7 декабря 2019  16:50
Распечатать

Дань моде или насущная необходимость?

Опубликовано: 22.05.2001 0:00

В Казани завершила работу двухдневная всероссийская конференция «О государственном регулировании процедур несостоятельности (банкротства) в условиях рыночной экономики». Кризис-менеджеры почти из 20 регионов России собрались в столице республики, чтобы познакомиться с татарстанским опытом финансового оздоровления предприятий.


Немногим более двух лет назад руководством республики было принято решение о построении системы финансового оздоровления организаций-должников через эффективное применение процедур несостоятельности (банкротства). До этого случаи банкротства были редкостью и воспринимались обществом однозначно негативно. Однако и до стабильного нейтрально-позитивного отношения к подобным фактам мы еще не доросли.


Что же по этому поводу думают участники конференции?


Премьер-министр Татарстана Рустам МИННИХАНОВ:


— Сегодня задача финансового оздоровления экономики и развития системы антикризисного управления имеет стратегическое значение для всей России. Экономика страны не может нормально функционировать при наличии большого числа убыточных предприятий.


В девяностых годах промышленность республики находилась в тяжелом положении. Негативную роль сыграла и широко применяемая система взаимозачетов. Поэтому государством особый упор был сделан на финансовое оздоровление предприятий. При этом мы понимали, что массовое банкротство привело бы к окончательному развалу экономики.


Кроме создания Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, для эффективной работы потребовалась и соответствующая законодательная база. Были приняты девять нормативных актов, регламентирующих процедуру финансового оздоровления. К примеру, «Порядок оценки и реализации имущества организаций-должников», который полностью исключает прямую продажу имущества. А «Порядок регистрации социально значимых предприятий РТ» обеспечивает сохранение их основного вида деятельности и гарантирует права трудовых коллективов.


Также была разработана программа финансового оздоровления и антикризисного управления. Этим документом, в частности, определены 250 предприятий, имеющих для республики большое значение. Поэтому к ним применяется особая форма государственной поддержки, обеспечивающая быстрый выход на уровень прибыльной работы.


В результате деятельности по финансовому оздоровлению до 2001 года бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды дополучили 288 миллионов рублей. Проведена реструктуризация задолженностей в федеральный бюджет на сумму 1,2 миллиарда рублей. В настоящее время процедуру реструктуризации проходят около двадцати крупных татарстанских предприятий.


Однако остается актуальной проблема так называемого заказного банкротства. И задача государства — покончить с этим и не допустить ликвидации социально значимых предприятий.


Главный федеральный инспектор по Республике Татарстан Марсел ГАЛИМАРДАНОВ:


— Сегодня Россия находится в стадии глубокой коренной перестройки как самой экономики, так и всей системы управления ею. И главное — удержать социально значимые предприятия от разорения.


Казалось бы, продажа организаций-должников с молотка могла бы стать самым простым способом покрытия долгов. Но для государства важно сохранить предприятия в качестве налогоплательщиков. Тем самым решить и социальные вопросы — не допустить роста безработицы и падения уровня жизни населения. К тому же простой экономический анализ показывает, что стоимость цельного работоспособного предприятия несравнимо выше, чем стоимость раздробленного, арендуемого по частям.


В связи с этим еще в 1998 году по инициативе Сергея Кириенко, занимавшего тогда пост Председателя Правительства России, была сделана попытка вложить в руки государства новый инструментарий, с помощью которого стало возможным освободить предприятия от бремени старых долгов. Тогда было принято постановление «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства». Принятие данного решения создало условия для ускорения процесса оздоровления на макроэкономическом уровне и привело к серьезным изменениям экономической ситуации в стране в целом.


Пример Татарстана нестандартен. Республика не ограничилась кадровым и материальным обеспечением Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству и пошла на создание своего государственного органа, который финансируется за счет республиканского бюджета. Татарстанская модель, несомненно, вызывает интерес в центре. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что федеральные нормативные акты принимаются по аналогии с татарстанскими.


Но, на мой взгляд, задачей регионального правительства является не столько участие в деятельности по финансовому оздоровлению предприятий, сколько содействие в создании благоприятного инвестиционного климата.


Председатель Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Алексей СЕМИН:


— В странах с развитой рыночной экономикой институт несостоятельности формировался столетиями и имеет богатые традиции и высокую культуру. Поэтому там относительно низкий процент организаций-должников, общество относится к процедурам банкротства нейтрально-позитивно, как к естественному экономическому процессу.


По данным Минэкономпрома Татарстана, у нас тридцать семь процентов хозяйствующих субъектов по всем признакам являются банкротами. При этом общество относится к процедурам банкротства резко отрицательно, а инфраструктура антикризисного управления практически отсутствует. Поэтому в условиях нашей действительности государство на этапе формирования института банкротства должно сыграть приоритетную роль. Но постепенно оно должно ограничиться надзорной ролью, а функции регулирования перейдут к рыночным институтам.


Одним из первых стал Поволжский антикризисный институт, аккредитованный при комитете. Специалистами ПАИ была разработана методика кадрового аудита, позволяющая сформировать профессиональный отбор антикризисных управляющих. Это вызвало большой интерес центра. И сегодня мы ставим перед собой цель — создать условия для последующего снижения роли государства в процедурах несостоятельности.


Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Выпуск: № 101-102 (24398)


Добавить комментарий

_A8G5081 06.12.2019

Минстрой отчитался по капремонту

Масштабная республиканская программа капитального ремонта объектов социальной сферы, запланированная на 2019 год, практически завершена....
1620
view_5934727_4289457 05.12.2019

Для развития бизнес-связей

С министром промышленности и технологий Турецкой Республики Мустафой Варанком встретился в среду Президент Рустам Минниханов....
1680
металлообработка 04.12.2019

Не оказаться в роли догоняющих

В открытии 19-й Международной выставки «Машиностроение. Металлобработка. Сварка. Казань» принял участие Президент Рустам Минниханов....
2620
бизнес 02.12.2019

Бизнес не ради денег,
а ради мечты

Познавательной, интересной и мотивирующей получилась прошедшая 29 ноября в Казани деловая сессия «Мой бизнес: встречи по делу», на которую были приглашены предприниматели Татарстана....
3080
нацпроекты 29.11.2019

Лидируем по освоению бюджета на нацпроекты

Татарстан вошёл в тройку лидеров среди регионов России по освоению средств на реализацию национальных проектов....
4140
  • Мнение

    Виктор КУЗНЕЦОВ, советник губернатора Самарской области:

    Кузнецов

    В СССР по итогам соцсоревнования лучшие регионы и республики получали новые  перспективы для сотен тысяч людей. Мы с переменным успехом конкурировали с Татарией: получили АвтоВАЗ, а они чуть позже – КамАЗ. В Самаре чуть раньше, чем в Казани начали строить метро. Но с тех пор Татарстан намного опередил нас.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    7 декабря

    Роман Рамизович Фатхутдинов (1985), глава администрации Советского района Казани.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров