26 ноября 2020  1:29
Распечатать

Социальность бюджета подтверждают цифры

Опубликовано: 28.10.2014 6:30

information_items_10115175

В течение второй декады октября в парламенте Татарстана проходит активное обсуждение проекта республиканского бюджета на 2015–2017 годы. Такое оперативное и широкое обсуждение бюджета проходит за последние годы впервые. Чем это вызвано? Этот и другие вопросы мы задали главному разработчику бюджета – министру финансов Радику Гайзатуллину.

– Радик Рауфович, чем вызван столь большой общественный интерес к проекту бюджета?

– Из моей практики работы в финансовой системе, насколько я помню, обсуждение проекта бюджета всегда проходило с привлечением управленческих структур различного уровня и профиля, общественности и специалистов из разных отраслей социально-культурной сферы и промышленности. Бюджет обсуждался на уровне министерств, ведомств, районов, городов, сельских поселений, отдельных предприятий и организаций. Далее следовал уровень Правительства, Президента и парламента. Все эти этапы ежегодно присутствовали при обсуждении бюджета и отличались только формами и методами. Например, вместо двух-трех зональных могли быть проведены несколько кустовых совещаний в различных регионах республики.

По моему мнению, в текущем году интерес к бюджету вырос по причине сегодняшней достаточно неопределенной экономической ситуации, когда каждый ищет ответ на вопросы перспективного характера: достаточно ли в бюджете средств для удовлетворения первоочередных потребностей социальной сферы, будут ли сохранены социальные льготы, каковы возможности бюджета по реализации проектов инвестиционного характера.

Здесь я должен отметить активную, заинтересованную позицию общественности и депутатов на парламентских слушаниях и зональных совещаниях и выразить благодарность за интересные, актуальные вопросы и постановку проблем, направленных на развитие республики. Все эти предложения взяты в работу, и по каждому из них будет выработана определенная позиция.

– Как вы оцениваете необходимость изменения бюджета в связи с выступлениями отдельных депутатов в стенах Государственного Совета по вопросу неопределенной экономической ситуации?

– Опыт работы по исполнению бюджета в условиях сложной экономической ситуации у нас имеется. За прошедшие десятилетия, как бы сложно ни было в отдельные годы, республика всегда выполняла взятые на себя обязательства и постоянно наращивала свой экономический потенциал. Мои слова – это не голый оптимизм, а реальные динамические показатели социально-экономического развития, которые республика сегодня демонстрирует и которые обеспечивают устойчивость и сбалансированность бюджета.

Если взять один сегмент состояния экономики – стоимость нефти, о котором говорят отдельные депутаты, то можно сказать, что нефть сегодня стоит 83 доллара США за баррель, тогда как средняя цена на январь – сентябрь составляет 106 долларов, и это выше заложенных в бюджет параметров. По оценке МВФ и Минэкономразвития РФ, текущее снижение цен на нефть является краткосрочным. В среднесрочной перспективе нефть будет стоить 100 долларов за баррель. По нашим совместным с Татнефтью расчетам, резких выпадающих доходов у республики не будет. Нефть дешевеет, но курс доллара эту потерю частично восполняет, увеличивая выручку нефтяников.

Что касается вопроса о влиянии неопределенной экономической ситуации на объемы бюджета 2015 года, то хочу сказать, что даже при определенном уменьшении доходной части бюджета мы однозначно придерживаемся курса, заявленного нашим Президентом: ни одна социальная программа, публичные обязательства, социальная помощь в республике в следующем году не будут прекращены. Средства на эти цели в бюджете предусмотрены. И здесь наша обязанность – обеспечить социальную направленность бюджета финансовыми ресурсами.

Сегодня можно смело сказать, что основная концепция бюджета как социально направленного поддерживается депутатами Государственного Совета. Над улучшением его структуры по предложениям комитетов, депутатов, муниципальных образований, профсоюзов и граждан республики мы сейчас и работаем. Имеющиеся на сегодня предложения в основном направлены на необходимость финансирования отдельных узких мест в бюджете, где традиционно в силу нехватки доходов недостает средств. Это приобретение оборудования, капитальный ремонт, строительство.

– Понятно, что бюджет имеет определенную гибкость и можно выбирать приоритеты финансирования тогда, когда доходы поступают не в полной мере. Можно согласиться, что данная ситуация сегодня носит лишь прогнозный характер и может не осуществиться в следующем году. А как исполняется бюджет в этом году? Влияют ли на него общеэкономические обстоятельства?

– Итоги исполнения бюджета за девять месяцев текущего года в целом удовлетворительны. Но все же по некоторым позициям доходной части у нас есть опасения. Например, налог на прибыль поступил в бюджет республики в сумме 43,8 млрд рублей. При наличии положительной динамики поступлений налога на прибыль растет количество предприятий, снижающих платежи по налогу. Из тысячи предприятий, которые мы проанализировали, 577 снизили платежи по налогу на прибыль. Объем снижения налога по этим организациям за девять месяцев составил 7 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы ожидаем, что в четвертом квартале налог на прибыль снизится примерно на 2,8 млрд рублей.

Поступления акцизов в консолидированный бюджет Татарстана за январь – сентябрь 2014 года составили 14,2 млрд рублей. Несмотря на положительную динамику мобилизации акцизов в целом, наблюдается снижение поступления акцизов на нефтепродукты.

По остальным налогам ситуация более стабильная.

Налог на доходы физических лиц ожидается в пределах плана.

Земельный налог поступил в местные бюджеты в сумме 4,9 млрд рублей. Неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет республики в размере 10,6 млрд рублей.

Полученные за девять месяцев доходы позволили полностью выплатить заработную плату с начислениями и профинансировать запланированные расходы бюджетов всех уровней республики.

Расходы консолидированного бюджета Татарстана составили 157,2 млрд рублей, бюджета республики – 137,8 млрд рублей. Расходы местных бюджетов за девять месяцев 2014 года с учетом межбюджетных трансфертов составили 48,1 млрд рублей.

Конечно же, в дальнейшем общеэкономическая ситуация может повлиять на исполнение бюджета республики. Но все же даже в условиях уменьшения доходной части консолидированного бюджета, учитывая его дефицит, нам нужно приложить все усилия для исполнения главного финансового документа в текущем году.

– Радик Рауфович, мы несколько отклонились от основной темы нашей беседы – бюджета на 2015 год. Как шла работа над его формированием и каковы его основные показатели?

– Работа над бюджетом началась еще в марте. Первым делом мы сформировали доходную часть, проанализировали новшества в федеральном и республиканском налоговом и бюджетном законодательстве, уточнили объемы поступлений от бюджетообразующих предприятий. Так, на доходную часть негативно повлияют такие федеральные новшества, как отмена ранее предусмотренного повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию и пиво, снижение ставок акцизов на нефтепродукты, исключение из налогооблагаемой базы вновь вводимого движимого имущества и амортизационной премии.

Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налоги на прибыль, на доходы физических лиц и на имущество организаций, составляющие от общей суммы доходов в консолидированном бюджете 70 процентов и в бюджете республики – 75 процентов.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет республики в 2015 году прогнозируется в сумме 58,9 млрд рублей, в бюджет республики – 41,2 млрд рублей. Налог на прибыль прогнозируется в размере 50,2 млрд рублей. Прогноз поступления акцизов на 2015 год в консолидированный бюджет Татарстана составляет 13,8
млрд рублей. Налог на имущество организаций в будущем году прогнозируется в размере 18,7 млрд рублей. Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в предстоящем году оценивается в сумме 731 млн рублей.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в 2015 году прогнозируются в размере 6,3 млрд рублей. Поступления транспортного налога оцениваются в размере 3 млрд 550 млн рублей. Поступление по налогам на совокупный доход – в сумме 7 млрд рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2015 год в объеме 7,9 млрд рублей, бюджета республики – 3,1 млрд рублей.

В проекте бюджета учтены целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 13,9 млрд рублей. Эта сумма будет уточняться в 2015 году по мере распределения федеральными министерствами централизованных ассигнований, предназначенных для финансирования федеральных государственных программ.

Далее мы формируем расходную часть бюджета. Каждое министерство, ведомство, муниципалитет, используя нормативную базу, обосновывает объем своих расходов. По каждой расходной позиции проводится тщательный анализ: каждая копейка, каждый рубль имеют свое целевое назначение.

В структуру расходов консолидированного бюджета Татарстана заложены федеральные макроэкономические индексы – дефляторы. Среди них – повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента России от 7 мая 2012 года, индексация публичных обязательств, продуктов питания и приобретения медикаментов с 1 января на 5 процентов, повышение стипендий с 1 сентября на 5 процентов, индексация коммунальных услуг с 1 июля на 6 процентов.

Нужно отметить, что объемы заработной платы растут опережающими темпами. Ее удельный вес к 2017 году составит почти половину доходов консолидированного бюджета.

Расходы на оплату труда в консолидированном бюджете с начала 2012 года, то есть с начала реализации майских указов Президента РФ, к 2017 году вырастут до 97,4 млрд рублей, или более чем в 2 раза.

В расходной части бюджета ежегодно увеличиваются первоочередные и социально значимые расходы. В плановом бюджете на 2014 год они составляли 67 процентов, к 2017 году достигнут 80 процентов.

В 2015 году планируется продолжить финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 6,2 млрд рублей.

Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете занимают в 2015 году 68 процентов, в 2017 году вырастут до 72 процентов.

Таким образом, цифры подтверждают приоритетность социальной направленности сформированного нами проекта бюджета Республики Татарстан на 2015–2017 годы.

Исходя из вышеназванных параметров, доходная часть консолидированного бюджета на 2015 год прогнозируется в объеме 181,6 млрд рублей, расходная –186,9 млрд рублей. Бюджет республики на 2015 год по доходам определяется в сумме 147,6 млрд рублей, по расходам – 153,0 млрд рублей с дефицитом в 5,4 млрд рублей.


Выпуск: №157 (27771)


Добавить комментарий

бюджет республики 25.11.2020

Татарстану выделят средства на поддержку стабильности

Средства получат 39 субъектов страны, у которых из-за пандемии сократились поступления в доходную часть бюджета....
1210
625_ГАЙЗАТУЛЛИН_Минфин1 23.11.2020

Поправки бюджета – не работа над ошибками

Профильный комитет Госсовета РТ рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект о бюджете республики на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов....
9590
минниханов1 18.11.2020

Время свежих идей и решений

Предприниматели Татарстана надеются на дальнейшую финансовую поддержку и помощь в борьбе с последствиями пандемии....
8970
кредит 16.11.2020

Миллиард на поддержку деловых татарстанцев

Фонд поддержки предпринимательства Татарстана выдал с начала года кредитов на общую сумму 1,01 млрд рублей....
8390
бизнес 16.11.2020

«Проверенный бизнес» могут внедрить по всей России

В рамках прошедшего на днях в Москве форума «Сильные идеи для нового времени» был представлен проект Татарстана «Проверенный бизнес»....
7210
  • Мнение

    Айдар МЕТШИН, глава Нижнекамского муниципального района, мэр Нижнекамска, о строительстве Центра экстренной помощи:

    Метшин4

    Мы вынашиваем эту идею на протяжении трёх лет. Нижнекамск – промышленный центр Татарстана. И требования к медицине здесь тоже высокие. Почему при любой сложной ситуации нижнекамцы должны ехать в Казань или Набережные Челны? Мы должны догнать эти города по уровню медицины.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    26 ноября

    Ахметшин Алмаз Идрисович (1976), прокурор Пестречинского района РТ

    Шамсутдинов Айдар Ильдарович (1976), депутат Государственного Совета РТ шестого созыва, директор СОШ №165 г. Казани

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров