Нужно признать, что молодые граждане и поколение постарше в России всё больше получают информацию через смартфоны и персональные компьютеры. Но тенденция в мире меняется. Во многих странах, в том числе и развитых, общество потихоньку начинает оправляться от шока экспансии интернета и издатели ещё раз убеждаются в ценности «бумажных» газет и журналов.
Не секрет, что в интернете полно плагиата и откровенного пиратства. Простому читателю порой трудно разобраться, где источник информации, которому можно доверять, а где пустышки и распространители фейков. Ладно, если бы вся опасность от хакеров ограничивалась ботами и накрученными лайками. Цифровые технологии несут человечеству куда более серьёзные угрозы.
Вообще, надо понимать, что с интернетом не всё так благополучно, как представляется большинству «продвинутых» пользователей. Настоящей проблемой для рядовых граждан и организаций становится интернет-мошенничество.
В официальной российской прессе недавно сообщалось, что за январь – май текущего года общее количество преступлений в России, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, увеличилось на 85,1 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Количество преступлений, совершённых с использованием расчётных пластиковых карт, возросло в 4,7 раза. Как думаете, какое отношение к интернету будет у пострадавших граждан? И надо учитывать, что их число продолжает расти семимильными шагами.
Совершенствование кибертехнологий несёт с собой и более глобальные угрозы. Уже сейчас целые государства страдают от хакеров, кибервойн. Специалисты полагают, что в недалёком будущем цифровые технологии будут уничтожаться различными вирусами, в том числе нерукотворными.
Представьте кибератаку с характеристиками, аналогичными коронавирусу. А если он там будет жить своей жизнью, и люди не смогут его контролировать? Вреда для мировой экономики будет больше, чем от любого биологического вируса. Так что, кто знает, может, ещё придётся вернуться к проводным или радиотелефонам, к печатным средствам массовой информации. Только не было бы поздно.
НЕ ТОЛЬКО ГНАТЬСЯ ЗА ПРОГРЕССОМ
Для молодёжи обсуждение такого вопроса, как печатное издание или интернет, сейчас пока не актуально. Даже представители среднего возраста перешагнули психологический барьер и просматривают новости во всемирной Сети. Но есть ещё старшее поколение, которое всё ещё газету или книгу предпочитают потрогать. И вряд ли когда эта категория граждан перекинется на электронные версии.
Не будем забывать и ещё об одной миссии печатных изданий. В архивах и музеях они превращаются в документы и срез истории. В том же интернете вам никто не даст гарантий, что информация в Сети может находиться длительное время. Так называемое облако, флеш-карты лишь временные хранилища. Программы нужно постоянно тестировать, копии информации перекидывать на несколько носителей. Словом, виртуальный мир всё ещё не является реальностью.
Многие СМИ, в частности Татарстана, продолжая выпуск печатных изданий, какое-то время назад начали создавать электронные версии газет и таким образом выкладывать весь свой контент в Паутине. При этом сайты, по признанию многих издателей, для них так и не приносят никакого дохода. А главное, отрицательно сказываются на реализации печатной продукции. И действительно, зачем читателю идти в киоск и тратить своё время и деньги на издание, если свежий номер газеты он может бесплатно почитать в интернете?
Понятно, что здесь не всё так однозначно и издателям приходится балансировать. Но с инертностью редакциям пора заканчивать. Мультиплатформенность – это хорошо, но сайты печатных изданий необходимо развивать с учётом маркетинга бумажного варианта и подписки на PDF-версии. Это когда подписываешься на газету и читаешь её при помощи электронных устройств, например планшета или смартфона. Только так газеты и журналы смогут нормально развиваться.
Вообще, периодическим изданиям необязательно тратить все силы на то, чтобы угнаться за прогрессом. Например, конкурентным преимуществом может стать размещение в них эксклюзивной информации от госорганов. Оригинальные предложения через печатную прессу могут доносить до граждан республиканские и муниципальные учреждения.
Удастся вернуть читателя среднего возраста, может, и молодёжь подтянется. При этом желательно повысить доходы непосредственно от продажи изданий и рекламы в них. После чего можно будет взяться и за остальные причины, влияющие на снижение тиражей печатных изданий Татарстана.
ДНО ЕЩЁ НЕ ПРОБИЛИ
Рынок периодической печати Казани, да и Татарстана в целом, в последние годы имеет отрицательную динамику. Это признают все участники. За последние 20–30 лет тиражи районных газет снизились на 60–70 процентов, республиканские издания выпускают десятую часть от объёмов, когда был максимальный спрос на них. Причин для снижения тиражей много, но я постараюсь выделить самые основные.
Главную причину, а именно то, что большая часть читательской аудитории печатных СМИ в последние годы перекочевала в интернет, я уже упомянул. Теперь, чтобы их вернуть, нужно очень сильно постараться.
Вторая проблема – рост издержек производства печатных версий. Труд журналиста, бумага, полиграфия, почтовые услуги обходятся издателям всё дороже. Редакциям периодических изданий приходится считать каждую копейку, на всём экономить, лишний раз не рисковать с объёмами тиражей для реализации газет в розницу.
Периодическим изданиям необязательно тратить все силы на то, чтобы угнаться за прогрессом. Например, конкурентным преимуществом может стать размещение в них эксклюзивной информации от госорганов. Оригинальные предложения через печатную прессу могут доносить до граждан республиканские и муниципальные учреждения
Негативно сказывается снижение рентабельности продаж печатных копий. Распространители, логистика и возвраты давно уже забирают большую часть выручки, а то и всю. Если издатель ещё может рассчитывать на какие-то дополнительные доходы от рекламы, у распространителя доход сидит только в наценке. Причём покупатель сейчас не готов платить за периодику реальные цены. Поэтому наценка происходит за счёт отпускной цены. Хотя и это высокую себестоимость услуг по распространению не перекрывает.
Про издержки подписных кампаний нужно вообще говорить отдельно.
И, наконец, ещё одна серьёзная проблема: от кризиса к кризису идёт снижение объёмов рекламы на рынке печатной продукции. Малый бизнес дышит пока не так хорошо, а ведь это подножный корм для газет. Крупные же производители товаров и услуг забюрократизировали свою финансовую деятельность и не особо тратятся на местечковую рекламу.
Здесь надо отметить, что подобная тенденция характерна не только для Татарстана. Во многих российских регионах также растут цены на газеты и журналы, закрываются объекты распространения и, как следствие, снижается выпуск периодики. Но так происходит не везде в мире. Например, в европейских странах издательская отрасль оправилась от негативных последствий интернета и редакторы развивают печатную версию своих газет и журналов.
ЧЕМ ПОМОЖЕТ ГОСУДАРСТВО?
В республиканском Правительстве о трудностях с периодической печатью хорошо известно. Сейчас на уровне министерств и ведомств Татарстана в числе прочего разрабатывается региональная программа по поддержке и развитию системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов. Программа рассчитана на пять лет, и к 2025 году планируется увеличить площадь торговых точек по продаже печатной продукции почти в четыре раза.
Здесь нужно отметить, что продажа газет и журналов через киоски и иные малые форматы торговли является ключевым каналом реализации периодических, прежде всего ежедневных, печатных СМИ. Норматив минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции в целом по Татарстану составляет полтора объекта на 10 000 человек. Это значит, что в Казани с населением примерно 1,25 миллиона человек должно быть не менее 188 таких пунктов продаж.
Ещё 5–10 лет назад в столице республики количество торговых объектов по распространению печати превышало 600 единиц. Сейчас, наверное, в три раза меньше. На минимуме, должно быть, и держимся. А по республике, скорее всего, никто про эти нормативы и не вспоминает. Это у нас ещё про европейские стандарты мало кто знает. В Финляндии, например, один киоск рассчитан на сто человек. Там целые армии распространителей. А в нашей республике во всех крупных сетях по розничной продаже печатных СМИ всего 350 сотрудников. И, кстати, средняя заработная плата у них 12 700 рублей.
В республиканском Правительстве о трудностях с периодической печатью хорошо известно. Сейчас на уровне министерств и ведомств Татарстана в числе прочего разрабатывается региональная программа по поддержке и развитию системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов
Для развития розничной торговли печатной продукцией Правительством предусмотрен ряд мероприятий. В частности, владельцам киосков планируется предоставлять льготы, например, по оплате электроэнергии. При строительстве и реконструкции крупных торговых и развлекательных комплексов будут внедряться требования, предусматривающие размещение киосков. Руководителей муниципальных образований будут оценивать по достижению минимальной обеспеченности населения пунктами по продаже печатной продукции.
Таким образом, программа позволит повысить активность и эффективность органов местного самоуправления республики, повысит информированность жителей об общественно-политических, социально-экономических и культурных событиях. Поможет в деле сохранения и развития государственных языков Республики Татарстан, литературы и культуры народов нашего края. Поскольку деятельность печатных СМИ является необходимым условием поддержания межэтнического мира и согласия в многонациональном регионе.