7 декабря 2019  1:53
Распечатать

Оперу заказывали?..

Опубликовано: 07.02.2019 15:11

 

КазаньОпераЛаб

 

Февраль для казанцев традиционно рифмуется с оперой. Но гурманов этого жанра нынче можно встретить не только на спектаклях Шаляпинского фестиваля.

 

В тот же день и час, когда на Шаляпинском давали «Мадам Баттерфляй» и поклонники оперной классики в очередной раз обливались слезами над судьбой несчастной Чио-Чио-сан, в двух кварталах от театра им.М.Джалиля, на улице Горького, из оркестровой ямы Тинчуринского театра тоже доносились звуки настраиваемых инструментов, и зал был полон. Само мероприятие называлось довольно скучно – подведение итогов первой казанской творческой лаборатории KazanOperaLab. Но то, что в течение двух с половиной часов происходило на глазах у публики, больше походило на чертовщину. Хор разгуливал по залу, читали рэп и мутузили друг друга клоуны, не говоря уже про сеансы «чёрной магии».

Около ста участников KazanOperaLab, включая молодежный оркестр фонда «Sforzando», «отчитались о проделанной работе» двумя камерными операми, которые создавались в течение года буквально «с нуля».

 


 В «Sforzando» ничего не декларируют, кроме собственного желания заниматься творчеством, и никогда не жалуются на то, что сегодня это стремление часто оказывается невостребованным, как и сами профессионалы. Здесь просто берут понравившуюся идею и воплощают её собственными силами


 

Действие первой – «1+6» композитора Ляйсан Абдуллиной – происходит на небольшом острове, где тем не менее есть свой Председатель, уверенный в том, что все жители только и делают, что бездельничают и пишут жалобы. Местная знахарка Сметаниха, проникнувшись сочувствием к Председателю, велит ему выпить зелье, и на утро у того появляется шесть расторопных помощников. После этого герою жить бы и радоваться, но «шестеро из ларца», взяв на себя всю его работу, готовы идти дальше и подсобить Председателю в личной жизни… В основу либретто легла сказка Артёма Силкина (директора Свияжского музея-заповедника), мораль которой вполне сообразуется с пометкой «6+». При этом, естественно, условно фольклорные персонажи сильно смахивают на современные типажи жаждущих получать от жизни «всё и сразу» (это уже заслуга режиссера Василисы Шмелёвой и художника Ксении Шачневой). Кроме того, в сочинении Ляйсан Абдуллиной явно присутствует отсылка к советской музыкальной классике «на колхозную тему», опереточный стиль и дух которой пародируют молодые исполнители, демонстрируя при этом неплохую вокальную подготовку.

Ещё более сложный ассоциативный ряд выстраивают создатели камерной оперы «Бледно-голубая точка» – композитор Ильдар Камалов, автор либретто Сюмбель Гаффарова, режиссер Булат Минкин, художник Лейсан Хусаинова и другие. Здесь практически отсутствует сюжет, а все до единого персонажи – клоуны, чья манера неуклюже двигаться и гримасничать не отменяет самый широкий спектр человеческих чувств – от любви до ненависти. Причем переход от одного состояния к другому происходит спонтанно, эта трансформация заложена прежде всего в самой музыке, и в какой-то момент начинаешь понимать, что во всей этой вроде бы дурашливой игре все меньше и меньше любви и все больше страха, агрессии… Бледно-голубая точка, как сказано в программке – это не что иное как планета Земля, а сама опера Ильдара Камалова – попытка музыкального воплощения известного послания американского астронома Карла Сагана, в котором есть такие слова: «Земля – очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы в лучах славы и триумфа они могли стать кратко­временными хозяевами части песчинки…»

 

КазаньОпераЛаб2

 

У первой казанской оперной лаборатории, стартовавшей более года назад, очень солидные кураторы, включая именитого режиссёра Василия Бархатова, композиторов Александра Маноцкова и Владимира Раннева. Поддержали проект и в Министерстве культуры Татарстана, но главным локомотивом KazanOperaLab стал 31-летний Данияр Соколов, создатель и руководитель общественного благотворительного фонда развития исполнительского искусства РТ «Sforzando». Название фонда, объединившего молодых казанских музыкантов-профессионалов и студентов консерватории, можно перевести как «усилие», и это очень символично. В «Sforzando» ничего не декларируют, кроме собственного желания заниматься творчеством, и никогда не жалуются на то, что сегодня это стремление часто оказывается невостребованным, как и сами профессионалы. Здесь просто берут понравившуюся идею и воплощают её собственными силами. Именно так, например, в свое время появился молодежный оркестр «Sforzando», который выступает сегодня на самых престижных концертных площадках. Интерес к экспериментальному музыкальному театру тоже возник не вчера. Многие помнят оперный опен-эйр на «Черном озере», вечер комической оперы в ГБКЗ им. С.Сайдашева… Все это тоже проекты «Sforzando», вылившиеся теперь в первую казанскую оперную лабораторию.

 


Ещё более сложный ассоциативный ряд выстраивают создатели камерной оперы «Бледно-голубая точка» – композитор Ильдар Камалов, автор либретто Сюмбель Гаффарова, режиссер Булат Минкин, художник Лейсан Хусаинова и другие. Здесь практически отсутствует сюжет, а все до единого персонажи – клоуны, чья манера неуклюже двигаться и гримасничать не отменяет самый широкий спектр человеческих чувств – от любви до ненависти


 

По словам приехавшей на казанскую премьеру эксперта «Золотой маски» Ларисы Барыкиной, потянуть такой проект сегодня могут далеко не везде, нечто подобное сейчас пытаются делать только в Москве. «Шедевров никто не гарантирует, но почву рыхлить надо. В лаборатории сам процесс всегда важнее результата», – отметила гостья.

Об окончательных итогах казанской лаборатории говорить рано. Продолжаются мастер-классы и подготовка к очередной премьере (в конце февраля в рамках лаборатории будет представлена камерная опера на татарском языке «Минем Такташ»). Рано ставить точку и в тех театральных проектах, которые уже вынесены на суд зрителей. Это как раз тот случай, когда премьера – только начало пути. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в культурный ландшафт столицы Татарстана, наряду с классической оперой, вполне вписывается и экспериментальный музыкальный театр, который подпитывает творческая энергия молодых талантливых авторов. А самое главное – у этого театра есть публика, и она ждёт продолжения эксперимента.

 


Фото: Рамис НАЗМИЕВ
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №18 (28592)


Добавить комментарий

IMG_3095 06.12.2019

Радиационная карта республики стала абсолютно чистой

Чистопольский район и весь Татарстан избавили от опасного наследства прошлого, о котором многие даже не догадывались....
1070
жемяужина-россии 06.12.2019

Для творчества границ не существует

«Конкурс «Жемчужина Татарстана», который уже шестой год проводится среди женщин с инвалидностью, - уникальный....
1050
дни-научного-кино 06.12.2019

Поклонникам интеллектуального досуга

Фестиваль актуального научного кино (ФАНК) пройдёт 9 и 10 декабря в казанском Центре современной культуры «Смена»....
980
Явдат-Фаттахов 05.12.2019

Невостребованное руно и дорогое мясо

Только ли недостаток пастбищ мешает производить баранину...
1970
волна1 05.12.2019

Оргкомитет для «Новой волны»

Правительство Татарстана взяло на контроль организацию международного конкурса молодых исполнителей «Новая волна»....
1400
  • Мнение

    Виктор КУЗНЕЦОВ, советник губернатора Самарской области:

    Кузнецов

    В СССР по итогам соцсоревнования лучшие регионы и республики получали новые  перспективы для сотен тысяч людей. Мы с переменным успехом конкурировали с Татарией: мы получили АвтоВАЗ, а они чуть позже – КамАЗ. В Самаре чуть раньше, чем в Казани начали строить метро. Но с тех пор Татарстан намного опередил нас. Сейчас мы возвращаемся к исходным позициям.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    7 декабря

    Роман Рамизович Фатхутдинов (1985), глава администрации Советского района Казани.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров