От ТБ-1 до Ту-160: кинопутешествие во времени

print

 

ту

 

В столице республики на днях презентовали документальный фильм об истории и современности Казанского авиационного завода им. С.П.Горбунова – филиала ПАО «Туполев».

 

Премьера состоялась в КДК им.Ленина в Авиа­строительном районе Казани. Вход был открыт для всех неравнодушных к теме, однако строгое соблюдение антиковидных мер изрядно проредило зал. За четыре сеанса в течение двух дней фильм посмотрели немногим более четырёхсот человек. Основной зрительской группой стали, разумеется, работники КАЗ и их семьи. Зачастую это династии заводчан в трёх поколениях плюс подрастающая смена.

Многие из побывавших на премьере признавались, что выходили из зала с особым чувством. Они впервые увидели, как в жизни, а не на фото выглядели директора завода Окулов и Копылов, Герои Советского Союза лётчики-испытатели Аржанов и Машковцев, и по-настоящему ощутили связь времён.

К созданию фильма были привлечены члены Союза кинематографистов РТ. В их числе – продюсер Олег Суров и звукорежиссёр Виктор Клячкин, выполнившие частичную оцифровку киноархива. Годный материал выбирали из целой комнаты, заполненной бобинами.

Серьёзной проблемой стало отсутствие проектора для 35-миллиметровой плёнки. Найти действующий экземпляр нынче сложнее, чем паровоз на ходу. В итоге нужный аппарат собрали из двух музейных экземпляров! Кроме того, перед работой с плёнкой последнюю требовалось длительное время обрабатывать парами специального химического раствора, предотвращающего её разрушение и слипание…

Оцифрованный архивный материал (192 минуты), дополненный современными съёмками казанских кинематографистов, стал основой для режиссёрской работы Алексея Барыкина. У него к фильму, начиная со сценария и заканчивая монтажом, в значительной мере – личное отношение. Внук лётчика-испытателя не мог не вложить в своё творение частичку души, что было в полной мере оценено зрителями. К слову, последний раз кино на авиазаводе снимали ещё в восьмидесятых годах.

 

Ильюшин

Визит знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина на КАПО им. Горбунова в период подготовки к выпуску самолёта Ил-62 (кадры из фильма об истории КАЗ).

 

Получасовой фильм условно разделён на две половины. В первой, исторической, поначалу присутствуют две сюжетные линии. Часть материала касается московского периода завода №22 и туполевских самолётов-рекордсменов. В первых кадрах – ТБ-1, участвующий, несмотря на тяжелобомбардировочный статус, в спасении челюскинцев. Пилотировавший машину Анатолий Ляпидевский в 1934 году стал первым Героем Советского Союза. В это же время в Казани был открыт авиа­ционный завод имени Серго Орд­жоникидзе, где выпускали учебно-тренировочные самолёты КАИ-1, собратьев авиагиганта «Максим Горький», а чуть позднее – дальний бомбардировщик ТБ-7.

С началом Великой Отечественной войны две истории слились воедино, а 22-й завод, затем КАПО, КАЗ им.Горбунова, навсегда стал казанским. В столице Татарии выпускались знаковые для ВВС самолёты Владимира Петлякова, назначенного главным конструктором завода – пикирующие Пе-2 и всё те же четырёхмоторные ТБ-7 (переименованные после гибели Петлякова в Пе-8).

Период холодной войны был ознаменован дальним поршневым бомбардировщиком Ту-4 и реактивным многоцелевым Ту-16, «семейством» Ту-22, а также выпуском гражданских лайнеров. Среди них – первый турбореактивный пассажирский самолёт Ту-104 и знаменитый дальнемагистральный Ил-62. Долгое время этот самолёт, помимо обычной работы, являлся в СССР и ряде других стран бортом №1.

Современная деятельность завода, показанная в фильме, связана с модернизацией многоцелевых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3, Ту-160, организацией производства Ту-160М и выпуском многоцелевого лайнера Ту-214 для Министерства обороны.

…Работа по оцифровке киноплёнки, находившейся в запасниках заводского музея, была организована полтора года назад по инициативе его заведующей Янины Чурбановой. Начинание было всемерно поддержано директором КАЗ Николаем Савицких (что закономерно вылилось в создание документальной ленты). Будучи депутатом Госсовета РТ, он с особым уважением относится к истории республики, неразрывно связанной с авиастроительной отраслью. Именно авиазавод в своё время призван был превратить ТАССР из аграрного региона в промышленный центр. И слова из начала тридцатых годов ХХ века, процитированные авторами фильма, оказались пророческими.