19 апреля 2019  13:32
Распечатать

Оперу заказывали?..

Опубликовано: 07.02.2019 15:11

 

КазаньОпераЛаб

 

Февраль для казанцев традиционно рифмуется с оперой. Но гурманов этого жанра нынче можно встретить не только на спектаклях Шаляпинского фестиваля.

 

В тот же день и час, когда на Шаляпинском давали «Мадам Баттерфляй» и поклонники оперной классики в очередной раз обливались слезами над судьбой несчастной Чио-Чио-сан, в двух кварталах от театра им.М.Джалиля, на улице Горького, из оркестровой ямы Тинчуринского театра тоже доносились звуки настраиваемых инструментов, и зал был полон. Само мероприятие называлось довольно скучно – подведение итогов первой казанской творческой лаборатории KazanOperaLab. Но то, что в течение двух с половиной часов происходило на глазах у публики, больше походило на чертовщину. Хор разгуливал по залу, читали рэп и мутузили друг друга клоуны, не говоря уже про сеансы «чёрной магии».

Около ста участников KazanOperaLab, включая молодежный оркестр фонда «Sforzando», «отчитались о проделанной работе» двумя камерными операми, которые создавались в течение года буквально «с нуля».

 


 В «Sforzando» ничего не декларируют, кроме собственного желания заниматься творчеством, и никогда не жалуются на то, что сегодня это стремление часто оказывается невостребованным, как и сами профессионалы. Здесь просто берут понравившуюся идею и воплощают её собственными силами


 

Действие первой – «1+6» композитора Ляйсан Абдуллиной – происходит на небольшом острове, где тем не менее есть свой Председатель, уверенный в том, что все жители только и делают, что бездельничают и пишут жалобы. Местная знахарка Сметаниха, проникнувшись сочувствием к Председателю, велит ему выпить зелье, и на утро у того появляется шесть расторопных помощников. После этого герою жить бы и радоваться, но «шестеро из ларца», взяв на себя всю его работу, готовы идти дальше и подсобить Председателю в личной жизни… В основу либретто легла сказка Артёма Силкина (директора Свияжского музея-заповедника), мораль которой вполне сообразуется с пометкой «6+». При этом, естественно, условно фольклорные персонажи сильно смахивают на современные типажи жаждущих получать от жизни «всё и сразу» (это уже заслуга режиссера Василисы Шмелёвой и художника Ксении Шачневой). Кроме того, в сочинении Ляйсан Абдуллиной явно присутствует отсылка к советской музыкальной классике «на колхозную тему», опереточный стиль и дух которой пародируют молодые исполнители, демонстрируя при этом неплохую вокальную подготовку.

Ещё более сложный ассоциативный ряд выстраивают создатели камерной оперы «Бледно-голубая точка» – композитор Ильдар Камалов, автор либретто Сюмбель Гаффарова, режиссер Булат Минкин, художник Лейсан Хусаинова и другие. Здесь практически отсутствует сюжет, а все до единого персонажи – клоуны, чья манера неуклюже двигаться и гримасничать не отменяет самый широкий спектр человеческих чувств – от любви до ненависти. Причем переход от одного состояния к другому происходит спонтанно, эта трансформация заложена прежде всего в самой музыке, и в какой-то момент начинаешь понимать, что во всей этой вроде бы дурашливой игре все меньше и меньше любви и все больше страха, агрессии… Бледно-голубая точка, как сказано в программке – это не что иное как планета Земля, а сама опера Ильдара Камалова – попытка музыкального воплощения известного послания американского астронома Карла Сагана, в котором есть такие слова: «Земля – очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы в лучах славы и триумфа они могли стать кратко­временными хозяевами части песчинки…»

 

КазаньОпераЛаб2

 

У первой казанской оперной лаборатории, стартовавшей более года назад, очень солидные кураторы, включая именитого режиссёра Василия Бархатова, композиторов Александра Маноцкова и Владимира Раннева. Поддержали проект и в Министерстве культуры Татарстана, но главным локомотивом KazanOperaLab стал 31-летний Данияр Соколов, создатель и руководитель общественного благотворительного фонда развития исполнительского искусства РТ «Sforzando». Название фонда, объединившего молодых казанских музыкантов-профессионалов и студентов консерватории, можно перевести как «усилие», и это очень символично. В «Sforzando» ничего не декларируют, кроме собственного желания заниматься творчеством, и никогда не жалуются на то, что сегодня это стремление часто оказывается невостребованным, как и сами профессионалы. Здесь просто берут понравившуюся идею и воплощают её собственными силами. Именно так, например, в свое время появился молодежный оркестр «Sforzando», который выступает сегодня на самых престижных концертных площадках. Интерес к экспериментальному музыкальному театру тоже возник не вчера. Многие помнят оперный опен-эйр на «Черном озере», вечер комической оперы в ГБКЗ им. С.Сайдашева… Все это тоже проекты «Sforzando», вылившиеся теперь в первую казанскую оперную лабораторию.

 


Ещё более сложный ассоциативный ряд выстраивают создатели камерной оперы «Бледно-голубая точка» – композитор Ильдар Камалов, автор либретто Сюмбель Гаффарова, режиссер Булат Минкин, художник Лейсан Хусаинова и другие. Здесь практически отсутствует сюжет, а все до единого персонажи – клоуны, чья манера неуклюже двигаться и гримасничать не отменяет самый широкий спектр человеческих чувств – от любви до ненависти


 

По словам приехавшей на казанскую премьеру эксперта «Золотой маски» Ларисы Барыкиной, потянуть такой проект сегодня могут далеко не везде, нечто подобное сейчас пытаются делать только в Москве. «Шедевров никто не гарантирует, но почву рыхлить надо. В лаборатории сам процесс всегда важнее результата», – отметила гостья.

Об окончательных итогах казанской лаборатории говорить рано. Продолжаются мастер-классы и подготовка к очередной премьере (в конце февраля в рамках лаборатории будет представлена камерная опера на татарском языке «Минем Такташ»). Рано ставить точку и в тех театральных проектах, которые уже вынесены на суд зрителей. Это как раз тот случай, когда премьера – только начало пути. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в культурный ландшафт столицы Татарстана, наряду с классической оперой, вполне вписывается и экспериментальный музыкальный театр, который подпитывает творческая энергия молодых талантливых авторов. А самое главное – у этого театра есть публика, и она ждёт продолжения эксперимента.

 


Фото: Рамис НАЗМИЕВ
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №18 (28592)


Добавить комментарий

школа-33 19.04.2019

Если надо, и арабский выучат

Образовательная программа «Одна школа – одна страна», действующая в Татарстане в рамках подготовки к предстоящему мировому чемпионату WorldSkills, направлена на то, чтобы повысить престиж рабочих профессий для школьников....
460
дни-татарстана 18.04.2019

Наводим новые мосты дружбы

В Уфе завершились Дни Татарстана в Башкортостане....
1570
симфа 18.04.2019

Секреты и сюрпризы «Симхи»

28 апреля в Казани в Большом концертном зале им. С.Сайдашева состоится юбилейный концерт известного ансамбля клезмерской музыки «Симха», отмечающего в этом году своё тридцатилетие....
1290
режиссёрская-лаборатория 18.04.2019

Татарский ТЮЗ уходит от штампов

Четыре эскиза спектаклей за один вечер показали в театре юного зрителя им. Г. Кариева....
1510
Ильдар-Гайнуллин 18.04.2019

Молодых программистов в Татарстане всегда ждут

Ученик казанского лицея им.Лобачевского КФУ Ильдар Гайнуллин стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по информатике и ИКТ среди десятиклассников....
1290
  • Мнение

    Александр КАЛИНИН, руководитель бизнес-объединения «Опора России»:

    Александр-Калинин

    Мы законодательно придем к тому, что самозанятые –  это полноценные субъекты малого и среднего предпринимательства, и на них должны распространяться аналогичные для МСП льготы. Будем выступать за то, чтобы с 2020 года специальный налоговый режим для самозанятых,  действующий пока в Москве, Московской, Калужской областях и в Татарстане, распространился на все регионы.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    19 апреля

    Анатолий Николаевич Егоров (1948), живописец, лауреат премии им. Б.Урманче.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров