19 сентября 2019  0:45
Распечатать

Обретет ли Россия Прометеев огонь

Опубликовано: 26.06.2018 17:46

 

Tagirov_kazguki-e1473964918610«Закат Запада, восход Востока». Метафора яркая, привлекательная, брендовая.

Но что внутри этой красивой «обертки»?

Смена местоположения и исторических ролей двух великих культур? Сдвиг центра эволюции человечества от одного к другому – крайнему полюсу? «Война» закатывающейся и возвышающейся цивилизаций? А может, в ней проблески-зарницы нарождающегося будущего?

Поиск ответов на эти вопросы был важнейшей целью недавнего «шанхайского Давоса», начертавшего контуры мироустройства в восточном обрамлении.

 

ПУТЬ СЕРДЦА И ПУТЬ РАЗУМА

«В мудрости Востока и Запада мы видим уже не борющиеся враждебные силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь». Герман Гессе – лауреат Нобелевской премии, писатель-философ изрек истинное: на незримых нитях между двумя планетарными центрами раскачивается судьба человечества. Каждый из них, демонстрируя свои амбиции на глобальное концептуально-модельное лидерство, меряясь силами и меняясь ролями, тем самым сдвигал человечество со своей историко-временной оси, то пододвигая к вершине прогресса, то приближая его к финалу.

По большому счету, Восток и Запад предназначены друг для друга, как две половинки планеты, как два полушария: правое – инь («путь сердца») и левое – ян («путь разума»), как два модуса бытия и два потока мировой истории.

«Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия – ее начало» (Г.Гегель). В констатации этого факта нет предмета спора: Востоку принадлежит роль духовного первоучителя мудрости, ведического жреца человечества. У классическо-продвинутых – Древней Греции и Древнего Египта – тюркско-восточное цивилизационное начало. Величие Европы базируется на сдвоенной азиатско-античной «тягловой» подушке. Однако на перекрестке эпох – Древности и Средневековья, техно-Запад, «украв» Прометеев огонь, владычествуя долгие 500 лет, воцарился на небосклоне сознания и умов народов мира. Его нарциссизм породил ходячую формулу: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Тогда она была истолкована однозначно: все созидательно-модельное проистекает от «атлантической монады», а все косно-атавистическое – от низвергнутого в прошлое азиатского начала. Вселенский проект наката Запада на Восток, начатый с крестовых походов, продолженный в ходе Первой и Второй мировых войн, в начале третьего тысячелетия вакцинированный бациллами расизма, национал-фашизма, этнобесия и терроризма, вошел в стадию фанатичной религиозно-мессианской войны. Политика тотальной «западнизации» планеты, облеченная в трамповскую форму «возвращения американской мечты» и направленная на сметание с пути безраздельного властелинства всех преград – «точек роста» (прежде всего России), привела к нарушению кода эволюции человеческого рода, обозначив реальную угрозу превращения современного мира в бездуховно-бесплодную пустыню.

Инстинкт самосохранения и продолжения рода homo sapiens вызвал феномен смены трассы его эволюционного движения – от Запада к Востоку.

 


По большому счету, Восток и Запад предназначены друг для друга, как две половинки планеты, как два полушария: правое – инь («путь сердца») и левое – ян («путь разума»), как два модуса бытия и два потока мировой истории


 

Какой из этих полюсов будет лидером на этапе разломного времени? Многие прочат на эту роль «расправивший плечи» Китай. А почему не Индию, дышащую ему в затылок? И разве не предвидится восход «японской мечты»? И у России не меньше оснований, чтобы возглавить караван, прокладывающий путь в будущее. Все зависит от того, как поведут себя «закатный» Запад, восходящий Восток и Россия, получившая шанс вернуть лидерство в глобальном мире.

 

«КРАСНЫЙ ДРАКОН» ВСТАЛ НА КРЫЛО

«Китай – главное событие новой эпохи». «Pax Americana сменил мир Большого Китая». «Настал час Китая»… Вал сентенций по поводу китайского чуда, как, собственно, и опасений от пробуждения азиатского гиганта (еще У.Черчилль предупреждал: «Не будите Китай, проснется – мир вздрогнет»), нарастает. Простое перечисление достижений Поднебесной – занятие бесперспективное. Мощь китайской пассионарной энергии неистребима: она льется из глубин миллионов смысло-знаков, вмонтированных в код национальной системы иероглифов. Современный мир только сейчас осенило, насколько он потерял – интеллектуально и в динамизме развития – от западно-снобистского, пренебрежительного отношения к азиатскому Востоку. Не отсюда ли нынешняя лихорадочная спешность в поиске ключей от тайн китайских чудес, рассыпанных по свету: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, «Один пояс – один путь»… Еще одно умственное домашнее задание в этом ряду – формула председателя КНР Си Цзиньпина: «Строительство сообщества с единой исторической судьбой».

Откуда у народа Поднебесной дар стратегического мышления в масштабах тысячелетий? Где источник непоколебимой стойкости духа, неуклонно подвигающего его по пути, начертанному кармой?

 

  Индийский философ ХIХ века Вивакананда мессианскую роль пророчил двум гигантам Востока:
«Грядущий переворот, который должен начать новую эру, придет из России или Китая. Кому-то из них суждено соединить Восток и Запад во имя спасения человечества».

Уйдем от соблазна окунуться в дискуссионное поле по столь восточно-тонким, метафизически-высотным вопросам. Отметим лишь следующее. Перводвигателем, вырабатывающим высоковольтную энергию духа китайцев, является учение Конфуция. На протяжении двадцати пяти веков у плеяды «кормчих» – от первых императоров до последнего генсека – был и остается один духовный учитель – Конфуций. Проведение очередного саммита глав стран ШОС именно в Циндао – на родине Конфуция тоже неслучайно.

Среди многих составляющих тайну китайского феномена методологически важно учесть роль «русского духа» как «эликсира», ускорявшего темпы движения «народа Пути» (понятие «Путь» в контексте конфуцианства – это направление к космосу, Солнцу в ритме вселенского сердца). За 400-летнее соседствование двух стран на одном срединно-евразийском духовном поле Китай много раз «прибивало» к берегам России. Испытаны были все классические формы взаимодействия – от конфронтации до побратимства, примерены разные роли на линии одной судьбы – от статуса «младшего брата», «равноценного партнера» до «стратегического союзника» России. Итоги саммита «Шанхайской восьмерки», прошедшего под эгидой дуумвирата «Москва – Пекин», – яркое свидетельство растущего ощущения родственности двух «ведических» культур и понимания общей исторической ответственности.

Примечателен в этом плане эпизод: во время встречи лидеров двух стран председатель КНР Си Цзиньпин процитировал Владимиру Путину строки из древнего текста «Хуанань-Цзы» (II в. до н. э.): «Если собрать землю, то получится гора, если собрать воду, то получится море». Это намек: усилия по строительству сообщества единой судьбы человечества обретут плоть и кровь только на пути соединенности «духа» российского и китайского.

 

КУДА МЧИТСЯ ПТИЦА-ТРОЙКА?

Проекту «Россия» (если вести отсчет от Древней Руси) двадцать веков. Главная цель «страны-цивилизации», по мнению отцов русской философской мысли (В.Соловьев, Ф.Достоевский, П.Чаадаев), – это выполнение «поручения Высшей субстанции быть духовным поводырем человечества». Немецкий философ В.Шубарт, размышляя в том же ключе и задавая вопрос, в чем же предназначение русских на земле, дает ответ: «В связке своих проблем с последними вопросами человеческого бытия…, смысла собственного со смыслом судеб всего мира…, русские имеют самую глубокую, по сути, и всеобъемлющую идею – идею спасения человечества». Индийский философ ХIХ века Вивакананда мессианскую роль пророчил двум гигантам Востока: «Грядущий переворот, который должен начать новую эру, придет из России или Китая. Кому-то из них суждено соединить Восток и Запад во имя спасения человечества».

«Кому-то из них»… Ответ не предопределен. На стороне Китая – традиция морального закона, унаследованного от древней «И-цзин» – «Книги перемен». На стороне России – духовная мысль, достигшая наивысшего расцвета в «золотом» и «серебряном» веках, откристаллизованная в «аттической соли» тысячелетий, ставшая зародышем «мировой души» (Д.А.Юрьев). Она лишь ждала часа пробуждения, выхода из расщелин сражающихся исторических эпох. На стороне России – синтезированный ею опыт «западнизации» и «китаизации» мира. Запад, как и Восток, всегда был разным. Силы его магии хватило на пять сотен лет. В состоянии агонии он перестал быть не только модельным, но и стал опасным в плане тиражирования его опыта. С опозданием, но Россию осенило: западный, по сути, латино-римско-католический черенок и не мог быть привит к русско-византийскому цивилизационному стволу. Вот почему нынешний развод двух «сестер» – Европы и России – предопределен как бездуховно-сущностной агрессивностью «старшей» из них по отношению к «младшей», так и их психо-ментально-типологической несовместимостью.

 


За 400-летнее соседствование двух стран на одном срединно-евразийском духовном поле Китай много раз «прибивало» к берегам России. Испытаны были все классические формы взаимодействия – от конфронтации до побратимства, примерены разные роли на линии одной судьбы – от статуса «младшего брата», «равноценного партнера» до «стратегического союзника» России


 

Налет ценностей «китаизма» на российскую почву также имеет сложно-противоречивый характер. Но необратимость поворота России на Восток определяется их общей погруженностью в мир «духа», метафизика которого одинаково волновала как русскую, так и китайскую душу. Россия не исповедовала буддизм, но, по выражению О.Мандельштама, «носила его в себе как внутреннюю ночь, как слепоту крови, как тайный страх и головокружительную слабость». Не забудем и о наличии у нее своего «Востока» – тюрко-татарского компонента в матрице русской культуры, несомненно, облегчавшего познание Россией скифско-«раскосой» Азии. Поэтому соприсутствие, соразвитие стран-соседей, хотя и в весьма сложном варианте, взаимоусиливало их конкурентную модельность.

России и Китаю и в третьем тысячелетии придется продолжать оттачивать искусство соуживания «двух медведей в одной берлоге». России не стать Китаем, это исключенный вариант. И не только потому, что у китайцев – свой характер, а у россиян – ни капли ханьской крови. И даже не потому, что Китай – это вторая экономика мира и первая по темпам роста ВВП. Полуторамиллиардная страна запросто может демографически поглотить соседа.

Драматизм геоисторической ситуации в том, что Россия зажата между двумя полюсами: с одной стороны – Западом, объявившим против нее новый крестовый поход, с другой – китайским Востоком, готовым дружить до «поглощения». Вечный вопрос, «куда мчится русская птица-тройка», обретает новый смысл.

 

ТАТАРСТАН: ЛИЦОМ К ВОСТОКУ

Руководитель Татарстана – одного из российских регионов-лидеров – Рустам Минниханов бывает в Китае несколько раз в году. Это уже норма, продиктованная современной необходимостью. Татарстану суждено быть в эпицентре фазово-космологических событий наступившего времени нового Востока, это его историко-генетическое предназначение. Даже тогда, когда он, следуя китайской мудрости, «бредет на Запад, ему хочется идти на Восток». Ибо там корни, начало системообразующего народа нашей республики – татар. Там же состоялось историческое сопряжение двух парных понятий: «татары – китайцы». Код татаро-китайского побратимства не расшифрован. Но корни его куда глубже, чем нам это представлялось до сих пор.

В китайских источниках татары – в числе первостроителей Великой Китайской стены. Высоко оценена китайцами их роль в реализации проекта «Великий шелковый путь». У татар (хуннов, гуннов, тюрков) китайцы переняли многие элементы образа жизни (коневодство, военное искусство, железоплавление, арбу – перевозочный транспорт). На китайских картах страна этих народов обозначена под названием «Тартария». В таком географическо-политическом варианте оно было перенесено на европейские и российские карты. Один из вариантов был подарен Президентом России Владимиром Путиным первому Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву.

 


Современная Казань успешно продолжает «шелковую» традицию. Используя свое историческое побратимство, подключая свои интеллектуальные, технологические и энергетические ресурсы к китайскому постиндустриальному драйверу, она подставляет свое плечо России, ее глобальным амбициям, вытекающим из национальных интересов страны


 

Татары, в свою очередь, также многим обязаны китайцам, ведь Китай в ту эпоху был мощнейшей державой не только в военно-политическом смысле. Он был империей ученых, очагом науки, образования, культуры. Татары своим возвышением от племени-рода до уровня государственного народа, народа письменной культуры, развитого песенно-музыкального и литературно-художественного искусства во многом обязаны своим духовным собратьям. Россия как империя всемерно использовала восточно-дипломатическую, миротворческую заданность татар, в целом татарский фактор для усиления своей роли в мировом масштабе, в том числе в процессе колонизации Сибири, открытия Азии, сближения с Китаем.

Современная Казань успешно продолжает «шелковую» традицию. Используя свое историческое побратимство, подключая свои интеллектуальные, технологические и энергетические ресурсы к китайскому постиндустриальному драйверу, она подставляет свое плечо России, ее глобальным амбициям, вытекающим из национальных интересов страны. Строительство совместных промышленных заводов, нефтегазохимических и машиностроительных комплексов, свободных экономических зон, реализация татарстано-китайских научно-исследовательских проектов и программ, начавшаяся подготовка кадров (немало студентов из Китая учатся в вузах Казани), открытие Института Конфуция, консульства Китайской Народной Республики в Казани и начавшаяся работа по подготовке Международного гуманитарного форума «Великий шелковый путь и Великий Волжский путь – артерии, связывающие цивилизации мира» – во всем этом – знаки поворота Татарстана на Восток. Казань вновь со своим «генным» пионерством входит в круг большой истории в момент перемещения геополитической оси глобального лидерства с Запада на Восток. Будет ли она при этом планетарном сдвиге полустанком, транзитной точкой на пути взаимодействия Запад – Восток или превратится в мотор броска в эпоху «второго модерна»? Многое зависит от силы воли народа, привыкшего быть первопроходцем. От умения превратить эту метацель в общенациональную идею. От харизмы лидеров, способных переломить ход времени, услышать зов перемен, ответить на него в режиме прорывного опережения. А они у нас были и есть.

 


Добавить комментарий

озеро-кабан 18.09.2019

В шаге от клада

Мы знаем раскрученные истории про башню Сююмбике, озеро Кабан, подземные ходы под Казанским Кремлём. А может, что-то ещё до сих пор остаётся «за кадром»?...
870
улица-калинина 18.09.2019

«Мальчишка – озорник» взялся за полезное дело

Начиная с 2016 года, в рамках фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» реставраторами и волонтёрами в Казани отреставрировано 12 жилых домов....
1270
протоиерей-Алексей-Чубаков 18.09.2019

Опыт межрелигиозного диалога в Татарстане наращивался столетиями

  22 ноября нынешнего года в Казани пройдет IV Форум православной общественности. Масштабное мероприятие организуют Аппарат Президента РТ,...
1350
солдат 18.09.2019

Ищем родных красноармейца Карпова

Московский поисковый отряд «Обелиск» разыскивает родственников перезахороненного солдата, жителя Казани Петра Кузьмича Карпова, 1899 года рождения....
1230
Нацбанк-по-РТ1 17.09.2019

Банк России приглашает на День открытых дверей

В субботу, 28 сентября, во всех территориальных учреждениях Центробанка, в том числе в Национальном банке по РТ, пройдёт День открытых дверей....
1990
  • Мнение

    Насер РАББАТ, профессор Массачусетского технологического института, член руководящего комитета премии Ага Хана по архитектуре, на семинаре в Казани:

    РАББАТ

    В Казани достаточно общественных пространств, парков и скверов. Сравните этот город с любым другим городом России, и станет очевидно, что таких мест у вас больше. Но эти общественные пространства нужно наполнить жизнью, «открыть», дав людям ощущение сопричастности к внутреннему содержанию парков.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    19 сентября

    Ринат Рауфович Гайзатуллин (1957), депутат Госсовета Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров