29 февраля 2020  15:57
Распечатать

Они ковали оборонную мощь страны

Опубликовано: 23.09.2019 14:42

 

фотовыставка-«Люди-труда»

 

В столице Татарстана открылась фотовыставка «Люди труда», организованная Казанским авиастроительным заводом им. С.П.Горбунова.

 

ГОРДОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

Если вам когда-либо мечталось окунуться в рабочую атмосферу самолётостроения, то вам стоит посетить ДК им. Ленина, где проходит тематическая фотовыставка, приуроченная к прошедшему в Казани чемпионату мира рабочих профессий WorldSkills. На стендах можно увидеть цветные изображения рабочих Казанского авиазавода и мысленно перенестись в производственные цеха режимного предприятия, куда посторонним вход был всегда закрыт.

Вот фотография слесаря-сборщика летательных аппаратов пятого разряда Марселя Шарафутдинова, рассматривающего рабочие чертежи конструкции салона самолёта. А это – сборщик-клепальщик пятого разряда Рафис Мингалимов во время крепления внутренней обшивки воздушного транспорта. Авиационный механик по планеру и двигателям пятого разряда Леонид Устимов на фоне «стальной птицы» говорит по рации, а инженер-испытатель Алексей Логунов переключает тумблер на щите приборов.

 

Алексей-Логунов

 

Все эти и другие запечатлённые на снимках люди – гордость предприятия, передовики производства. Их фотографии внимательно рассматривают посетители  пришедшие на выставку. Это и студенты, решившие связать свою судьбу с Казанским авиационным заводом, и ветераны труда, находящиеся на заслуженном отдыхе.

 

«ЗНАЛ КОРОЛЁВА, НО НЕ ЗНАЛ, ЧТО ЭТО ОН»

93-летний Николай Степанович Анекин работал на заводе во время войны и даже общался с великим конструктором академиком Королёвым.

Как известно, Сергей Павлович был направлен на Казанский авиазавод в то время, когда был незаслуженно осуждён на восемь лет заключения. Сначала он находился в московской спецтюрьме НКВД, где разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и ракетного перехватчика.

В 1942 году Королёва переводят в другое конструкторское бюро тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе №16, где велись работы над ракетными двигателями для авиации. Здесь он активно воплощал идею их использования для сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик машин во время воздушного боя.

В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.

 

Ветеран-Николай-Анекин

 

В июле 1944 года Сергея Павловича по личному указанию Сталина досрочно освободили из заключения со снятием судимости, после чего он ещё год проработал в Казани. В авиационном институте Королёва помнят как одного из первых преподавателей на кафедре реактивных двигателей, которая на тот момент являлась уникальной в своём роде.

– В то время всё было настолько законспирировано, что Королёва мы знали под другой фамилией – Смирнов или Соколов, точно не помню, – рассказывает Николай Степанович. – Можно сказать, что я знал Королёва, но не знал, что это он. Когда начальник цеха нас познакомил, Сергей Павлович обратился ко мне тепло, по-отечески, назвал меня «сынком» и сделал заказ на изготовление штуцеров для ускорителя реактивного авиационного двигателя. Тогда мне было всего 15 лет и я работал слесарем, позже стал фрезеровщиком-зуборезчиком, делал шестерёнки. Только после войны мы узнали, что имели дело с самим Королёвым.

До войны Николай Анекин жил в Москве, был курсантом так называемого «ремёсленного училища», которое в 1941 году следом за авиазаводом было эвакуировано в Казань. На предприятии начал работать с 14 лет. Рабочие завода трудились по 12 часов в сутки, выпустили сотни боевых самолётов и тем самым внесли большой вклад в Великую Победу. За самоотверженный труд Анекин награждён четырьмя медалями, был удостоен знака «Победитель социалистического соревнования». Здесь же на заводе он встретил свою будущую супругу Антонину Максимовну, работавшую в секретном отделе. Примечательно, что дети Анекиных – Наталья и Александр также посвятили себя работе на авиазаводе. На заслуженный отдых основатель трудовой династии вышел в 1987 году.

 

«НАС БЫЛО ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ»

Ещё одна моя собеседница Римма Ивановна Белова до выхода на пенсию возглавляла Совет ветеранов Казанского авиазавода.

– Начиная с 1960 года, я трудилась в цехе покрытий, обрабатывала и красила детали самолёта для защиты от коррозии, – вспоминает она. – А в 1979-м гендиректор Виталий Егорович Копылов назначил меня главным химиком. Я была ведущим специалистом по связям с предприятиями-партнёрами, выпускающими авиационную технику. Вместе с другими специалистами ездила в командировки, изучала и внедряла у себя в объединении им. Горбунова передовые технологии. Нас тогда на заводе 30 тысяч человек работали, в десять раз больше, чем сейчас!

 


При Копылове Казань стала флагманом отечественного самолётостроения. Его внимательное отношение к людям, умение увлечь их, организаторские способности, честность, порядочность, а вместе с тем требовательность снискали большое уважение в огромной трудовой семье авиастроителей


 

Ветераны тепло вспоминают о Копылове, внёсшем огромный вклад в развитие авиационной промышленности страны. При нём на Казанском авиазаводе был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62 и стратегического бомбардировщика Ту-160, а в цехах лениногорского филиала было организовано конвейерное производство лодок «Казанка» и «Казанка 2М». При Копылове Казань стала флагманом отечественного самолётостроения. Его внимательное отношение к людям, умение увлечь их, организаторские способности, честность, порядочность, а вместе с тем требовательность снискали большое уважение в огромной трудовой семье авиастроителей. По инициативе Виталия Егоровича при КАПО был основан домостроительный комбинат, и для тружеников завода ежегодно сдавалось до 30 тысяч квадратных метров жилья.

 

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ

В торжественном открытии фотовыставки, состоявшемся 20 сентября, приняли участие представители министерства промышленности и торговли республики, администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани.

Приветствуя коллег, ветеранов и гостей мероприятия, заместитель начальника отдела оборонного комплекса министерства промышленности и торговли республики Владимир Иванык отметил, что Казанский авиационный завод является уникальным авиастроительным комплексом с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, где строятся мощнейшие самолёты марки «Ту».

Он также отметил, что Дворец культуры имени Ленина местом проведения фотовыставки выбран неслучайно. Он был построен заводчанами на 40-летие ТАССР.  А в следующем году наша республика отметит 100-летие с момента образования.

В программе торжественной части открытия фотовыставки для посетителей был организован небольшой концерт, гостям вручили памятные сувениры. Выставка будет работать по 27 сентября.

 


Фото: Шамиль Багаутдинов, "РТ"
Автор статьи: БАГАУТДИНОВ Шамиль
Выпуск: №140 (28714)


Добавить комментарий

чайка 28.02.2020

«Чайка» станет первой ласточкой

Впервые в России пассажирское судно оснастят двигателями, работающими на сжиженном природном газе....
2020
самозанятые 28.02.2020

Самозанятым обещают по сто тысяч

Сотню лучших самозанятых Казани поощрят солидными грантами....
2260
елабуга 28.02.2020

Двадцать задач для Елабуги

Двадцать задач на 2020 год поставило перед собой руководство Елабуги. Планы выглядят весьма амбициозными....
2680
масленница 28.02.2020

Проводим зиму, вспомним старину!

Ежегодно на острове-граде Свияжске Зеленодольского района проходит увлекательное торжество – Свияжская Масленица....
2120
охраняемая-природная-территория 28.02.2020

Особо охраняемых территорий становится больше

Пять новых особо охраняемых природных территорий будет создано в республике в ближайшее время. Их проекты находятся в завершающей стадии....
2190
  • Мнение

    Виктор ЗУЕВ, почётный вице-президент Российской академии естественных наук:

    ЗУЕВ

    Люди боятся коронавируса. Это заболевание, которое было вызвано новым вирусом, – потому такая неожиданная реакция. Особенности недуга – низкая летальность (2,5–3 процента), но при этом вирус очень заразен. В группу риска, как и при вспышке любой другой инфекции, попадают пожилые, беременные и люди с ослабленным иммунитетом или хроническими заболеваниями.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    28 февраля

    Шамсия Гатуфовна Зигангирова, поэтесса, заслуженный деятель искусств Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров