23 апреля 2018  1:11
Распечатать

От Елабуги до Казани

В этом году в Татарстане будет введена в эксплуатацию новая энергетическая артерия – воздушная линия 220 кВ «Щелоков-Центральная», которая позволит обеспечить столицу республики новым независимым источником питания

 

setev

Монтаж в пригороде Казани двойной анкерной опоры наро-фоминского опытного завода «Гидромонтаж».

 

В преддверии проведения в Казани чемпионата мира по футболу 2018 года и других мероприятий мирового масштаба вопрос повышения надежности энергоснабжения потребителей Казанского энергорайона становится наиболее значимым.

 

Об истории строительства ВЛ 220 кВ «Щелоков-Центральная» мы беседуем с генеральным директором ОАО «Сетевая компания» Ильшатом Фардиевым:

– Энергетическая артерия, соединяющая два энергорайона Республики Татарстан, была построена менее чем за два года, но от момента принятия решения о строительстве и до его реализации прошло несколько десятилетий.

Линии электропередачи (ЛЭП) напряжением 220–500 кВ энергосистемы республики, обеспечивающие переток мощности по направлению «Урал-Центр», были введены в работу еще в шестидесятые-восьмидесятые годы. Помимо этого, они обеспечивают резервирование электроснабжения столицы республики. Ввод в работу ВЛ 220 кВ «Щелоков-Центральная» позволит устранить «узкие места» (ограничение пропускной способности) в Казанском энергорайоне, разгрузить крупнейший центр питания Казани – ПС 500 кВ «Киндери» – и обеспечить столицу Татарстана новым независимым источником питания. Что, в свою очередь, повысит надежность и качество электроснабжения потребителей республики и позволит проводить мероприятия мирового масштаба еще на более высоком уровне.

 

– Ильшат Шаехович, вы сказали, что история строительства воздушной линии «Щелоков-Центральная» уходит корнями еще в советские годы…

 

 

Ильшат ФАРДИЕВ,
генеральный директор ОАО «Сетевая компания»:

farduev

В истории татарстанской энергетики воздушная линия «Щелоков-Центральная» после подстанций 500 кВ «Щелоков» и 220 кВ «Бегишево» стала третьим крупным объектом высокого класса напряжения, построенным в постсоветские годы.

– Да, в восьмидесятых годах Правительством СССР в Елабужском энергорайоне в составе промышленного комплекса «ЕлАЗ» было запланировано строительство подстанции 500 кВ. Но из-за геополитических изменений в стране автозавод был законсервирован, строительство подстанции было отложено на неопределенный срок. Ближе к середине 90-х годов проект строительства подстанции 500 кВ был включен в схему перспективного развития республики, но так и остался лишь на бумаге. И только с ростом промышленности, создания особой экономической зоны «Алабуга» и планируемого строительства Нижнекамского комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО» возрождается проект подстанции «Кама-500». Первоначально она называлась так, а затем была переименована в «Елабуга-500». К сожалению, когда подстанция вводилась в эксплуатацию, инициатора возрождения ее строительства, бывшего долгие годы техническим директором «Татэнерго», Юрия Владимировича Щелокова не стало. И поэтому мы приняли решение, что лучшей памятью об этой незаурядной личности станет наименование крупной подстанции в его честь…

Таким образом под напряжение мы ставили уже подстанцию «Щелоков», с открытым распределительным устройством 220 кВ, что и предопределило строительство новой линии 220 кВ «Щелоков-Центральная».

В 2009 году в рамках мероприятий по подготовке к проведению Универсиады-2013, направленных на обеспечение надежного электроснабжения объектов, участвующих в событии мирового уровня, компания выполняет работы по реконструкции основных системообразующих подстанций 500 кВ «Киндери», 220 кВ «Кутлу-Букаш», а также подстанции 220 кВ «Центральная» с расширением ОРУ 220 кВ и установкой двух ячеек с выключателями 220 кВ для новой ЛЭП.

В 2013 году благодаря мощному толчку в развитии Нижнекамского промышленного кластера поступают заявки на технологическое присоединение от АО «Аммоний», новых резидентов ОЭЗ «Алабуга», АО «ТАНЕКО». Это позволило ускорить реализацию проекта строительства подстанции 500 кВ «Щелоков». Уже в 2014 году новая подстанция 500 кВ «Щелоков» была введена в работу, и появилась возможность создания дополнительной энергетической связи между двумя крупными энергорайонами республики и выдачи дополнительной мощности потребителям Нижнекамского энергорайона.

В 2015 году начались проектно-изыскательские работы по строительству ЛЭП 220 кВ «Щелоков-Центральная». По проекту было получено положительное заключение государственной экспертизы и начато строительство.

В 2016 году в компании был создан оперативный штаб под руководством технического директора Рашата Галимзянова. В его состав вошли заместители технического директора Дмитрий Фамин и Равиль Баязитов, начальники служб управления ОАО «Сетевая компания» Сергей Гагарин, Алексей Николаев, Иван Сергеев, Александр Буравов, представители филиалов компании – директор Елабужских электрических сетей Эдуард Шаронов, директор Приволжских электрических сетей Илшат Галимзянов, главный инженер Казанских электрических сетей Игорь Евдокимов.

Контроль за ходом строительства объекта осуществляли заместитель генерального директора по инвестициям Азат Мазитов и начальник управления капитального строительства Вадим Чернов. Реализация проекта была поручена команде специалистов, возглавляемой руководителем дирекции строящихся объектов Нижнекамского энергорайона Владимиром Уржумцевым. В производственном процессе также принимали участие специалисты филиалов компании Елабужских, Казанских и Приволжских электрических сетей, которые обеспечили возможность реализации заходов новой ВЛ на подстанциях «Центральная» и «Щелоков».

 

– Для возведения столь ответственного объекта повышенной сложности требуются опытные подрядчики.

 

– Совершенно верно. Работы по строительству нового объекта выполнены под ключ (EPS-контракт), что подразумевает его сдачу заказчику уже в готовом виде. То есть в зону ответственности подрядной организации входит как проектирование, так и строительство, включая поставку, монтаж и пусконаладочные работы вводимого в эксплуатацию оборудования. Мы уже убедились в преимуществах EPS-контракта перед простым договором при строительстве подстанции 220 кВ «Бегишево». Строительство линии 220 кВ «Щелоков-Центральная» осуществлялось под руководством представителей генерального подрядчика ООО «УК «КЭР-Холдинг» – исполнительного директора Ильдара Сахабеева, руководителя проекта ВЛ Вячеслава Глазкова и его заместителя Руслана Нуруллина. Хотелось бы особо отметить субподрядные организации, задействованные в строительстве линии: «УСК Буровик», «Татэнергострой», «СВСЭСС», «КЭР-Промстрой», «ЭнергоСтройСервис», «ТатНИПИэнергопром», «КЭР-ИНЭЛ», «ГЕО Консалтинг», «И.Т.Р.», «ТехХаус», ОАО «ЦРЗО».

 

– Линия проходит через Елабужский, Мамадышский, Рыбно-Слободский и Пестречинский административные районы. Наверное, чем ближе к столице, тем больше возникало сложностей с прокладкой трассы и отводом земель?

– Действительно, для строительства высоковольтного объекта должна быть предусмотрена определенная охранная зона, занимающая немалые площади, в то время как пригород Казани отличается плотной селитебной застройкой. Проблему удалось решить при помощи применения новых технологий в строительстве многоцепных воздушных линий. В последние годы они с успехом применяются зарубежными энергетическими компаниями, но в России – это пока редкость.

 

setev2

Спецпереход через реку Вятку протяженностью более трех километров.

 

В пригороде Казани мы построили новую линию в существующих охранных зонах без дополнительного земельного отвода. Для этого опоры действующей ВЛ 220 кВ «Киндери-Центральная» демонтировались, и на этих же участках земли устанавливались новые четырехцепные опоры, на которые были подвешены провода двухцепных воздушных линий «Киндери-Центральная» и «Щелоков-Центральная». Технологию строительства многоцепных воздушных линий пришлось изучать и осваивать практически с нуля, ведь специалистов, которые способны ее реализовать в России, чрезвычайно мало.

Установленные многоцепные опоры имеют внушительные размеры. Например, промежуточная опора производства завода «Муромэнергомаш» представляет собой металлическую колонну высотой 48 метров. Располагается она на свайном монолитном фундаменте. Под каждую такую конструкцию заливается примерно 260 кубометров бетона. Глубина фундамента составляет 9 метров. Двойные анкерные опоры (наро-фоминского опытного завода «Гидромонтаж») весят более 100 тонн. Их сборка осуществлялась поэлементно, с применением специальных восьмидесятитонных автокранов. На трехкилометровом участке под Казанью установлены 22 четырехцепные опоры, пять из которых – анкерные и 17 – промежуточные. Данный участок – один из сложнейших на объекте и является гордостью Сетевой компании.

 

     языком цифр

Всего в ходе строительства линии установлено 930 опор общим весом 11,5 тыс. тонн, смонтировано 2 тыс. тонн проводов протяженностью 1 337 км и установлено почти 10 тыс. тонн фундамента. Далее в планах республиканских энергетиков объединить работу автоматизированных систем управления подстанций 500 кВ «Щелоков» и 220 кВ «Центральная», чтобы впервые в России испытать возможности цифровой автоматики нового поколения, которой оснащены перечисленные объекты.

– Насколько известно, приходилось преодолевать и водные препятствия…

– Да, тоже непростой участок – большой переход через реку Вятку, протяженность которого составляет более трех километров. При строительстве спецперехода установили три промежуточные и две анкерные опоры, которые находятся на заливных территориях и рассчитаны на большие нагрузки. Высота опор – 92–107 метров, вес – по 150 тонн. Их фундаменты повышенной прочности выполнены на буронабивных сваях с последующей заливкой ростверков монолитным бетоном, объем которого только под одну опору достигал 880 кубометров. В итоге сроки возведения спецперехода через Вятку в условиях низкого берега и необходимость завершить все работы до начала паводкового сезона стали настоящим вызовом и для нас, и для подрядчика.

Кроме того, на этом переходе впервые в Татарстане был использован так называемый Z-образный провод, который благодаря особой форме сечения обладает повышенной пропускной способностью и испытывает меньшие механические напряжения по сравнению с традиционным проводом равного диаметра. Применение такого высокотехнологичного провода снижает риски выхода линии из строя при возникновении повышенных нагрузок в виде шквалистых ветров и гололедно-изморозевых отложений, а срок его эксплуатации не менее 50 лет.

В целях обеспечения безопасности судоходства на Вятке расстояние между максимальным уровнем воды и проводом выполнено на уровне не менее 23 метров. Специально для авиации (неподалеку находится аэропорт «Бегишево». – Прим. авт.) на грозотросе спецперехода установлены маркеры – бело-красные пластиковые шары. Такую же расцветку имеют и промежуточные опоры.

 

– Применение в строительстве новых технологий и современных материалов предъявляет высокие профессиональные требования к персоналу, принимающему участие в строительстве объекта…

 

– Вы абсолютно правы: энергетики Татарстана в очередной раз продемонстрировали свой профессионализм и стремление к победе. Порой им приходилось трудиться не только в сложных ландшафтных, но и погодных условиях. Энергетики и строители, понимая высокую значимость возводимого энергообъекта и чувствуя возложенную на них ответственность, со всей отдачей погружались в работу и выполнили ее на совесть. Уверен, что появление этой линии станет важным элементом системной надежности для электросетевого комплекса республики и послужит новым импульсом в развитии экономики Татарстана.

 


Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Дата:30.10.2017
Выпуск: №160 (28348)


Добавить комментарий

tatneft 20.04.2018

Как создавали и сохраняли нефтегеологию Татарстана

ТГРУ – ровесник начала целенаправленных нефтепоисковых работ в республике....
4140
Венчурный форум_Пресс-служба Президента 19.04.2018

Инвестиции вопреки санкциям

19 апреля в Казани открылся Российский венчурный форум – центральное событие венчурной индустрии страны....
3550
view_3789287_2868026 19.04.2018

Торгуем лучше, строим меньше

Итоги исполнения консолидированного бюджета республики за 1 квартал 2018 года и задачи финансовых, казначейских и налоговых органов на 2018 год обсудили на совещании в Доме Правительства....
2380
камаз 12.04.2018

Партия новых «КамАЗов» сойдет с конвейера осенью

Первые двадцать магистральных тягачей К5 планирует выпустить КамАЗ в нынешнем сентябре....
3970
Посол_rg.ru_2 12.04.2018

Паскуале Терраччано: «В Татарстане идеальные условия для роста инвестиций»

В Казани с официальным визитом находится Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в России Паскуале Терраччано, недавно вступивший в эту должность....
1 1770
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    22 апреля

    Марат Ринатович Гафаров (1977), руководитель исполкома Дрожжановского муниципального района.

  • История в рисунках и цифрах

    16.01.1930

    12-16.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №12-16.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Я из-за таких штырей едва не угодила под колеса автобуса – торчат так кучненько на остановке возле ТК «Кольцо» (хотя…
    Здесь была елка
    19.04.2018
    Поражаюсь достижениям нашей высокой медицины – врачи творят чудеса, вытаскивая тяжело больных людей, в том числе и детей, буквально с…
    Еще раз о цене чуткости
    19.04.2018
    Это не технический сбой, это настоящая диверсия! Под шумок сбоя нерадивые коммунальщики просто решили залезть в тощие кошельки казанцев. Объясняю…
    В счет-фактурах казанцев за март из-за сбоя программы могут быть ошибки
    19.04.2018
    Я тут на днях на остановке возле парка им.Горького едва втиснулся в автобус №35А. Молодежь мне уступила место. Спасибо их…
    Еще раз о цене чуткости
    19.04.2018
    Я до пенсии работала в одном из республиканских министерств ведущим специалистом – мелкая сошка. Соответственно, сдавала декларацию о доходах и…
    Об экономическом сотрудничестве и ошибках в декларациях
    19.04.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров