24 октября 2019  7:58
Распечатать

Ольга Скепнер: Джаз – это моя жизнь

Опубликовано: 27.12.2018 15:42

 

Ольга-Скепнер

 

Ольга Скепнер – джазовая вокалистка, музыковед, педагог, директор Art of Jazz Company, основатель и музыкальный директор Международного фестиваля «JAZZ в усадьбе Сандецкого» («Jazz в Кремле с Ольгой Скепнер»). Накануне открытия четвёртого сезона джазового фестиваля Hotel de ville в Казанской ратуше она рассказала о казанской истории джаза, о проблемах, с которыми сталкивается джазовое движение в нашем городе, и о самом фестивале.

 

– Согласны ли вы с распространённым в Казани мнением, что столица Татарстана чуть ли не третья джазовая столица в России?

– Мне кажется, это явный перебор – говорить о какой-то её глобальной роли в рамках страны.

История была. С конца сороковых годов здесь работал оркестр Лундстрема. И то, что маэстро делал обработки татарских песен и составлял из них программы концертов, в итоге для национальной культуры Татарстана стало, безусловно, неоценимым явлением. Много лет работал в Казани и Виктор Деринг со своим оркестром. Играли они в кинотеатрах, в ресторанах, на танцплощадках. Хотя это и не всегда был джаз в чистом виде, поскольку играли и популярные советские мелодии, и народную музыку. Но в Казани вообще всегда всего было много, и всё, как всегда, было эклектически смешано.

Разумеется, большую роль в развитии джазовой культуры казанцев сыграл клуб Игоря Григорьевича Зисера «Джазовый перекрёсток», который с перерывами существовал почти двадцать лет. Но безвременье конца прошлого века и начала нынешнего сыграли свою роль в уничтожении всяческой культуры, в том числе и джазовой. Тогда из Казани уехали в Москву, Петербург, за границу все джазовые музыканты. И я считаю, что до сих пор в Казани джаза нет.

 


В Казани есть филармонический джазовый оркестр. У него есть концертная площадка. Но работают здесь по абонементам, то есть это опять разовые концерты. И зрителю нужно «жить» от одного концерта до другого. Нужны джаз-клубы. Чтобы было место, где будут «вариться», тусоваться, творить джазовые музыканты каждый день


 

– Да как же так? А сколько концертов было! В УНИКСе, в «Пирамиде», в клубе Менжинского… Душу грел и джаз-клуб «Весёлый Роджер», наконец.

– Так всё это, как правило, одиночные проекты. Ну выступишь разок, и всё… Но джаза как явления, как особенности казанской музыкальной культуры не было. Да, с 2002 года я открыла продюсерский центр Art of Jazz Company, стала давать свои концерты, была гостем многих телевизионных программ «Джазовый перекрёсток» (за приглашения в которые я очень благодарна Игорю Григорьевичу).

Честно сказать, все программы концертов я делала просто под себя и ради себя. Потому что джаз – это моя жизнь, потому что я хочу петь вот с этим музыкантом, или вот с этим из Америки, или вот с этим из Бразилии. Вот это моё «хочу» толкало на «подвиги». Я составляла программу, искала музыкантов, каких-то инвесторов. Ведь это совсем не коммерческая, а, скорее, просветительская деятельность. Просто хочу, чтобы как можно больше людей полюбили джаз, узнали и познакомились с той музыкой, которую я так люблю.

У нас никогда не было рекламы (просто не было на это денег), а все мои программы собирали зрителей только благодаря сарафанному радио. И надо сказать, что почти всегда с аншлагами. Так что я совершенно убеждена, что в Казани есть интерес к джазу, есть его любители.

 

– И при этом вы всё-таки утверждаете, что в Казани нет джаза?

– Нет и, похоже, в ближайшее время не будет. Я говорю о «фундаментальном» джазе. Как в Америке, например, или хотя бы в Петербурге и Москве.

В Казани есть филармонический джазовый оркестр. У него есть концертная площадка. Но работают здесь по абонементам, то есть это опять разовые концерты. И зрителю нужно «жить» от одного концерта до другого. Нужны джаз-клубы. Чтобы было место, где будут «вариться», тусоваться, творить джазовые музыканты каждый день.

Ну скажите… Человек после работы захотел отдохнуть и просто послушать живой джаз. Куда он пойдёт? У нас нет, как я называю, джазовой инфраструктуры, музыкантам играть негде. Им нужны ежедневные площадки, им нужна самореализация. Тогда они не будут уезжать из Казани, отработав концерт. И музыканты в стране есть. Как только появится у нас постоянное, удобное место для их работы, они сразу сюда потянутся. Казани нужен свой джазовый клуб, который мы много лет безуспешно пытаемся создать.

В городе прекрасные условия для развития классического искусства, классической музыки (театры, концертные залы и площадки). Но джаз – музыка другая, у неё своя специфика, требующая особой акустики, особого звука, особой атмосферы. А это очень дорогое удовольствие, ведь звук, инструменты, рояль  довольно большие затраты для учредителей клуба, организаторов концертов. Так что организаторы концертов и сами джазмены работают у нас практически ради искусства.

 


У меня масса идей. Работаю от себя – не от Министерства культуры, не от мэрии Казани. Наши фестивали и концерты могут быть под их патронажем, в некоторые годы они мне помогали. Но нужны постоянные соратники, инвесторы, влюблённые в джаз, нужны площадки, хотя бы пара музыкальных клубов-ресторанов, где каждый день будут играть только высокопрофессиональные музыканты


 

– Но ведь, несмотря на все это, в Казани много лет успешно развивался проект «JAZZ в усадьбе Сандецкого», проходили различные фестивали. В ратуше состоится концерт White Сhristmas. Есть у нас и джаз-клуб «Старый рояль»…

– Фестиваль «JAZZ в усадьбе Сандецкого», как все знают, не существует больше на прежнем месте. Вот уже два года подряд я его делаю в Кремле. У нас произошла смена места и ребрендинг: «JAZZ в Кремле с Ольгой Скепнер». Я больше привязываю свой фестиваль не к географическому пространству, а только к своей личности. Думаю, так правильно. Проводить этот длительный (в течение двух месяцев) фестиваль – задача не из лёгких. И пока в следующем году я сделаю перерыв, остановку.

В ратуше тоже очень «трудный» зал с точки зрения акустики. Скорее, он больше подходит для классической музыки.

Да, пока мы ещё «теплимся» благодаря «Старому роялю», но это совсем не джаз-клуб. Это музыкальный ресторан. Разная публика, разная музыка, небольшое помещение на пятьдесят-шестьдесят мест, а в рамках клубных концертов необходима аудитория около двухсот человек, чтобы окупить проект.

У меня масса идей. Работаю от себя – не от Министерства культуры, не от мэрии Казани. Наши фестивали и концерты могут быть под их патронажем, в некоторые годы они мне помогали. Но нужны постоянные соратники, инвесторы, влюблённые в джаз, нужны площадки, хотя бы пара музыкальных клубов-ресторанов, где каждый день будут играть только высокопрофессиональные музыканты.

Я знаю, как собрать людей, привлечь, как объединить их, как влюбить в эту музыку. Представляю зрителям только качественную музыку. Но стоять у руля ресторана-клуба, стать бизнес-вумен и забыть о музыке, о всех своих песнях, обо всём… Нет, я так не хочу! Так что пока мечты о настоящем казанском джаз-клубе, имеющем несколько площадок, на которые не стыдно пригласить музыкантов со всего мира, так и остаются мечтами…

 


Фото: userapi.com
Автор статьи: КУДРЯВЦЕВА Елена
Выпуск: №191 (28573)


Добавить комментарий

минтимер-шаймиев 23.10.2019

Минтимер Шаймиев провёл совещание по воссозданию собора

Минтимер Шаймиев провёл рабочее совещание на месте воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери на территории Казанского Богородицкого монастыря....
1300
Маяковский2 22.10.2019

«Я на татарском прочитаю «Левый марш»

Казанский след Маяковского от фотокора Лаптева. Остался он благодаря фотокорреспонденту газеты «Красная Татария»....
1890
институт-культуры1 21.10.2019

Институту культуры – полвека

Президент Рустам Минниханов побывал на праздничном концерте, посвященном 50-летию Казанского государственного института культуры....
1790
Холмстер 21.10.2019

Классика с грузинским акцентом

В Казани прошли гастроли Тбилисского театра им. А.Грибоедова....
1940
институт-культуры 18.10.2019

Полвека служения культуре

Казанскому государственному институту культуры – 50 лет. Уже на протяжении полувека здесь готовят актёров, режиссёров, танцоров и даже библиотекарей....
2930
  • Мнение

    Дмитрий АНИСИМОВ, председатель комитета ЖКХ исполкома Казани:

    АНИСИМОВ

    Одним из наиболее острых остаётся кадровый вопрос. Тенденцией последних лет является значительная сезонная текучесть дворников, их дефицит в зимний период достигает пятисот человек. Основной причиной оттока работников является низкая заработная плата.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    24 октября

    София Асгатовна Губайдулина, композитор, автор более ста симфонических произведений, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии России. Родилась в Чистополе.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров