27 ноября 2020  6:09
Распечатать

Татарстан разделится на кластеры

Опубликовано: 01.02.2007 0:00

Бизнес-язык в наше время постоянно пополняется новыми терминами. Не успели мы понять, что такое «инновация» (кстати, некоторые до сих пор путают это понятие с «инвестицией»), как промышленная элита преподнесла новое словечко — «кластер».


Оно так понравилось всем — и деловым людям, и представителям правящих структур, что сегодня практически ни один доклад, ни одно выступление на собраниях и совещаниях не обходится без «кластера». Более того, недавняя коллегия Минэкономпрома республики и вовсе была посвящена «развитию производительных сил и промышленных кластеров». Однако если бы пропуском в зал заседаний был ответ на вопрос, что же такое «кластер», половине присутствующих пришлось бы вернуться на свои рабочие места.


А посему для тех, кто не в курсе, предлагаем принятое в экономической науке определение. Кластер представляет собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Взаимодействие предприятий, входящих в кластер, — это симбиоз кооперации и конкуренции. Классические кластеры в мировой практике — это «Силиконовая долина» в США, лесобумажный и полиграфический кластер в Финляндии, судостроительный кластер в Норвегии и промышленные районы в Италии.


Теперь кластеры стали развиваться и в России. Поскольку кластер — сильный инструмент для повышения конкурентоспособности на мировой арене, то есть возможность заявить о себе через выброс на рынок принципиально новой и качественной продукции. Татарстан в этом деле решил не мелочиться. На коллегии было заявлено о создании четырнадцати промышленных кластеров. Основными из них, конечно, будут нефтеперерабатывающий, нефтехимический и машиностроительный. Здесь есть предприятия, которые смогут повести за собой остальных, есть и подготовленные кадры.


Скажем, нефтехимический кластер вполне способны сформировать ОАО «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим». Тем более что сегодня контрольные пакеты акций двух гигантов находятся в одних руках — у ОАО «ТАИФ». Еще несколько лет назад финансовое положение «Казаньоргсинтеза» оставляло желать лучшего, прибыль достигала всего 600 миллионов рублей. Сегодня — более двух миллиардов. То же самое новым собственникам предстоит осуществить и в Нижнекамске. Там прибыль не достигает и миллиарда рублей. На вопрос участвовавшего в коллегии Президента Минтимера Шаймиева, почему прибыль не растет, генеральный директор «Нижнекамскнефтехима» Владимир Бусыгин ответил, что много средств вкладывается в развитие производства. К тому же предприятие поставляет республиканским заказчикам этилен по фиксированным ценам… Теперь, видимо, ценовая ситуация изменится (цены на продукцию ОАО «Казаньоргсинтез» также возросли). Прибыль компании возрастет, тем более что в 2007 году планируется запустить новые производства.


Президент поинтересовался: а кто будет якорным предприятием в нефтехимическом кластере? Докладчик, генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов, и сидящие в президиуме задумались. «У нас будет два якорных предприятия, — нашелся Премьер-министр Рустам Минниханов. — «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим». На том и остановились, хотя, судя по многозначительному молчанию некоторых участников разговора, есть и другое мнение.


Пожалуй, дальше других по пути создания кластеров ушли машиностроительные предприятия. Это и понятно, поскольку в Татарстане есть признанный лидер — ОАО «КамАЗ», активно заработали производства ОАО «Северсталь-Авто». Выступая на коллегии, генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин честно признался, что в нынешнем году большие объемы производства объясняются не только


грамотной маркетинговой и технической политикой топ-менеджеров предприятия, но и благоприятной ситуацией на рынке — грузовики пользовались спросом. В дальнейшем такой легкой жизни не предвидится, и камазовцы к этому готовятся.


В нынешнем году ожидается прогресс и в производстве легковых автомобилей, переворот в этом направлении пообещал осуществить генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто» Владимир Швецов. Все модели легковых автомобилей, которые планируется выпускать в Набережных Челнах и в Елабуге, в начале февраля будут представлены публике на специальной презентации. Словом, потребителям имеет смысл копить деньги.


Обсуждая кластерную политику, участники коллегии все больше говорили о взаимодействии предприятий одной отрасли. Директора и власти призывали производителей ориентироваться на крупные компании, брать там заказы на выпуск комплектующих, деталей.


Возник вопрос и о рабочей силе. В крупных городах рабочих рук не хватает, а в нефтяной зоне их избыток. Как наладить переток кадров? Тут можно вспомнить и вахтовый метод, и доставку людей из других городов к месту работу. Кстати, КамАЗ уже возит людей из Мензелинска, Камских Полян, Менделеевска. Остальным придется делать то же самое.


Но кластер — это не только взаимодействие, это еще и конкуренция. Именно она заставит предприятия одной отрасли двигаться вперед, а партнеров искать способы «обскакать» тех, кто убежал. О конкуренции на минувшей коллегии не говорили, а напрасно. Соперничество в отличие от взаимодействия может привести к действительному рывку. Взаимодействие (никто не спорит — оно необходимо), как правило, усыпляет. То, что не можешь сделать сам, помогут осуществить другие. Не случайно Минтимер Шаймиев в своем выступлении с озабоченностью отметил, что мы начинаем успокаиваться. Рост производства — это хорошо, но нужно сравнивать свои успехи с достижениями мировых производителей. А вот тут работы — непочатый край. Вступление в ВТО оголит эти проблемы, и, пока не поздно, нужно проанализировать ситуацию, принять меры там, где возможно.


Создание кластеров, естественно, требует квалифицированных специалистов — как рабочих, так и менеджеров, руководителей среднего звена. Во всем мире специализированные вузы и учебные заведения входят в состав одноименного кластера, никто их не отделяет от отраслевых предприятий. Кадры готовятся там, где они нужны. У нас же эта система, о которой в последнее время много говорят, пока не работает. Сергей Когогин отметил, что решение о передаче КамАЗу профильного ПТУ уже полгода «гуляет» по чиновничьим кабинетам. В итоге проигрывают и компания, и само учебное заведение. Под крылом автозавода училищу было бы спокойнее и надежнее.


Рассуждая о кластерах, никто не поднял вопрос среднего образования. А ведь именно в школах начинается профориентация, именно со школьной скамьи нужно готовить будущих инженеров, ученых, высококвалифицированных рабочих. Мы же начинаем с конца — работаем с тем «материалом», который пришел в училища, вузы. Поздно принимаемся за дело. Специализированных же школ в республике — по пальцам можно пересчитать. Предприятия готовы платить хорошие деньги работникам, владеющим иностранными языками, — опять проблема: их просто нет. А изучение иностранного языка — это задача школы, в вузе языковую практику необходимо только развивать. Словом, наше образование пока еще не готово к тому, что хотят осуществить власти. Кластеры без кадров — пустой звук. Они просто из-за кадрового голода не смогут «выбросить» на рынок стоящую продукцию. Мы опять же будем повторять, неудачно копировать то, что предложили другие. В лучшем случае начнем производить по лицензии.


Словом, коллегия Минэкономпрома РТ обнажила немало проблем. В выступлениях же участников, к сожалению, прозвучало мало предложений, как расшить узкие места. В основном говорили о том, что сделано и что предстоит сделать. На два шага вперед редко кто заглядывал. Только Президент Минтимер Шаймиев предостерег собравшихся: через два года, если не сделаем рывка, начнем отставать. Это будет больно и для Татарстана, и для России.


Автор статьи: ТАРАН Елена
Выпуск: № 17-18 (25873)


Добавить комментарий

_A8G0167 26.11.2020

Росавиация дала добро на субсидирование

Федеральное агентство воздушного транспорта утвердило перечень маршрутов на 2021 год, вошедших в программу субсидирования региональных авиаперевозок....
2070
бюджет республики 25.11.2020

Татарстану выделят средства на поддержку стабильности

Средства получат 39 субъектов страны, у которых из-за пандемии сократились поступления в доходную часть бюджета....
3310
625_ГАЙЗАТУЛЛИН_Минфин1 23.11.2020

Поправки бюджета – не работа над ошибками

Профильный комитет Госсовета РТ рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект о бюджете республики на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов....
1 0740
минниханов1 18.11.2020

Время свежих идей и решений

Предприниматели Татарстана надеются на дальнейшую финансовую поддержку и помощь в борьбе с последствиями пандемии....
9750
кредит 16.11.2020

Миллиард на поддержку деловых татарстанцев

Фонд поддержки предпринимательства Татарстана выдал с начала года кредитов на общую сумму 1,01 млрд рублей....
9040
  • Мнение

    Константин ТИМОФЕЕВ, генеральный директор Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, о ситуации с обманутыми дольщиками в Татарстане:

    Тимофеев-1

    В Едином реестре проблемных объектов по РТ остаются 17 домов. Ожидается, что по итогам 2020 года в республике останется восемь проблемных домов, в которых 2,5 тысячи квартир для дольщиков, их планируется сдать до конца 2021 года. Уже в следующем году проблема обманутых дольщиков в Татарстане должна быть полностью решена.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    27 ноября

    Владимир Яковлевич Акимов (1950), заслуженный деятель искусств, народный художник Татарстана

    Камияр Мижагитович Байтемиров (1953), председатель Ассоциации фермеров и крестьянских по­дворий Татарстана

    Рушан Рустемович Миннегулов (1992), лыжник и биатлонист, двукратный чемпион зимних Паралимпийских игр в Сочи 2014 года, заслуженный мастер спорта. Родился и живёт в Сабинском районе

    Александр Яковлевич Славутский (1947), депутат Госсовета Татарстана, худ­рук и директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.Качалова

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров