25 августа 2019  3:36
Распечатать

Оперу заказывали?..

Опубликовано: 07.02.2019 15:11

 

КазаньОпераЛаб

 

Февраль для казанцев традиционно рифмуется с оперой. Но гурманов этого жанра нынче можно встретить не только на спектаклях Шаляпинского фестиваля.

 

В тот же день и час, когда на Шаляпинском давали «Мадам Баттерфляй» и поклонники оперной классики в очередной раз обливались слезами над судьбой несчастной Чио-Чио-сан, в двух кварталах от театра им.М.Джалиля, на улице Горького, из оркестровой ямы Тинчуринского театра тоже доносились звуки настраиваемых инструментов, и зал был полон. Само мероприятие называлось довольно скучно – подведение итогов первой казанской творческой лаборатории KazanOperaLab. Но то, что в течение двух с половиной часов происходило на глазах у публики, больше походило на чертовщину. Хор разгуливал по залу, читали рэп и мутузили друг друга клоуны, не говоря уже про сеансы «чёрной магии».

Около ста участников KazanOperaLab, включая молодежный оркестр фонда «Sforzando», «отчитались о проделанной работе» двумя камерными операми, которые создавались в течение года буквально «с нуля».

 


 В «Sforzando» ничего не декларируют, кроме собственного желания заниматься творчеством, и никогда не жалуются на то, что сегодня это стремление часто оказывается невостребованным, как и сами профессионалы. Здесь просто берут понравившуюся идею и воплощают её собственными силами


 

Действие первой – «1+6» композитора Ляйсан Абдуллиной – происходит на небольшом острове, где тем не менее есть свой Председатель, уверенный в том, что все жители только и делают, что бездельничают и пишут жалобы. Местная знахарка Сметаниха, проникнувшись сочувствием к Председателю, велит ему выпить зелье, и на утро у того появляется шесть расторопных помощников. После этого герою жить бы и радоваться, но «шестеро из ларца», взяв на себя всю его работу, готовы идти дальше и подсобить Председателю в личной жизни… В основу либретто легла сказка Артёма Силкина (директора Свияжского музея-заповедника), мораль которой вполне сообразуется с пометкой «6+». При этом, естественно, условно фольклорные персонажи сильно смахивают на современные типажи жаждущих получать от жизни «всё и сразу» (это уже заслуга режиссера Василисы Шмелёвой и художника Ксении Шачневой). Кроме того, в сочинении Ляйсан Абдуллиной явно присутствует отсылка к советской музыкальной классике «на колхозную тему», опереточный стиль и дух которой пародируют молодые исполнители, демонстрируя при этом неплохую вокальную подготовку.

Ещё более сложный ассоциативный ряд выстраивают создатели камерной оперы «Бледно-голубая точка» – композитор Ильдар Камалов, автор либретто Сюмбель Гаффарова, режиссер Булат Минкин, художник Лейсан Хусаинова и другие. Здесь практически отсутствует сюжет, а все до единого персонажи – клоуны, чья манера неуклюже двигаться и гримасничать не отменяет самый широкий спектр человеческих чувств – от любви до ненависти. Причем переход от одного состояния к другому происходит спонтанно, эта трансформация заложена прежде всего в самой музыке, и в какой-то момент начинаешь понимать, что во всей этой вроде бы дурашливой игре все меньше и меньше любви и все больше страха, агрессии… Бледно-голубая точка, как сказано в программке – это не что иное как планета Земля, а сама опера Ильдара Камалова – попытка музыкального воплощения известного послания американского астронома Карла Сагана, в котором есть такие слова: «Земля – очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы в лучах славы и триумфа они могли стать кратко­временными хозяевами части песчинки…»

 

КазаньОпераЛаб2

 

У первой казанской оперной лаборатории, стартовавшей более года назад, очень солидные кураторы, включая именитого режиссёра Василия Бархатова, композиторов Александра Маноцкова и Владимира Раннева. Поддержали проект и в Министерстве культуры Татарстана, но главным локомотивом KazanOperaLab стал 31-летний Данияр Соколов, создатель и руководитель общественного благотворительного фонда развития исполнительского искусства РТ «Sforzando». Название фонда, объединившего молодых казанских музыкантов-профессионалов и студентов консерватории, можно перевести как «усилие», и это очень символично. В «Sforzando» ничего не декларируют, кроме собственного желания заниматься творчеством, и никогда не жалуются на то, что сегодня это стремление часто оказывается невостребованным, как и сами профессионалы. Здесь просто берут понравившуюся идею и воплощают её собственными силами. Именно так, например, в свое время появился молодежный оркестр «Sforzando», который выступает сегодня на самых престижных концертных площадках. Интерес к экспериментальному музыкальному театру тоже возник не вчера. Многие помнят оперный опен-эйр на «Черном озере», вечер комической оперы в ГБКЗ им. С.Сайдашева… Все это тоже проекты «Sforzando», вылившиеся теперь в первую казанскую оперную лабораторию.

 


Ещё более сложный ассоциативный ряд выстраивают создатели камерной оперы «Бледно-голубая точка» – композитор Ильдар Камалов, автор либретто Сюмбель Гаффарова, режиссер Булат Минкин, художник Лейсан Хусаинова и другие. Здесь практически отсутствует сюжет, а все до единого персонажи – клоуны, чья манера неуклюже двигаться и гримасничать не отменяет самый широкий спектр человеческих чувств – от любви до ненависти


 

По словам приехавшей на казанскую премьеру эксперта «Золотой маски» Ларисы Барыкиной, потянуть такой проект сегодня могут далеко не везде, нечто подобное сейчас пытаются делать только в Москве. «Шедевров никто не гарантирует, но почву рыхлить надо. В лаборатории сам процесс всегда важнее результата», – отметила гостья.

Об окончательных итогах казанской лаборатории говорить рано. Продолжаются мастер-классы и подготовка к очередной премьере (в конце февраля в рамках лаборатории будет представлена камерная опера на татарском языке «Минем Такташ»). Рано ставить точку и в тех театральных проектах, которые уже вынесены на суд зрителей. Это как раз тот случай, когда премьера – только начало пути. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в культурный ландшафт столицы Татарстана, наряду с классической оперой, вполне вписывается и экспериментальный музыкальный театр, который подпитывает творческая энергия молодых талантливых авторов. А самое главное – у этого театра есть публика, и она ждёт продолжения эксперимента.

 


Фото: Рамис НАЗМИЕВ
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №18 (28592)


Добавить комментарий

ирада-аюпова1 24.08.2019

Не только рабочая специальность, но и пища для души

Деталями программы культурных событий в Казани поделилась министр культуры республики Ирада Аюпова....
1330
Олимпиады-для-рабочих-рук 23.08.2019

WorldSkills-2019: болеем за наших!

В «Казань Экспо» начался соревновательный этап чемпионата мира по рабочим профессиям....
3060
выставка-«Люди-труда» 23.08.2019

Брызги без шампанского

В международном аэропорту «Казань» открылась выставка «Люди труда», приуроченная к началу 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan – 2019....
1820
сбор-школьника 23.08.2019

Дорогое наше первое сентября

Сколько стоит собрать ребенка в школу....
1910
туристы 23.08.2019

Дорогие гости, не спешите уезжать!

Проведение чемпионата Worldskills в Казани способно вызвать информационную волну в нашей стране и за её пределами, которая придаст импульс притоку туристов в нашу республику....
2120
  • Мнение

    Айрат ФАРРАХОВ, депутат Госдумы РФ от Татарстана:

    ФАРРАХОВ

    80 процентов медицинской помощи граждане получают на уровне первичного звена. При этом объём его финансирования составляет лишь 20 процентов от всей системы здравоохранения. Важно перераспределить средства господдержки так, чтобы доля первичной медпомощи существенно выросла. Это возможно за счёт технологий, которые уже есть в Татарстане, – одноканального финансирования и так называемого фондодержания.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    25 августа

    Курбан Бекиевич Бердыев (1952), бывший дважды главный тренер футбольного клуба «Рубин».

    Ленар Ринатович Габдурахманов (1980), начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану.

    Владимир Александрович Леонов (1977), министр спорта Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров