17 февраля 2020  15:55
Распечатать

Почему грузовики возят воздух

Опубликовано: 07.07.2001 0:00

Вереница машин живым пунктиром катится к Волге. У въезда на мост поток автомобилей замедляется. «Пустой» — обращаю внимание на запись на лобовом стекле «КамАЗа». Через несколько минут другой грузовик проехал с такой же картонной вывеской.


— Это чтобы мы зря не останавливали для проверки, — поясняет патрульный милиционер. По моей просьбе он остановил один «КамАЗ».


— Из Ульяновской области еду в Казань за полиэтиленом, — говорит водитель. — Да, впустую гоняю большегруз, за двести с лишним верст воздух перевожу, солярку даром жгу, — не скрывает он своего негодования. — Попутный груз? Откуда его взять? Раньше областные, районные УТЭПы существовали, даже иногда силком навязывали попутный груз, какой-никакой приработок был. Где они теперь?


Вот еще один грузовик — направляется из Казани в Буинск. За сахарным песком. Кузов пустой. Водитель тоже жалуется на отсутствие КУТЭПО.


Ошибаются водители — Казанское узловое транспортно-экспедиционное производственное объединение, созданное в республике в 1969 году, существует. И находится на прежнем месте, по улице Тихорецкой.


Всего десять лет назад это было солидное предприятие, содержавшее на своем балансе до 150 грузовиков и располагавшее добротной ремонтно-технической базой, отлаженной диспетчерской службой, широкой экспедиционной сетью, простирающейся далеко за пределы Татарстана, России и даже в дальние зарубежные страны. Так, например, только в 1990 году было перевезено собственным и привлеченным автотранспортом 453 тысячи тонн грузов, освоено свыше 772 миллионов тонно-километров. В сопоставимых ценах этот объем составил 694 миллиона рублей, прибыль — 125 миллионов рублей. Увы! Эта отлаженная система ныне разрушена. Сегодня предприятие имеет три стареньких «КамАЗа» в Казани и пять — в единственно сохранившемся филиале в Набережных Челнах. Все диспетчерские пункты в городах и районах республики, кроме Казани и Набережных Челнов, закрыты. За минувший год перевезено всего полторы тысячи тонн грузов, освоено 870 тысяч тонно-километров. Сокращение объемов работ и услуг — в четыреста раз!


Но ведь жизнь-то в республике не остановилась: предприятия увеличивают выпуск продукции, стройки растут, село сеет и жнет. Следовательно, без транспортных связей дело не обходится. А это значит, что оставленную нами нишу заняли другие — пришельцы.


Новый директор КУТЭПО Рустем Шакиров, недавно принявший предприятие, с горьким сожалением описывает ситуацию:


— По нашим данным, Татарстан своими силами осуществляет сегодня лишь 6 процентов международных и четвертую часть междугородных перевозок, две трети наших машин грузом обеспечены только в одну сторону. К сожалению, основные грузопотоки принадлежат сегодня транспортникам соседних областей и республик. Обидно. Нестерпимо обидно!


Не только сохранили, но и нарастили транспортно-экспедиционные структуры Краснодар, Волгоград, Ставрополь и некоторые другие регионы. Успешно работает «Русская логистическая служба» в Москве. Основанная в самые сумбурные и тяжкие для российской экономики времена, в 1996 году, она открыла более десятка филиалов от Питера до Алма-Аты и Хабаровска и выполняет миллионные объемы, получая огромные доходы.


Теперь пора удивляться нам. Татарстан, показавший всей России образцы оживления обанкротившихся гигантов промышленности, сумевший на селе сохранить до единого гектара пашни, поднять животноводство, выполняющий глобальные программы по ликвидации ветхого жилья, газификации, телефонизации, упустил из виду такую важную отрасль, как транспортная экспедиция.


По данным специалистов, в Татарстане сегодня насчитывается 110600 грузовых автомобилей. Свыше 55 тысяч из них — государственные, более 33 тысяч — частные, остальные 22 тысячи — ведомственные и прочей принадлежности. Эта огромная тягловая сила используется с незначительным эффектом. В то же время в республике за последние годы проложены первоклассные автомобильные дороги, построены надежные мосты. Только бы ездить по ним, собирать деньги. Увы! Нет концентрирующей силы, ядра.


— КУТЭПО можно возродить буквально за считанные месяцы, — заверяет Рустем Шакиров. — В первую очередь нужно организовать центральную диспетчерскую службу, обеспечить ее современной связью, компьютерами. Но для закупки оргтехники нужны средства, которых у нас нет. Надо подучить специалистов в Московском автодорожном институте современным методам логистики, менеджмента. Нужно приобрести крупнотоннажные автомобили для выполнения грузоперевозок по системе «от двери до двери».


На все это, по подсчетам директора, необходимо 26 миллионов рублей.


— Они окупятся буквально за год-полтора, — заверяет Шакиров.


Для ОАО «КамАЗ» 20 машин, думается, не проблема. С помощью одного из банков можно использовать лизинговую схему приобретения транспорта.


— Необходимо создать разветвленную сеть филиалов в разных зонах Татарстана, — продолжает Шакиров, — которыми будет управлять центральная диспетчерская служба. Это позволит товаропроизводителям и грузополучателям работать в одном режиме, используя собственный и попутный транспорт, экономя горюче-смазочные материалы, снижая себестоимость продукции.


Словом, есть все реальные возможности, чтобы Татарстан стал регионом, где государственный и частный транспорт используется на базе логистики с мощной сетью складского хозяйства, с применением перевалки грузов. Тогда в республике откроется новая кладовая доходов.


А пока КУТЭПО накапливает блок информации о поставщиках и потребителях, заключает предварительные договоры с перевозчиками Владимирской, Волгоградской, Самарской, Московской, Нижегородской, Пермской, Саратовской, Челябинской, Ярославской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Республики Удмуртия. Но этого недостаточно. Нужна сильная автомобильная диспетчерская служба.


Первые шаги по инициативе Шакирова уже сделаны. Коллектив заключил договор с Москвой на участие в строительстве третьей кольцевой дороги, сколотил отряд автомобилей из Зеленодольска, которые ежедневно перевозят на стройке до 500 кубометров сыпучих материалов.


Николай СОРОКИН.
Соб.корр. ИТАР-ТАСС — специально для «РТ».


От редакции. Завтра Николаю Сорокину исполняется 60 лет. Поздравляем его с юбилеем и желаем новых творческих успехов!


Выпуск: № 135 (24432)


Добавить комментарий

ансат аурус 14.02.2020

В стиле бренда «Aurus»

На Казанском вертолетном заводе завершились испытания винтокрылой машины «Ансат» с салоном повышенной комфортности, выполненным в стилистике бренда «Aurus»....
4980
tatar-inform.ru-3 13.02.2020

Включиться в «Индустрию 4.0»

Парламентарии и общественники совместно с зеленодольскими корабелами искали пути реализации национального проекта...
2730
1 12.02.2020

Креатив зашкаливает

Ведущие экономисты, финансисты и промышленники Татарстана подвели итоги прошедшего года...
3990
1 10.02.2020

Как развиваться экономике

Вчера Министерство экономики РТ подвело итоги работы за 2019 год и наметило задачи на 2020­й...
3360
нигматуллин 07.02.2020

В Бугульме подвели итоги года

Исполняющий обязанности Премьер-министра Рустам Нигматуллин принял участие 6 февраля в итоговом за 2019 год заседании Совета Бугульминского муниципального района....
4430
  • Мнение

    Эдуард ВАФИН, управляющий Отделением Пенсионного фонда России по РТ

    ВАФИН1

    Обычно у участников войны две пенсии – страховая по старости и государственная по инвалидности. В среднем 42 тысячи рублей. К 75-летию Победы вместе с праздничными выплатами татарстанские фронтовики получат где-то по 150 тысяч рублей, которых действительно заслуживают ветераны, благодаря которым у нас мирное небо над головой.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    17 февраля

    Равиль Хайдарович Мутыгуллин (1952), начальник Управления по недропользованию по Татарстану.

    Айрат Закиевич Фаррахов (1968), депутат Госдумы России от Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров