил по доверенности, платите из своего кармана!” Вот таким человеком был наш отец.

Дюргалия-апа вспоминает: “Председатель Заманов, назначив Шаеха заведующим амбаром, помнится, сказал: “Ну, теперь можно  спокойно чайку попить – амбарный ключ в надежных руках”.

Перемены были необходимы

Как говорится, “зная отца, посмотри на сына” – одиннадцать лет назад Правительство Татарстана передало энергетическое хозяйство республики, которое было на грани развала, в надежные руки. Вчерашний глава Актанышского, Альметьевского районов вернулся в родную отрасль. Генеральный директор “Тат-энерго” сразу же начал собирать вокруг себя талантливую и сильную команду. Генеральный директор ОАО “Генерирующая компания” Ильгизар Хабирович Гайфуллин – один из представителей этой команды.

– С Ильшатом Шаеховичем мы познакомились в годы студенчества. Он почему-то поинтересовался, кто мои родители, сколько у меня братьев и сестер. Только теперь до меня дошел смысл его вопросов: с молодых лет он был очень основательным человеком. В годы учебы мы не так уж часто общались, но друг о друге знали. В 1999 году Ильшат Шаехович возглавил “Тат-энерго”. А я был начальником цеха на ТЭЦ. Подбирая кандидатуру на должность директора организации “Энерготранс”, он сказал: “По характеру сюда подходит Ильгизар”. И в феврале 2000 года он перевел меня на эту должность. Как-то нам пришлось вместе проехаться по нескольким районам. Тогда он выразил желание посмотреть мою родную деревню и родительский дом. Отец позже сказал мне: “Ильшат – очень основательный человек. Постарайся, сынок, оправдать его надежды”.

Таланту и интуиции Ильшата Шаеховича можно только удивляться. Он умеет угадать характер и способности каждого, назначить человека именно на то место, на котором он лучше может проявить себя. Если в процессе развития предприятия возникает какая-то проблема, Ильшат Шаехович знает – эти сложности может решить такой-то. Значит, сегодня же надо его туда назначить. В то же время Фардиев умеет делать кадровые перестановки так, чтобы не навредить карьере каждого отдельного работника. Когда он мне заявил: “Ильгизар, ты меня заменишь”, – я, разумеется, засомневался. Это же огромная ответственность! Переживал – справлюсь ли? Спасибо министру – он никогда не отказывает в помощи.

Ильшат Шаехович восхищает меня своим масштабным мышлением, феноменальной памятью. Раньше в системе “Татэнерго” работали 25 тысяч человек, и генеральный директор к каждому обращался по имени. В жизни всякое бывает, Ильшат Шаехович мимоходом спросит, как дела, ты расскажешь ему вкратце о своих проблемах, а через пару часов он уже дает тебе совет: “А ты сделай вот так…” Он – сгусток положительной энергии. Сейчас на него возложены очень серьезные обязанности. Нефть, химия, энергетика… Тот факт, что в Татарстане впервые создано министерство энергетики, – событие радостное. Хотелось бы, чтобы вокруг Ильшата Шаеховича снова сплотилась надежная команда. Я желаю ему здоровья и терпения.

За последнее десятилетие профессия энергетика из “серой” и “скучной” превратилась в одну из самых престижных. Этот факт тоже связывают с именем Ильшата Фардиева. Ведь в 1999 году казалось, что отрасль доживает последние дни. Поставить ее на ноги было крайне тяжелой задачей. Можно только догадываться, сколько бессонных ночей, напряженных часов, сколько радостей и огорчений пережил Фардиев. “Татэнерго” действительно очень дорого ему.

– Сегодня мы живем в другом экономическом пространстве и не можем отмахиваться от рыночных отношений, – говорит Ильшат Шаехович. – Я поддерживаю изменения, происшедшие в “Татэнерго”. Это был правильный шаг. Из-под крыла организации вышло несколько независимых компаний. В результате этих изменений ни один наш потребитель не испытал сбоев в снабжении светом или теплом. Люди просто ничего не заметили. От государства мы не отделились – электрические сети находятся в его ведении.

Что такое космос для меня? Это возможность посмотреть на себя сверху и подумать. “Если это бизнес, тогда, может быть, мало действовать лишь в границах Татарстана, пора начать продавать электроэнергию в другие регионы?” Я анализирую прошлое и думаю: хорошо, что в свое время мы укрепили материально-техническую базу, обновив технологии и начав капитальное строительство. Иначе бы кризис давно нас уничтожил. Создание министерства было вопросом назревшим. Теперь я имею возможность посмотреть на это с другой точки зрения. И если раньше мы думали о дне сегодняшнем, то теперь уже заглядываем в 2020-30-е годы. Энергетика должна шагать в будущее. И надо заранее планировать, где строить мощные станции, где подсоединять электропровода. Так что задач впереди – немерено…

Постоянное стремление к новому, генерирование идей – это образ жизни Ильшата Фардиева. И он не одинок, у него есть единомышленники.

Он – наш человек

Люди, близкие ему по духу, – это представители литературы и искусства. У них совсем другой, свой мир, чтобы понять их, нужно иметь чистую душу и живое сердце. В этот мир нельзя войти со своими законами и приказами. Для Ильшата Фардиева главное – это талант. Тогда и недостатки (у кого их нет?) прощаются. Но ведь он и сам талантлив. Друзья знают, как красиво он умеет петь. Он любит читать стихи Дэрдменда и прозу Амирхана Еники, любит, сев в последнем ряду, увлеченно смотреть спектакли и концерты. Ильшат Шаехович всем сердцем чувствует суть таких понятий, как душа родной земли, душа предков.

Аняково он превратил в символ красоты. Построенные им мечеть, культурный центр, мемориал в честь земляков, павших в Великой Отечественной войне, все вместе создают какую-то новую гармонию. Родная деревня нашего первого Президента и в самом деле достойна этой красоты. С большой любовью Фардиев создавал дом-музей своего деда – Шарипа Шаймиева. “Дом деда не должен быть показушным, надо собрать только его личные вещи”, – сказал Ильшат Шаехович. И обычный небольшой дом, где жил председатель колхоза, сохранил свою удивительную атмосферу.

В 2005 году Минтимер Шарипович Шаймиев приехал в это обновленное семейное гнездо. Он был растроган. Отчий дом. Отцовский диван, радиоприемник, одежда, ружье… Он скользил взглядом по знакомым с детства предметам и повторял присутствующим рядом: “Спасибо, спасибо вам!” А у меня ныло сердце: где же сам Ильшат Шаехович? Ведь самая большая благодарность должна была достаться ему.

Но Минтимер Шарипович – человек очень чуткий. Выйдя на крыльцо, он первым делом спросил: “Где Ильшат?” Фардиев стоял возле забора и разговаривал по телефону. Президент был краток: “Спасибо тебе, Ильшат!”

Для того чтобы не растерять нравственных ценностей, не погрязнуть в трясине духовной нищеты, нам нужны Апанаевы, Рамиевы, Шамовы, Акчурины XXI века. Счастье, что у них есть продолжатели – такие, как Фардиев. На протяжении многих лет он протягивал руку помощи малообеспеченным семьям, сиротам, старикам, больным; он ремонтировал школы, мечети, церкви, библиотеки, детские сады. Он организовал компанию “Агросила-групп”, которая обеспечила работой жителей нескольких деревень. Ильшат Фардиев оказывает постоянную помощь и деятелям литературы и искусства.

Однажды он сказал:

– Вот подумай: если уважаемый и убеленный сединами аксакал директор татарского театра Шамиль Закиров пройдет мимо нас и обратится за помощью к другому руководителю, мне будет очень тяжело. Спасибо ему – он приходит к нам.

Фардиев совсем не похож на некоторых руководителей, которые пыжатся и принимают солидные позы. Ему Всевышним дана способность понимать и принимать жизнь во всех ее проявлениях, радоваться каждому ее мгновению и дышать полной грудью.

Да, ты можешь быть способным и деловым человеком. Но не исчезнут ли бесследно плоды твоей деятельности в бездонной повседневности? Жить со смыслом – значит продолжать историю своего народа и гордиться ею, по велению сердца взять на себя великую миссию поддержки и развития национального духа и культуры, благодаря которым ты и стал таким, какой ты есть сегодня. Вот одним из таких редкостных людей и является Ильшат Шаехович Фардиев. А у людей творчества для него есть гораздо более высокая оценка, чем ордена и медали. Эта оценка высказана с чувством огромного уважения и состоит из очень простых слов: “Он – наш человек”.

Независимо от того, кто ты – президент, известный политик или пастух, мечты зарождаются в глубоком детстве. В Аняково садится солнце. Босоногий мальчик не отводит глаз от горизонта: “Эх, стать бы председателем колхоза, как дедушка Шарип… Поставить бы на улице фонари, а то маме темно ходить на работу…” Пока горизонты тесны, а мечты ограничены лишь небом Анякова…

Колесница жизни стремительно несется вперед. Уже и горизонты расширились, уже и мир стал безграничным. Уже и мечты сбылись. 50 лет… Для мужчины – возраст зрелости, когда еще горы можно свернуть…

 

Набира ГИМАТДИНОВА.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще