18 марта 2019  16:39
Распечатать

Беспилотная авиация: настоящее и будущее

 

gomzin

 

С девяностых годов прошлого века практически во всех развитых странах наблюдается грандиозный бум в области беспилотной авиации. В России о ней начали серьезно говорить лишь в последние годы. Хотя уже более тридцати лет назад наше государство могло бы стать лидером в мире по производству надежных беспилотников – для этого тогда имелись необходимые и научно-техническая, и кадровая базы…

 

И все же дроны, как еще называют беспилотные летательные аппараты  (БЛА), весом от нескольких килограммов до десятка тонн все чаще внедряются в различные направления деятельности нашего общества. Они востребованы как силовыми, так и гражданскими структурами. С их помощью осуществляется фото- и видеоразведка с определенными целями, к примеру, ведут поиск пропавших людей, каналов контрабанды наркотиков, получают достоверную информацию в условиях чрезвычайных ситуаций. Беспилотный комплекс авиаотряда спецназначения МВД по РТ контролировал наземную обстановку в период подготовки и проведения Универсиады-2013 в Казани.

information_items_10120208Недавно в Татарстане побывал глава МЧС России Владимир Пучков, который во время встречи с Президентом Рустамом Миннихановым заявил, что в Казани будет создан Центр беспилотной авиации МЧС РФ. В чем могут заключаться функции этого центра, какие проблемы нужно решить в части развития беспилотной авиации? На эти и другие вопросы нам ответил Александр Гомзин, генеральный директор – главный конструктор научно-производственного объединения  «Опытно-конструкторское бюро имени М.П.Симонова», единственного в России производителя беспилотных воздушных мишеней самолетного типа, предназначенных для тренировки летчиков и проверки боеготовности армии.

– Считаю, что такие центры должны заниматься созданием малоразмерных беспилотных аппаратов для выполнения локальных задач, – говорит Александр Владиславович. – На мой взгляд, особенно удачная компоновка БЛА – это небольшой квадрокоптер с системой вертикальных взлета и посадки, с четырьмя или более вращающимися винтами. Подобная конструкция позволяет разрабатывать аппараты на электродвигателях, делать их дешевыми, но эффективными в использовании, размещать там целевое оборудование, посредством которого можно вести контроль, к примеру, за объектом, охваченным пожаром.

 

– Значит, прямо сейчас можно беспрепятственно приступать к массовому производству таких дронов?

– Нет, конечно. Для этого нужно прежде всего, чтобы Воздушный кодекс РФ допускал массовую эксплуатацию БЛА в нашей стране совместно с пилотируемой авиацией. Сейчас, чтобы пролетел даже маленький беспилотник, необходимо закрывать эшелон для всех обычных летательных аппаратов. Если сообщается, что в конкретной воздушной зоне находится БЛА, то пилотируемым самолетам и вертолетам сюда вход запрещен.

Воздушный кодекс США позволяет применять пилотируемые и беспилотные летательные аппараты на равных, если требования по безопасности полетов выполнены. Ряд других западных стран то же самое собирается ввести в свое воздушное законодательство. В России пока этого не предвидится, по крайней мере, до 2019 года.

 

из личного
Александр Владиславович Гомзин – кандидат технических наук, защитился в 1996 году, будучи старшим научным сотрудником КАИ. Супруга Елена Геннадьевна – тоже кандидат наук, только медицинских. Двум дочерям Анастасии и Ксении – четырнадцать и двенадцать лет. Они изучают языки(французский, немецкий, английский, китайский), естественные, гуманитарные и другие науки, занимаются музыкой. По мнению главы семьи, разносторонние знания дают большую свободу при выборе будущей профессии. А еще Александр Гомзин считает, что одно из основных качеств, которым должен обладать руководитель XXI века, – это техническая и управленческая интуиция: даже научившись высоко-профессиональным менеджерским приемам, невозможно просчитать все  «за» и  «против».

– Как же так? Ведь буквально на днях комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила проект закона об использовании беспилотных воздушных судов, призванный внести изменения в Воздушный кодекс…

– Воздушный кодекс – это вершина действующей нормативной и законодательной базы. А чтобы он в обновленном виде вышел в свет, необходимо внести поправки в сертификационную базу – в авиационные правила проектирования такого рода систем. Также актуальна разработка новых ГОСТов, стандартов, регламентов испытаний. Аналогичные документы за рубежом имеются, их можно адаптировать к нашим условиям. Но на все это нужны годы.

И еще. Когда создается пилотируемый аппарат, его летно-конструкторские испытания обычно проводятся на доводочной базе Летно-исследовательского института имени Громова в Подмосковье. Там выдается соответствующее заключение. Для беспилотной авиации подобного летно-промышленного центра с необходимыми полигонами нет. В частности, наше ОКБ пока испытывает свои изделия на собственных площадках.

К тому же развитие беспилотной авиации – весьма затратное дело, требующее государственного бюджетного датирования. Бизнес в одиночку это не осилит. Поэтому разработка БЛА должна обеспечиваться госзаказами.

 


 

ПЛАНКА ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫШЕ ГОЛОВЫ

Любовь к авиации у Александра Гомзина возникла в седьмом классе после просмотра фильма «Укрощение огня» – о легендарном основоположнике практической космонавтики Сергее Королеве. Большую роль в судьбе Гомзина сыграл и другой выдающийся авиаконструктор – Михаил Симонов.

– Мне посчастливилось десять лет бок о бок проработать с этим потрясающим человеком, он был председателем совета директоров нашей компании, – рассказывает Александр Владиславович. – А познакомился с ним будучи еще студентом Казанского авиационного института. Меня в ОКБ Сухого направили на практику, там же я защищал диплом. Михаил Петрович, увидев у себя в ОКБ молодых людей, решил познакомиться с нами. Он уже тогда работал генеральным конструктором, был для нас светилом в авиационной сфере. К слову, именно Симонов в 1998 году рекомендовал меня на должность главного конструктора ОКБ «Сокол». Это настоящий наставник, который тактично и мудро учил жизни. Он говорил: «Планка, на которую вы ориентируетесь, всегда должна быть выше головы». Только так можно развиваться. В последний раз я видел Михаила Петровича в 2011 году за два дня до того, как он попал в реанимацию. И в тот день в возрасте 82 лет он обсуждал проект с перспективой на десять лет вперед… (Вчера, 4 марта, была годовщина смерти Михаила Симонова. – Прим. авт.)


 

 

– Ваше ОКБ выиграло тендер на госзаказ по реализации уникального проекта – создания единой информационно-управляющей системы в арктической зоне России на основе крупных беспилотников массой более пяти тонн. По информации Межгосударственного авиационного комитета, в период с января 2013 года по июль 2014-го в северных и дальневосточных районах нашей страны потеряно 15 пилотируемых летательных аппаратов, погибли 64 человека… Ваш будущий комплекс БЛА призван обеспечить безопасность людей?

– Безусловно. Но не только… Мы создаем самолет для мониторинга арктических зон, Северного морского пути, проходящего по морям Северного Ледовитого океана и частично по Тихому океану. Чтобы избежать каких-либо катастроф, нужно обладать оперативной информацией о ледовой, гидрометеорологической и экологической обстановке, о состоянии нефте- и газопроводов протяженностью в тысячи километров, железнодорожной, пограничной и прочей инфраструктуры. Эти задачи и призваны решать беспилотники.

Фото пресс-службы ОКБ «Сокол»Конечно, сегодня существуют средства мониторинга Арктического региона. Однако не вдаваясь в технико-экономические подробности, скажу, что они не связаны единым ситуационным центром, поэтому бывают неэффективны из-за невозможности принимать комплексные решения в случае чрезвычайных ситуаций, слишком дорого обходятся государству, не исключают гибели пилотов самолетов и вертолетов, инспектирующих эти территории.

 

– Но в мире есть компании, выпускающие аналогичные беспилотные комплексы…

– Да, но таких, которые производят БЛА весом более пяти тонн, немного. И войти на этот рынок очень непросто, поскольку здесь применяются очень сложные технологии, имеет место длительный регламент проектирования и изготовления техники, требуются огромные капвложения. ОКБ «Сокол» в советское время повезло – государство серьезно в него вложилось.

На сегодня функционирует беспилотный комплекс MQ-9 Reaper – разведывательно-ударный БЛА, разработанный компанией General Atomics Aeronautical Systems для использования военно-воздушными и военно-морскими силами США и Великобритании. Есть еще Heron TP – многоцелевой БЛА, созданный израильской компанией IAI.

Но это закрытая техника, которая по международному соглашению поставляется только военным союзникам, потому что любой беспилотный комплекс всегда имеет двойное назначение. И чтобы поставить его за рубеж, необходимы правительственные решения. Поэтому такие технологии не передаются, допустим, из США в Россию.

Наш инновационный продукт находится в стадии опытно-конструкторских работ, а его производство планируется начать в 2019–2020 годах. Максимальная протяженность маршрута нашего БЛА – десять тысяч километров, высота – 12 километров. Кроме того, стоимость его эксплуатации меньше, нежели существующих.

 

– Александр Владиславович, скажите, если беспилотную авиацию в воздушном пространстве России законодательно приравняют к пилотируемой, то что это будет значить? К примеру, применительно к вашему арктическому аппарату.

– То, что БЛА будет отвечать на все запросы, даже голосовые, как это требуется от летчиков. Беспилотник будет оснащен аналогичной системой безопасности от столкновений, будет эксплуатироваться так же, как любой пилотируемый аппарат. И никакой разницы между ними никто из участников воздушного движения и диспетчеров не должен почувствовать…

Вообще, рынок беспилотной авиации – абсолютно новый, на котором только-только начинают появляться свои правила и законы.

 

 


ОДНИМ СЛОВОМ, «ПЕРВЫЙ»

В 1953 году выпускник Казанского авиационного института имени Туполева, будущий доктор технических наук и Герой России, один из главных конструкторов знаменитого истребителя Су-27 и многих других летательных аппаратов Михаил Симонов организовал при КАИ планерный кружок, который в 1956 году был преобразован в студенческое конструкторское бюро. А в 1959 году Симонов с группой талантливых конструкторов на базе этого СКБ создали первое в стране опытно-конструкторское бюро спортивной авиации, где были разработаны первые в СССР цельнометаллические планеры-рекордсмены КАИ-11, КАИ-12 и другие. Кстати, один из первых заказов (на макетирование аппарата «Союз») Симонов получил от главы Особого конструкторского бюро №1 Сергея Королева, под руководством которого были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. В 1967 году ОКБ «Сокол» (так оно называлось до апреля 2014 года, когда было переименовано в ОКБ имени Симонова) приступило к разработке самолетов-мишеней для нужд Министерства обороны СССР. Это ОКБ – один из пионеров в области беспилотной авиации в России.


 

 


Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Дата:05.03.2015
Выпуск: №30 (27835)


  1. Александр Григорьев:

    Я раньше работал на Казанском авиационном заводе. Но, к сожалению, потом сменил сферу своей деятельности, потому что считаю КАЗ на сегодня — это не перспективное предприятие. На одних спецбортах, которые в единичном количестве выпускает завод — далеко не уедешь. Глава МЧС России Владимир Пучков, заявивший, что в Казани будет создан центр беспилотной авиации, не уточнил, на базе чего этот центр будет создаваться. А, между прочим, Казанский авиазавод располагает всей необходимой базой для формирования такой структуры. Я, как человек, два десятка лет отработавший на этом предприятии, могу компетентно об этом заявить. Советую властям подумать об этом предложении.
    Александр Григорьев, Казань.

Добавить комментарий

беспилотник 15.03.2019

КамАЗ и Иннополис испытают беспилотники

Первые беспилотные автомобили выедут на улицы Татарстана и Москвы в конце апреля или начале мая....
3920
таджикистан 14.03.2019

Увеличим объёмы экспорта

Татарстан продолжает налаживать деловые связи. На следующей неделе Президент Рустам Минниханов с двухдневным визитом посетит Таджикистан....
2850
нижнекамск 13.03.2019

Показать экономический потенциал лицом

Международный инвестиционный форум «ЭТО ТО, СЭР!» пройдёт во второй декаде апреля в Нижнекамске....
3430
ansat 13.03.2019

В Казани построят летающий лимузин

В столице Татарстана приступили к разработке специального вертолёта, который продолжит линейку лимузинов бренда Aurus, предназначенных для обслуживания высших должностных лиц страны....
4341
татнефть-Мухаметшин 13.03.2019

Самообучающаяся «Татнефть»

На международном форуме «EDU Russia 2019 — Образование России» нефтяная компания представила целостную систему подготовки своих кадров....
2720
  • Мнение

    Анатолий АКСАКОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку:

    анатолий-аксаков

    Обращаю внимание региональных властей на опыт Татарстана. В Зеленодольске реализуется проект карты горожанина. Карта, привязанная к 16-­ти банковским приложениям, позволяет не только получать различные услуги и льготы, но и осуществлять покупки и другие финансовые действия. Только по одному направлению Татарстан получает выгоду на 200 млн рублей.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    18 марта

    Клара Гарифовна Булатова, поэтесса, заслуженный работник культуры Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров