17 февраля 2020  15:18
Распечатать

Николай Аржанов, инженер и лётчик божьей милостью

Опубликовано: 03.12.2019 15:48

 

Герои-Советского-Союза-Аржанов

Герои Советского Союза Николай Аржанов (слева) и Александр Васильченко, много лет летавшие в одном экипаже.


Цикл материалов об истории казанского авиастроения, публикуемый к юбилею республики, был бы неполным без рассказа про Героя Советского Союза Николая Аржанова – замечательного инженера и заслуженного лётчика-испытателя. Восполним этот пробел накануне Дня Героев Отечества.

 

ОТ КОСТРОМЫ ДО КАЗАНИ

С Галиной Николаевной Аржановой мы встретились в доме, построенном в конце пятидесятых её отцом. Его имя золотыми буквами вписано в историю Казанского авиационного завода, но, к сожалению, несколько подзабыто потомками. Между тем биография Николая Аржанова вполне достойна хорошей книги или художественного фильма.

Родился Николай Николаевич в деревне Вокшево Костромской губернии в 1913-м – последнем мирном году России, за которым последовала эпоха великих потрясений. Детство пришлось на время войн и революций, юность – на период коллективизации. Он оканчивал педагогический техникум, когда его отец, председатель колхоза, сгорел, как сказали бы сейчас, на работе.

Чтобы прокормить двух братьев и сестру, Николай отправился на заработки в Горький. При этом очень хотел учиться дальше и, как многие молодые люди того времени, мечтал о покорении воздушного пространства. И когда узнал, что в Казани открывается авиационный институт, понял – это судьба.

 


…В доме Аржановых впору создавать музей, посвящённый самому Николаю Николаевичу и его друзьям. Здесь бывали самые известные лётчики Казанского авиазавода и всей страны, будь то испытатели или Василий Сталин, авиаконструкторы, включая самого Туполева, разговаривавшего с Аржановым на равных


 

Учился Аржанов отлично, причём не только в стенах КАИ, но и в аэроклубе, а затем в Высшей инструкторской школе лётчиков. Будучи ещё студентом, стал начальником открывшегося при институте филиала Казанского аэроклуба, готовившего лётчиков, планеристов и парашютистов из числа студентов. Лично подготовил шесть лётчиков запаса ВВС. Одним, точнее, одной из них была Таисия Ивановна Вострова – будущая жена Николая Николаевича, с которой он счастливо прожил всю жизнь.

– Мама под стать отцу была неординарным, очень разносторонним человеком, – рассказывает Галина Аржанова. – Она увлекалась не только авиацией, но и конным спортом, водными лыжами, музыкой и даже… карточной игрой, в которой была очень серьёзным соперником.

 

ИНЖЕНЕР, БОМБИВШИЙ БЕРЛИН

В 1937 году выпускника самолётостроительного факультета КАИ направили в конструкторский отдел на авиационный завод, созданный в Казани одновременно с КАИ. Но Николай, давно и прочно «заболевший» небом, добился перевода на заводскую лётно-испытательную станцию, где одновременно работал лётчиком, ведущим инженером, а затем и начальником.

С 1940 года Аржанов в тандеме со знаменитым участником чкаловского перелёта в США Георгием Байдуковым занимался работами по дизельной модификации ТБ-7 (с 1942 года – Пе-8). С началом войны полтора десятка произведённых самолётов были переданы в состав 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия под командованием легендарного полярного лётчика Михаила Водопьянова. Перед этим на все машины в Казани установили новое оборонительное вооружение – крупнокалиберные пулемёты и авиапушки. Здесь же были доукомплектованы экипажи. Николай Аржанов оказался участником особо секретной и очень опасной миссии.

 

Пе-8

Пе-8 на заводском аэродроме.

 

Десять ТБ-7 и шестнадцать бомбардировщиков Ер-2 были отобраны для второй по счёту бомбардировки Берлина, намеченной на 10 августа 1941 года. Первая была проведена в ночь с седьмого на восьмое число силами морской авиации с эстонского острова Эзель, и результаты её внушали оптимизм. Однако на аэродроме в ленинградском Пушкине проблемы начались уже на взлёте (во время которого разбились два самолёта). В итоге на Берлин отправились только десять машин, дошли до цели шесть, а вернулись две. Включая ту, в которой был Аржанов. Главной проблемой для ТБ-7 стала ненадёжность авиационных дизелей в целом, особенно тот факт, что они «задыхались» на больших высотах. А ведь это – среда обитания дальнего бомбардировщика, условие его спасения от вражеской ПВО.

После ночного полёта над оккупированной Европой работы по ТБ-7 продолжились. В октябре 1941 года экипаж Байдукова – Аржанова совершил беспосадочный перелёт по маршруту Казань – Ташкент – Казань. В итоге от дизелей М-40 отказались в пользу бензиновых моторов. Однако к массовому выпуску Пе-8 так и не перешли. «Сталинская летающая крепость» была вполне современным самолётом, но в реалиях того времени пара фронтовых двухмоторных бомбардировщиков была эффективнее одного дальнего четырёхмоторного.

 

ШЕСТЬ ТЫСЯЧ ЧАСОВ ИСПЫТАНИЙ

С переездом из Москвы в Казань 22-го завода, в который влились производственные мощности местного 124-го, всё внимание было сосредоточено на выпуске самолёта ПБ-100 (Пе-2). В спешке переделанная перед войной из высотного истребителя в пикирующий бомбардировщик машина доводилась до ума, уже будучи в серийном производстве, что не могло не сказаться на качестве. Сталин же требовал отправки машин на фронт в течение суток с момента выпуска, поэтому облётывались они с экстремальной нагрузкой на экипажи. Очевидцы рассказывали, что испытателей буквально на руках перетаскивали из кабины в кабину. А ведь каждая новая «пешка», сочетая конструктивный норов с производственными дефектами, была смертельно опасным, непредсказуемым зверем. Любой вылет даже для самых опытных заводских лётчиков мог закончиться гибелью, а потому был сродни боевому. Отказы двигателей и невыпускающееся шасси, обледенение и пожары – нештатных ситуаций было не перечесть. За время войны Аржанов дал путёвку в небо 1260 Пе-2 и ещё в 1944 году получил свой первый орден Красной Звезды, который обычно вручался только фронтовикам.

После войны он вместе с Александром Васильченко, Марком Галлаем и другими прославленными испытателями ставил на крыло Ту-4

– родоначальника стратегической авиации страны. Эта машина стала первым носителем советского ядерного оружия. На воздушном параде в Москве Ту-4 произвёл впечатление как на советское руководство, так и на иностранных наблюдателей. К слову, Аржанов дважды «презентовавший» машину в столице, в 1948 году предотвратил катастрофу, когда при посадке не вышла одна из стоек шасси. Как командир корабля он принял решение «вытрясти» шасси наружу путём раскачки. Виртуозно выполнив истребительные манёвры на 60-тонном бомбардировщике, Аржанов благополучно посадил самолёт.

…Вслед за Ту-4 «отрезвителем» натовцев стал реактивный Ту-16. Начиная с первой казанской машины, Николай Аржанов испытал 180 этих самолётов в различных модификациях. Уникальное сочетание блестящих инженерных и лётных знаний, навыков и огромного опыта позволяло ему буквально на лету диагностировать конструктивные недостатки и сборочные огрехи. Коллеги Николая Николаевича рассказывали, к примеру, что однажды тот сквозь шум двигателей по звуку определил место некачественного крепления листов обшивки и сразу после приземления нашёл клепальщиков-бракоделов. Впрочем, нетерпимость к производственной небрежности удивительным образом сочеталась в нём с природной деликатностью и добродушием, способностью добиться нужного эффекта без репрессивных мер.

 


Лётную карьеру Николай Аржанов завершил в 1964 году, освоив два десятка типов самолётов и налетав без малого шесть тысяч «испытательных» часов. Но работу на заводе продолжал до конца жизни, из которой ушёл в 62 года


 

Немало значил и личный пример этого большого во всех смыслах человека: Аржанов мог увлечь им и в кресле пилота, и в заводском цехе. Руки и голова у него были поистине золотыми – семья, которая почти ничего не знала о его работе, могла судить об этом, скажем, по освоенному им пчеловодному делу или по замечательному катеру. Заядлый охотник и рыбак, Аржанов построил его по собственному оригинальному проекту.

При этом Николай Николаевич оставался всё тем же  романтиком, каким когда-то пришёл в КАИ и в аэроклуб. Ему довелось испытывать знаменитый Ту-104 и его малоизвестные модификации, предназначенные для тренировок космонавтов. Этот факт и, вероятно, близкое знакомство с Марком Галлаем, ставшим к тому времени наставником гагаринского отряда, зародили мечту, которая так и не сбылась.

– Мы даже не догадывались, что он подавал рапорт на зачисление в отряд космонавтов, – вспоминает Галина Николаевна. – Узнали об этом совершенно случайно, когда ответ почему-то прислали на домашний адрес. Отец подходил по всем параметрам, кроме возраста.

Лётную карьеру Николай Аржанов завершил в 1964 году, освоив два десятка типов самолётов и налетав без малого шесть тысяч «испытательных» часов. Но работу на заводе продолжал до конца жизни, из которой ушёл в 62 года.

Производственную деятельность он замечательно сочетал с общественной и всегда был готов помочь человеку, решая тот или иной вопрос в высоких кабинетах или же просто дав денег в долг. А вот для себя никаких благ никогда не требовал даже в мелочах: как все, стоял в очереди за билетом в кино, никогда не заходил, как некоторые, с чёрного хода в магазин. А ещё многие ветераны завода вспоминают Николая Аржанова как человека, построившего для них базу отдыха «Бережок».

…В доме Аржановых впору создавать музей, посвящённый самому Николаю Николаевичу и его друзьям. Здесь бывали самые известные лётчики Казанского авиазавода и всей страны, будь то испытатели или Василий Сталин, авиаконструкторы, включая самого Туполева, разговаривавшего с Аржановым на равных. И если не музея, то уж улицы в Казани, как его коллеги Симонов и Васильченко, он точно достоин. К сожалению, при переименовании 12-й Союзной улицы про жившего здесь Героя Советского Союза почему-то не вспомнили…

 


Фото: tatfrontu.ru
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №180 (28754)


Добавить комментарий

Алексей-Толстой-беседует-с-летчиками 17.02.2020

Когда чернила наливаются кровью

Как «Красная Татария» откликнулась на кончину Алексея Толстого....
640
ипотечная-ставка 17.02.2020

Ставка по ипотеке в Татарстане снизилась

Средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (ИЖК) в Татарстане в декабре 2019 года снизилась до 8,99 процента....
640
игры снг 14.02.2020

Волонтёром на Играх стран СНГ может стать любой

В Казани в Доме дружбы народов был дан старт заявочной кампании кандидатов в волонтёры первых Игр стран СНГ, которые 20–27 августа примет столица Татарстана....
4420
жкх 14.02.2020

Первый рейтинговый блин получился не комом

Начиная путь по неизведанной дороге, мы, совершенно не исключено, можем споткнуться. И это объяснимо. Первый блин, как говорится, может оказаться и комом....
4980
терехова 14.02.2020

Мир становится ближе

Жительница Казани стала самой пожилой участницей всероссийского конкурса...
5290
  • Мнение

    Эдуард ВАФИН, управляющий Отделением Пенсионного фонда России по РТ

    ВАФИН1

    Обычно у участников войны две пенсии – страховая по старости и государственная по инвалидности. В среднем 42 тысячи рублей. К 75-летию Победы вместе с праздничными выплатами татарстанские фронтовики получат где-то по 150 тысяч рублей, которых действительно заслуживают ветераны, благодаря которым у нас мирное небо над головой.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    17 февраля

    Равиль Хайдарович Мутыгуллин (1952), начальник Управления по недропользованию по Татарстану.

    Айрат Закиевич Фаррахов (1968), депутат Госдумы России от Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров