4 июля 2020  5:22
Распечатать

От ленинского броневика до горбачёвской «чайки»

Опубликовано: 17.09.2019 13:57

Станет ли уникальная коллекция ретроавтомобилей полноправным музеем?

 

Гнедин-у-своего-гаража-ангара

Александр Гнедин у своего гаража-ангара.


В детском, а то и в зрелом возрасте многие наверняка мечтали прокатиться на машине времени. Жаль, что изобретена она только в фантастических книгах и фильмах. Но, оказывается, попасть из эпохи в эпоху можно и с помощью реальных транспортных средств, ставших визитной карточкой своего исторического периода.

 

Знатокам автомобильной старины Александ­ра Гнедина представлять не нужно. Старейший член республиканского «Авторетроклуба-21» является обладателем самой большой коллекции исторических автомобилей в Татарстане. В ангарах его собственного клуба «Ретромобиль» на Высокой Горе он с небольшой группой единомышленников собрал (во всех смыслах) более полусотни раритетов. При этом 35 машин – на ходу.

Они восстановлены до состояния, в котором когда-то сошли с конвейера, и теперь дарят возможность в буквальном смысле руками прикоснуться к истории. Сесть за руль полностью исправного и готового к поездке раритета, представив себя на месте первых «пользователей» и погрузившись в эпоху дедов и прадедов, – это ли не чудо!

 


Вопреки досужему мнению «диванных реставраторов», собрать коллекцию американских или немецких машин и технически, и финансово намного проще, чем произведения отечественного автопрома, которые впору вписывать в специальную Красную книгу. Поэтому эксклюзивными Александр Гнедин считает именно наши машины


 

В июне этого года наша газета уже рассказывала о появлении в высокогорской коллекции уникального пикапа «ГАЗ-4», существующего в России всего в двух экземплярах. Но вообще слово «уникальный» применительно к большинству машин Александра Гнедина. Это можно сказать даже о его относительно молодых «Победах» и «Волгах» двадцать первой модели ввиду их полной аутентичности. У них, по словам владельца, «всё родное, даже запах». Но основой коллекции являются практически исчезнувшие виды автомобильной «фауны».

– Меня интересуют только редкие машины, – говорит Александр Васильевич. – Из тех, которые остались в стране порой всего в двух-трёх экземплярах.

 

ЧЁРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА

Напротив упомянутого выше грузовичка в ангаре стоит вторая по счёту модель советского пикапа, изготовленная уже на базе «ГАЗ – М-1». Сама легендарная «Эмка» в сверкающем чёрным лаком легковом кузове тоже находится неподалёку. В своё время она разом была и символом прогрессивного пути в светлое будущее, и печально знаменитым «чёрным воронком» (в нашем конкретном случае машина работала в иркутском отделе госбезопасности). С 1936 по 1942 год было выпущено без малого 63 тысячи этих автомобилей, но до нашего времени дожили немногие – военное лихолетье и безжалостное время сделали своё дело. Поэтому стоимость оригинальной «Эмки», восстановленной по заводским чертежам с использованием родных деталей, сегодня приближается к двадцати миллионам рублей. На цену, по словам коллекционера, влияет и большая сложность, трудоёмкость работ по этой модели.

 

Эмка-и-Мерседес

Символы эпохи: «Эмка» и «Мерседес».

 

Чертежи, кстати, тоже удовольствие недешёвое: комплект на довоенный автомобиль Горьковского автозавода стоит около миллиона рублей. Но без работы с ними настоящий реставратор себя не мыслит.

– Приходится и в технической документации разбираться, и исторические источники поднимать, – рассказывает Александр Гнедин. – Но дело того стоит. Сейчас есть немало «коллекционеров», выдающих новодельную машину за оригинал, однако мне бывает достаточно взглянуть на форму сиденья, чтобы убедиться в обратном. Повторить довоенную газовскую технологию изготовления пружинных подушек для «Эмки» неспециалисту практически невозможно.

 

«САНИТАРКА» ИЗ КАЗАНИ

Среди грузовой, условно говоря, части коллекции внимание на себя обращают машины, прямо или косвенно связанные с военной историей. Вот редкий экземпляр трёхосного «ГАЗ-ААА» повышенной проходимости, неподалёку «Катюша» на базе «УралЗИСа». Впрочем, не забыта и эпоха первых пятилеток. Сейчас идёт кропотливое восстановление самосвала на базе полуторки: таких машин даже на фотографиях – наперечёт. Кстати, начало этой истории нежданно-негаданно дало коллекции и очень редкую «армейскую неотложку», выпускавшуюся с 1938 по 1950 год.

– Для сборки самосвала я приобрёл шасси от полуторки, показал кому-то и был удивлён, когда мне предложили за него сразу два других экземпляра шасси и энную сумму в придачу – дескать, именно этот раритетный металлолом очень дорог чьему-то сердцу. Но я почувствовал подвох и стал внимательно изучать покупку, пока не выяснил, что доставшаяся мне рама имеет ряд особенностей и принадлежит не грузовику, а санитарному автомобилю «ГАЗ-55» с более мягкой длиннорессорной подвеской. Это была удача: в оригинале таких машин в стране не осталось. Кроме того, на решение восстановить «санитарку» повлиял тот факт, что ее производили не только в Горьком, но и у нас в Казани, устанавливая на готовое шасси собственный кузов.

 

Санитарка-ГАЗ-55,-трёхосный-ГАЗ-ААА,--Катюша-на-шасси-УралЗИС

Санитарка ГАЗ-55, трёхосный ГАЗ-ААА, Катюша на шасси УралЗИС.

 

Из военных экспонатов, не считая уже упомянутой катюши, также интересны почти не отличимые от боевых макеты пушек-сорокапяток и настоящая полевая кухня 40-х годов. Радуют глаз бронеавтомобиль «БА-20», собранный на оригинальном шасси, и полностью аутентичный армейский вездеход «ГАЗ-67». «Газик», к слову, попал в Книгу рекордов России, как военный раритет, преодолевший «марафон» в 2395 километров с пушкой-сорокапяткой на фаркопе.

Интересно, что в нынешнем году почти вся эта техника, а также «Эмка» участвовала в масштабной реконструкции первого дня войны в Брестской крепости, на время «переехавшей» на родину её защитника Петра Гаврилова в село Альвидино.

 

ЗВЁЗДНЫЕ ЛИМУЗИНЫ

Вопреки досужему мнению «диванных реставраторов», собрать коллекцию американских или немецких машин и технически, и финансово намного проще, чем произведения отечественного автопрома, которые впору вписывать в специальную Красную книгу. Поэтому эксклюзивными Александр Гнедин считает именно наши машины. Исключение сделано лишь для нескольких иномарок коллекции.

 

  Александр ГНЕДИН:

александр-гнедин

Музей – дело неблагодарное. Создание полноценной автомобильной экспозиции для частного коллекционера, если он не арабский шейх, — неподъёмная задача. Другое дело, если бы это был республиканский проект.

За период тридцатых-сороковых отвечают реставрируемый «Опель-Капитан» и вполне исправный «Мерседес-Бенц-230», именуемый в среде поклонников известного фильма «Мерседесом» Штирлица». А вот лимузин «Линкольн-Таун-Кар» приветствует киноманов и меломанов из конца восьмидесятых. Первые узнают в нём модель, на которой возили Данди по прозвищу Крокодил. Но для просторов бывшего СССР важнее другое: предыдущим владельцем данного авто в техпаспорте значится «тот самый» Андрей Разин. Машина, уже практически превращённая в курятник, была выкуплена у родственников солиста «Ласкового мая» в Ставрополе и благодаря Александру Гнедину обрела вторую жизнь. Из тех же краёв в коллекцию попал и советский лимузин «ГАЗ-14». Именно эта «Чайка» возила чету Горбачёвых, покуда Михаил Сергеевич был первым секретарём Ставропольского крайкома КПСС.

 

КАК СТАТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ

О своём увлечении, ставшем смыслом жизни, Александр Гнедин говорит с юмором:

– Я 28 лет не употребляю спиртное, надо же мне чем-то заниматься!

Но, понятно, реставрация ретроавтомобилей и, к примеру, изготовление спичечных домиков не одно и то же. Просто так, «с улицы», в эту сферу не попасть. Дело требует не только огромного энтузиазма, но и специфических знаний, опыта и серьёзных вложений.

– До 1998 года у меня из транспорта был только велосипед, а жили мы тремя семьями из трёх поколений в трёхкомнатной квартире на улице Космонавтов в Казани, – рассказывает Александр Васильевич. – Потом, как афганец, получил жильё на Высокой Горе.

В Афганистане прапорщик Гнедин воевал старшим техником разведроты, после вывода советских войск служил в Монголии, в девяностые был уволен в запас с должности командира автомобильного взвода. Так что знание матчасти самой разнообразной техники и особое к ней отношение сформировались давно. Финансовая же составляющая нынешнего увлечения появилась, когда он стал директором единственного в России завода поворотных кругов для грузовых прицепов и не дал ему уйти в небытие. Остальные подобные предприятия сдались на милость китайских конкурентов.

 


Воссозданный Александром Гнединым «Остин-Путиловец» должен стать ценным экспонатом импровизированного музея. Пока что отдельные экскурсии (по договорённости с учебными заведениями и общественными движениями) приходится водить, по сути, в гараж


 

Что касается реставраторского искусства, то первоначально он работал, что называется, для души, начав в двухтысячных с «Москвича» первой модели. Кроме того, выполнял заказы знакомых автовладельцев: «кожаный салон, занавесочки…». Ну а вступив в республиканский «Авторетроклуб-21», кустарщину забросил.

– Уже шесть лет работаю только «по заводу», по чертежам, много читаю, интересуюсь технической и «человеческой» историей каждой машины. Причём не только гражданскими автомобилями, но и военной техникой. Среди реставраторов этой тематикой в республике занимаюсь только я. Но надо понимать, что на конечный результат работает команда единомышленников, и она не ограничена Татарстаном. Огромную помощь оказывает мой друг из Екатеринбурга Алексей Заславский: самые сложные наши заказы выполняет его специализированная фирма «Старая школа».

 

ЛЕНИНА ЗАКАЗЫВАЛИ?

Как исключение из правил в ангаре возле подлинных автораритетов стоит новодел, но зато какой! Броневик «Остин-Путиловец», ставший реинкарнацией той самой машины, с которой Ленин, вернувшись из эмиграции, выступал на Финляндском вокзале в Петрограде. Сделан он на основе собранных по крупицам технических и исторических описаний.

Из-за отсутствия необходимых чертежей дело дошло даже до натурных обменов экспоната Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге. В итоге броневик получился именно таким, каким был создан накануне революции.

Воссозданный Александром Гнединым «Остин-Путиловец» должен стать ценным экспонатом импровизированного музея. Пока что отдельные экскурсии (по договорённости с учебными заведениями и общественными движениями) приходится водить, по сути, в гараж. Превращение ангара, где «просто стоят» уникальные машины, в музей произойдёт, по замыслу владельца, после создания инсталляций. Каждый из образцов ретротехники будет помещён на отдельную площадку в историческом антураже. Недостаток площади для такой экспозиции возместят проектор и прочая мультимедийная аппаратура.

 

ГАЗ-67,-ГАЗ-69,-Остин-Путиловец

ГАЗ-67, ГАЗ-69, Остин-Путиловец.

 

В приложении к путиловскому броневику это будет выглядеть так: помимо машины как таковой, посетитель «вживую» увидит предметы революционной эпохи, а на экране за ним – исторические кадры. Посетители услышат и настоящую речь вождя мирового пролетариата, который будет стоять на броневике. Ростовая фигура Ильича уже заказана в Белоруссии.

Александр Васильевич представляет, как будет выглядеть экспозиция с пушками, с «Катюшей», полуторкой-самосвалом или «Эмкой». Разбавит атмосферу инсталляция типа «Мужики в гараже у «Запорожца» с газетной скатертью-самобранкой на капоте.

Однако всю эту масштабную для частной коллекции задумку он считает вынужденной мерой.

– Музей – дело неблагодарное, – говорит Александр Гнедин. – Создание полноценной автомобильной экспозиции для частного коллекционера, если он не арабский шейх, – неподъёмная задача. Другое дело, если бы это был республиканский проект. Вот в Свердловской области, в Верхней Пышме, создан великолепный комплекс, который ежегодно посещают больше двухсот тысяч человек. Я думаю, что и Татарстан, Казань достойны собственного технического музея такого уровня.

 


Фото: Сергей Балташов; Антон Шабардин
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №137 (28711)


Добавить комментарий

пожар 03.07.2020

На всякий пожарный…

Главном управлении МЧС России по РТ подвели предварительные итоги состояния пожарной безопасности в республике за полугодие....
1300
дезинфекция 03.07.2020

За чистоту процедуры

В Татарстане завершилась дезинфекция избирательных участков в рамках процедуры общероссийского голосования по вопросу внесения изменений в Конституцию страны....
1530
сабантуй 03.07.2020

Праздник плуга в режиме онлайн

Любимый татарстанцами праздник Сабантуй пройдёт в онлайн-режиме....
1620
Буданов 03.07.2020

Прогулки по Сети

Почему Интернет и социальные сети – важнейшие инструменты для молодых людей, реализующих новые проекты?...
1400
большеухая-лисица 03.07.2020

Большеухие лисицы обрели африканские имена

Самка енота Белла помогла выбрать имена для большеухих лисиц, обитающих в казанском зоопарке «Река Замбези»....
1440
  • Мнение

    Михаил МУРАШКО, министр здравоохранения РФ:

    мурашко

    Что такое нормальная жизнь? Это походы на концерты, перелёты, полноценная работа, полноценный отдых. На мой взгляд, маловероятно, что это произойдёт раньше февраля. Должна быть разорвана цепочка передачи вируса.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    4 июля

    Анатолий Иванович Шутиков (1946), художественный руководитель Государственного оркестра народных инструментов РТ, народный артист России и Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    02.07.2020
    Крик души
    4240
    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров