23 сентября 2017  17:33
Распечатать

Новый подход к горячему водоснабжению

 

teplo

 

Этот год для Казани стал знаковым в сфере горячего водоснабжения. Более чем в тысяче многоквартирных домов были установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП), и этот процесс еще продолжается. Теперь горячая вода «готовится» внутри дома, а не подается с центрального теплового пункта (ЦТП). Как работает новая схема и насколько она окажется эффективной, покажет предстоящий отопительный сезон. Наличие или отсутствие жалоб населения станет маркером проведенной работы.

 

Программа перехода от централизованного горячего водоснабжения на индивидуальное находится под контролем Президента республики и должна завершиться к сентябрю. Финансируется она за счет бюджетных средств, программы капитального ремонта и средств энергетиков. На последнем республиканском совещании в Доме Правительства министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин сказал о том, что данная программа в Казани выполнена на 81 процент. Из 1380 ИТП установлены 1110.

 

ПОЧЕМУ ИТП?

Данное новшество коснулось только домов, присоединенных к Казанским тепловым сетям. Что касается домов, обслуживаемых Казэнерго, то там все остается по-старому – горячая вода, как и прежде, будет поступать из газовых котельных. По мнению большинства специалистов, установка индивидуальных тепловых пунктов в каждом доме – это более современный и эффективный подход, который применяется во многих передовых зарубежных странах. Этот процесс позволил решить ряд серьезных проблем. В частности, износ городских сетей горячего водоснабжения и оборудования многих центральных тепловых пунктов был просто катастрофическим. На замену всего этого хозяйства потребовалось бы несколько миллиардов рублей в самое ближайшее время. Причем пришлось бы «ворошить» целые кварталы, чтобы поменять трубы. В общем-то процесс малоэффективный и весьма затратный.

 


Программа перехода от централизованного горячего водоснабжения на индивидуальное находится под контролем Президента республики и должна завершиться к сентябрю. Финансируется она за счет бюджетных средств, программы капитального ремонта и средств энергетиков


 

Что касается индивидуальных тепловых автоматизированных пунктов, то они устанавливаются в подвалах многоквартирных домов, поэтому можно избежать дворовых «раскопок». Это тепловая энергоустановка, которая преобразует холодную воду в горячую. Таким образом, у дома сохранятся только трубы холодного водоснабжения и теплоносителя. Через нее можно управлять режимами теплопотребления и распределения тепла, поэтому при грамотном его использовании жильцам можно и сэкономить.

«В свое время мы столкнулись с проблемой, которая нам не позволила переходить на ИТП, – рассказал бывший гендиректор ОАО «Казэнерго», ныне заместитель председателя совета регионального отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий РТ» Юрий Елисеев. – Жилые застройки 60–70­-х годов не имеют полноценных подвальных помещений. В таких домах есть технический этаж высотой около метра, и установка индивидуальных тепловых пунктов обошлась бы очень дорого. Поэтому мы пошли другим путем – заменили трубопроводы горячего водоснабжения на полиэтиленовые, срок их эксплуатации – около пятидесяти лет, и автоматизировали систему. Центральные тепловые пункты остаются только там, где рентабельность не позволяет переходить на ИТП».

 

ХВАТИТ ЛИ ЗНАНИЙ?

Стоимость одной такой установки – примерно полтора миллиона рублей. Деньги немалые, и очень важно, чтобы эксплуатировалась аппаратура квалифицированным персоналом. Раньше оборудования в подвале не было, вода готовилась в ЦТП, а сейчас во многих домах появляются ИТП, поэтому профессиональная подготовка слесарей-сантехников выходит на первый план. На минувшей неделе в Учебном центре ЖКХ, организованном на базе УК «Уютный дом», прошел спецкурс для представителей всех городских управляющих организаций по обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов в многоквартирных домах.

«ИТП в значительной степени автоматизирован, – пояснил жилищник с многолетним стажем Владимир Иванов. – Если оборудование отлажено и правильно установлено, все работает в автоматическом режиме. Подготовка горячей воды уйдет от теплоснабжающей организации к управляющей компании. Все претензии по качеству горячей воды, а их как минимум 50 процентов от всего количества, станут головной болью управляющих организаций, поэтому важно обучать своих сотрудников».

 

  Стоимость одной установки ИТП – примерно полтора миллиона рублей.
Деньги немалые, и очень важно, чтобы эксплуатировалась аппаратура квалифицированным персоналом.

Не так давно в одном из многоквартирных домов произошла аварийная ситуация – прорвало трубу на пятом этаже. Дежурный слесарь, который работает всего лишь пару месяцев, не смог попасть в подвал, чтобы перекрыть стояк. В итоге нанесен серьезный материальный ущерб в шести квартирах, который ляжет на плечи управляющей организации. Если бы специалист был «в теме», то мог бы просто перекрыть задвижку и прекратить подачу воды в дом на время решения проблемы. Поэтому так важно, чтобы все сотрудники, обслуживающие жилые дома, обладали необходимыми знаниями. Профессионализм позволяет экономить немало средств. Новые тепловые узлы в домах, состоящие из 25-40 компонентов, потребуют от работников новых знаний и навыков.

«Если индивидуальные тепловые пункты будут обслуживаться некачественно, то огромные деньги будут пущены на ветер, – отметил директор СРО НП «Содружество организаций, управляющих многоквартирными домами РТ» Назиф Фатыйхов. – Поэтому так важно, чтобы в помещение, где находится миллионное оборудование, не было доступа посторонних лиц, и оно должно работать надлежащим образом под присмотром квалифицированного персонала. Мы понимаем, что, как только начнется эксплуатация, появятся какие-то нюансы, поэтому важно повысить профессионализм всех сотрудников, провести соответствующее обучение».

 

ИЗМЕНЯТСЯ ЛИ ПЛАТЕЖИ?

Этот вопрос волнует жителей многоквартирных домов, где установлены или установят ИТП. В целом все специалисты сходятся во мнении, что они не увеличатся, а в каких-то домах даже уменьшатся.

«В первую очередь выиграют дома, где отсутствовала обратная циркуляционная линия, здесь будет экономия платежа до 15 процентов, а таких домов в городе порядка 20 процентов», – сказал заместитель председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства казанского исполкома Альмир Курбанов. Речь идет о тех домах, где горячее водоснабжение происходило по однотрубной системе – когда открываешь кран и нужно минут десять ждать, пока вода станет хотя бы теплой. Счетчик же горячей воды эти «нюансы» не учитывал, поэтому здесь платежи должны однозначно уменьшиться.

Процесс этот был непростым, ведь на установку нового оборудования требовалось согласие жильцов. Согласно Жилищному кодексу РФ, это возможно только после проведения общего собрания, на котором люди должны были сказать свое «да». До сих пор около десяти домов сопротивляются данному новшеству. В защиту ИТП можно сказать, что все новые жилые дома строятся именно с таким оборудованием, а пилотный проект, осуществленный в 2012-2013 годах, когда 150 городских домов перешли на ИТП, дал положительные результаты – с того момента жалобы на качество горячей воды не поступают».

 


По мнению большинства специалистов, установка индивидуальных тепловых пунктов в каждом доме – это более современный и эффективный подход, который применяется во многих передовых зарубежных странах


 

«Индивидуальные тепловые пункты – это не новая технология, в Европе уже давно на нее перешли, – рассказал директор УК «Уютный дом» Марат Нуриев. – Плюсы ее в том, что нет потери тепла, есть возможность регулировать температуру горячей воды в каждом доме индивидуально, которая влияет на оплату. В программу перехода от центрального горячего водоснабжения на индивидуальное попало 258 наших домов. В целом жители отнеслись с пониманием и приняли новшество. Вопросы возникли в 32 домах, где проводилась более тщательная разъяснительная работа – мы более подробно рассказали о технологии данного процесса и экономическом эффекте. В итоге у нас осталось два дома, в которых пока не удается найти согласия с жильцами. Будем встречаться с ними уже в шестой раз и, надеемся, наконец-то придем к компромиссу. Содержание ЦТП, который обслуживал раньше 15 домов, ляжет на эти два дома, и платежи за тепло значительно возрастут, если люди не согласятся на установку ИТП. В любом случае без их согласия мы ничего сделать не сможем».

По мнению специалистов, при грамотном обслуживании – «вовремя вкладывать по пять копеек, чтобы потом не вкладывать пять рублей» – срок службы ИТП возможен до 25 лет. И снова все упирается в квалифицированный персонал. В прошлом году на федеральном уровне вышло два документа, которые регламентируют стандарты для предприятий. В частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства их 47. Согласно этим стандартам, все работники должны пройти обучение и переаттестацию. На базе Союза коммунальных предприятий РТ создан центр оценки квалификации, в котором все работники будут проходить профессиональную аттестацию. Пока еще этот процесс находится на этапе становления, но все постепенно движется к тому, что в области ЖКХ нет шансов остаться неквалифицированным. Насколько же качественным окажется горячее водоснабжение «по-новому», узнаем уже в ближайшее время.

 


Фото: shatura.ru
Автор статьи: АКИФЬЕВА Вероника
Дата:16.08.2017
Выпуск: №120 (28308)

Добавить комментарий

get_img 21.09.2017

Нижнекамцы проведут осенний семейный пикник

Осенний семейный пикник пройдет 22 сентября впервые в Нижнекамске на территории гимназии №32....
880
64564564 21.09.2017

Познакомят с историей железной дороги

Передвижной выставочно-лекционный комплекс Российских железных дорог находится в Казани в эти дни....
1400
Памятник Ахметшину_Пресс-служба Президента 21.09.2017

Гордимся своими героями

Торжественное открытие памятника Герою России Марату Ахметшину состоялось в селе Атабаево Лаишевского района....
1530
inet 21.09.2017

Наши города стремительно «умнеют»…

В 2020 году численность населения Земли вряд ли перевалит рубеж в восемь миллиардов, а вот подключенных к Интернету устройств будет в разы больше – около 30 миллиардов....
1240
aktiv 21.09.2017

С заботой о пожилых

На «Казанской ярмарке» откроется специализированная выставка для людей серебряного возраста «Активное долголетие»...
1660
  • Прямая связь

  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    06.01.1929

    04-06-01-1929

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №04.06.01.1929

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    23 сентября

    Мунир Анварович Гайнуллов (1958), генеральный директор компании «Домкор», депутат Госсовета Татарстана.

    Роберт Фаритович Галиуллин (1978), торговый представитель Татарстана в США.

  • Юмор

    kar-23
    Поскольку у меня нет страницы в Фейсбуке, я попробовал найти друзей вне этой платформы, следуя, однако, тем же принципам.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    И снова о погоде

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Зависть – это червь, поедающий человека изнутри. А еще это карма, отрабатывать которую придется детям и внукам того, кто из-за…
    Может ли зависть быть полезной?
    21.09.2017
    Приближение распутицы радует лишь тем, что на дорогах станет меньше вот таких, с ветерком в голове. Ужас охватывает, когда рядом…
    На мотоцикле с ветерком… в голове
    21.09.2017
    А совести нет? Всё по барабану, да? Главное, чтобы мне было хорошо.
    Тишина — «от» и «до» по закону
    20.09.2017
    Совершенно не согласен с Михаилом из Бугульмы. Зависть, как он считает, присуща людям со слабым характером. Ничего подобного! Зависть –…
    Может ли зависть быть полезной?
    20.09.2017
    Интересно, какая польза будет банкам от такого исследования? Не будут давать ипотеку Овнам, Львам и Козерогам? Как правило, ипотека оформляется…
    Самые добросовестные заемщики – Раки и Девы
    20.09.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров