4 июля 2020  13:21
Распечатать

Может статься, в 2003 году мы будем летать только на «Боингах» или ездить… на лошадях

Опубликовано: 14.12.2000 0:00

В минувшую субботу в Казань приезжал заместитель полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Герман Петров. Одна из проблем, которая интересовала его в Татарстане, — выживание Казанского авиационного объединения в условиях реформ, а также лизинг авиационной техники как один из вариантов спасения крупнейшего предприятия.


КАПО не случайно привлекло внимание руководителей Приволжского округа. В этом регионе авиационная промышленность имеется практически во всех крупных городах — в Казани, Саратове, Самаре и Ульяновске. Такого скопления специализированных заводов, которые являются не только коллегами, но и конкурентами за право получения федеральной поддержки, нет ни в одном федеральном округе. Спасти эти предприятия можно лишь одним путем — организовав эффективный лизинг строящихся и уже построенных самолетов, потому что купить новые машины, выложив за них сразу кругленькую сумму, не способна ни одна авиакомпания России, за исключением, пожалуй, «Аэрофлота».


Лизинг самолетов, успешно применяемый в разных странах мира, пока плохо приживается на российской почве. Отчасти потому, что не созданы нормативная база и достойные финансовые условия, отчасти из-за того, что в России достаточно активно действуют силы, заинтересованные в покупке иностранных машин, например «Боингов». Сторонники развития отечественного самолетостроения не всегда могут грамотно противостоять этим течениям. Наверное, потому, что действуют в одиночку. По всей видимости, Герман Петров решил объединить их усилия, по крайней мере в масштабах Приволжского округа.


Посланцу Сергея Кириенко показали все самое интересное. Во-первых, самолет Ту-214, сертификация которого завершится в последних числах декабря. Вице-премьер — министр экономики и промышленности РТ Сергей Когогин, который сопровождал гостя, выразил надежду, что перед Новым годом у него и у руководства завода будет хороший повод распить бутылочку шампанского по случаю завершения сертификации самолета. Германа Петрова пригласили подняться на борт той самой машины, которая продана компании «Дальавиа» в лизинг при участии московской «Финансовой лизинговой компании». «Дальавиа» получит первую машину в марте, вторую — в мае.


Во-вторых, Петрова провели по цехам некогда гремевшего на весь Советский Союз завода. Ему показали другие машины, которые сейчас находятся в разной степени готовности. Показали и троллейбусы, которые ремонтируются в КАПО. Сегодня и это хлеб для предприятия, хотя, наверное, специалистам, умеющим собирать современные лайнеры, унизительно чинить двигатели городского электротранспорта.


Ну и, наконец, Герману Петрову рассказали о завтрашнем дне Казанского авиационного объединения, о работе над новыми машинами — Ту-324 и Ту-330. Такого задела, не без гордости заметил генеральный директор


КАПО Наиль Хайруллин, нет ни у одного предприятия отрасли. Причем все машины будут пользоваться спросом на российском рынке, у них хорошие шансы быть проданными за рубежом. Все упирается в деньги, вернее в их нехватку.


В 2003 году мы будем ездить на лошадях или летать на «Боингах», потому что отечественная авиационная промышленность погибнет, считает руководитель КАПО. Сегодня все предприятия отрасли можно легко обанкротить — у всех долги, тяжелое финансовое положение, не хватает оборотных средств. К тому же и военные ведомства пока не погасили долги за 1996-1998 годы. Если нам нужны российские самолеты, констатировал Н.Хайруллин, значит, необходима государственная программа финансирования авиационной промышленности. Татарстан просто не в состоянии профинансировать проекты


КАПО, хотя, добавил Сергей Когогин, республика выделила на освоение Ту-214 2 млн. долларов из фонда НИОКР и 275 млн. рублей из бюджета. Это не считая постоянной поддержки предприятия — то льготами, то выделением продуктов.


Правда, как оказалось, в разные годы федеральные власти принимали решения по авиационной промышленности России в целом и по КАПО — в частности. Как сообщил Н.Хайруллин, за последние 9 лет было принято 5 именных (по Казанскому объединению) постановлений Правительства РФ, которые… не выполнены ни по одному пункту. Кому нужна такая поддержка? И в следующем году рассчитывать на финансовую помощь не приходится. В бюджете РФ на 2001 год таких средств не предусмотрено.


Информация о «пустых» постановлениях Правительства очень не понравилась Герману Петрову. Давайте проведем инвентаризацию всех принятых документов, посмотрим, что и почему не выполнено, предложил он. А потом подготовим специальное письмо Президенту России. Пусть он и решает, кто ответит за такую работу. Тем более что сейчас в


Администрации Президента всерьез обеспокоены состоянием нашей авиационной промышленности. По словам Петрова, в Приволжском округе авиакомпания «Люфтганза» обслуживает самое большое число аэропортов. Скоро мы не только будем летать на импортных самолетах, но и перевозить нас будут иностранцы.


Генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин предложил и другие варианты поддержки авиапредприятий, которые могут быть рассмотрены на федеральном уровне. В их числе эмиссия по пеням и штрафам, накопленным в годы реформ. Именно государство загнало отрасль в угол, оно и должно освободить заводы от этой петли. Кроме того, Наиль Гумерович предложил предоставить налоговые льготы предприятиям отрасли, причем до той поры, пока они не выйдут на уровень безубыточности. Нужно быть готовыми к тому, что производители авиатехники будут долго идти к рентабельности. Та же компания «Эйербас» даже при государственной поддержке 20 лет двигалась к прибыльной работе. Зато сегодня эта компания ежегодно выпускает 113 самолетов, рассказал генеральный директор ЗАО «Финансовая лизинговая компания» Евгений Зарицкий (именно ФЛК рискнула пойти на лизинг самолетов Ту-214), и занимает 30 процентов мирового рынка пассажирских самолетов. Причем реализует она машины в основном по отработанным лизинговым схемам.


Сегодня все участники лизингового проекта (в России их всего два, один — в Казани) испытывают проблемы. Помочь их решить — задача федеральных властей. Причем в разной степени поддержки нуждаются и производители, и банки, и авиакомпании, и лизинговые фирмы. Не случайно Наиль Хайруллин предложил отработать стимулы для предприятий, осваивающих новую технику, и льготы для банков, которые кредитуют производителей. Только в этом случае интересы всех сторон могут совпасть. А значит, не придется пересаживаться с самолета на лошадь.


Автор статьи: ТАРАН Елена
Выпуск: № 259 (24296)


Добавить комментарий

завод-вятка 03.07.2020

За тарой далеко ездить не придётся

Строительство нового завода «Вяткапласт» на промышленной площадке «Вятка» стартовало с начала июля в Мамадышском районе....
1990
производство 03.07.2020

Экономика республики в январе – мае

Индекс промышленного производства в Татарстане в январе – мае 2020 г. по сравнению с январём – маем 2019 г. составил 100,2%....
1590
Форд-Соллерс-Елабуга 02.07.2020

Лидеров экономики поддержат

Правительственная комиссия по устойчивому развитию российской экономики включила в перечень системообразующих предприятий страны семь организаций из Татарстана....
3420
26.06.2020

В Татарстане прошли соревнования по стендовой стрельбе

25 июня в Татарстане прошла третья контрольная стрельба. Соревнования проходили со строгим соблюдением санитарных требований...
4080
коллаж 23.06.2020

От «Золотой долины» ждут золотой отдачи

Для промплощадки муниципального уровня Алькеевского района Татарстана год пандемии становится временем подъёма....
8210
  • Мнение

    Михаил МУРАШКО, министр здравоохранения РФ:

    мурашко

    Что такое нормальная жизнь? Это походы на концерты, перелёты, полноценная работа, полноценный отдых. На мой взгляд, маловероятно, что это произойдёт раньше февраля. Должна быть разорвана цепочка передачи вируса.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    4 июля

    Анатолий Иванович Шутиков (1946), художественный руководитель Государственного оркестра народных инструментов РТ, народный артист России и Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    02.07.2020
    Крик души
    4820
    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров