Не так страшны задания, как бланки и камеры

Министр образования Татарстана сдал ЕГЭ по русскому языку/

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: mon.tatarstan.ru

Министр образования Татарстана сдал ЕГЭ по русскому языку

 

ege

 

«Ничего сверхъестественного, пугающего, выводящего из равновесия в этом экзамене нет», – такой вывод сделал вице-премьер республиканского Правительства – министр образования и науки Рафис Бурганов, сдав ЕГЭ по русскому языку.

 

Конечно, министр сдавал не совсем настоящий ЕГЭ. Он принял участие во всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», к которой Татарстан присоединился в минувший четверг. Акция проводится уже второй год и нацелена на то, чтобы родители, которые в этот день придут попробовать свои силы в столь пугающем до сих пор многих испытании, убедились: ЕГЭ – вполне сдаваемый экзамен, которого не надо смертельно бояться, и тем более не надо пугать им детей чуть ли не с 1 класса.

В Татарстане в акции приняли участие около 800 человек. 45 из них заявились на участие в акции в Казани. По факту, правда, в казанскую гимназию №8 пришли чуть меньше экзаменуемых, но все же три класса были заполнены почти полностью (15 человек в аудитории, объяснили нам организаторы, – стандартная рассадка на настоящем экзамене). Среди участников помимо «обычных» родителей было немало известных в республике людей. Например, артист качаловского театра Марат Голубев рассказал нам, что ему интересно посмотреть, насколько изменилась система экзаменов с тех пор, как он окончил школу. Ведь у артиста растет маленькая дочь, и он как отец хотел бы понять, «как тут все это работает».

В свою очередь заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова перед началом акции была уверена, что в экзамене для нее не будет ничего сложного, ведь русский она в школе всегда сдавала на пятерку, а депутаты сдают какие-либо экзамены практически каждый день.

 


Cами задания, конечно, были попроще, чем на реальном ЕГЭ. Их было всего восемь, последнее – мини-сочинение. Впрочем, и времени на ознакомительный ЕГЭ отвели всего час. По истечении которого экзаменуемые снова поделились своими ощущениями


 

Что касается Рафиса Бурганова, то он до начала экзамена рассказал: очень уж много ходит каждый год разговоров вокруг ЕГЭ, много тут слухов и нервов. Поэтому он решил лично прочувствовать, что такое единый госэкзамен, на каком его этапе могут возникать какие-то сложности, можно ли сделать процедуру более понятной.

– Нормальное желание руководителя – понять тот процесс, вокруг которого возникает много вопросов, – рассказал он.

В общем, страха перед экзаменом у министра не было. Тем более что, как сказано на сайте Госсовета (до недавнего времени Рафис Бурганов был депутатом), арскую школу №1 он в свое время окончил с золотой медалью.

Надо сказать, организаторы, несмотря на некий показной характер экзамена, решили продемонстрировать его участникам обстановку, максимально приближенную к реальности. Даже министра заставили снять ремень и часы, чтобы понять, что же именно звенит у него на металлической рамке. А одну нашу коллегу, пожелавшую также проверить свои знания, но не захватившую с собой паспорт, так и не пустили в кабинет, хотя ее фамилия, подтверждаемая журналистским удостоверением, числилась в списках, вывешенных на двери аудитории. В каждом классе, как и положено, за писавшими наблюдали по две видеокамеры.

 

 Рафис БУРГАНОВ,
министр образования и науки РТ:

byrganov

Уровень заданий вполне приемлем для тех, кто школьную программу осваивал не в последние месяцы, а все школьные годы.

Но сами задания, конечно, были попроще, чем на реальном ЕГЭ. Их было всего восемь, последнее – мини-сочинение. Впрочем, и времени на ознакомительный ЕГЭ отвели всего час. По истечении которого экзаменуемые снова поделились своими ощущениями.

– Впечатления самые хорошие, прекрасная атмосфера, интересные задания, – рассказал проректор КФУ Дмитрий Таюрский. – ЕГЭ по своей задумке очень хорошая вещь. Его часто ругали, но в последние пять-шесть лет тут многое меняется, появились творческие задания, которые позволяют проверить способность не просто поставить галочки в нужных клеточках, но креативно мыслить, решать задачи.

Не вызвал экзамен вопросов, как мы уже отметили, и у министра образования.

– Уровень заданий вполне приемлем для тех, кто школьную программу осваивал не в последние месяцы, а все школьные годы, – полагает Рафис Бурганов. – Конечно, тут надо быть максимально сконцентрированным, потому что надо правильно заполнить все клеточки бланка. Пожалуй, на это у нас ушло больше времени, чем на сами задания. Но ведь школьники за несколько лет до ЕГЭ учатся все это заполнять. К тому же перед экзаменом, как мы убедились, еще раз проводится подробный инструктаж.

Между тем именно организационная часть процедуры ЕГЭ не понравилась многим родителям.

– Эти рамки, камеры… Теряешься, нужно время, чтобы привести себя в чувство и нормально отвечать, – делились с нами своими переживаниями выходившие из класса мамы. – Сами задания не очень сложные, но форма для экзамена выбрана не лучшая, волнение может сыграть с детьми плохую шутку.

– Нелегкий этот ЕГЭ, не зря, наверное, его ругают, – согласилась с мамами и Римма Ратникова. – Знаний-то у меня достаточно много, но я для себя сделала вывод, что ЕГЭ требует максимальной концентрации. Для гиперактивных детей с проблемой концентрации внимания, а у нас много таких, это непростое задание.

И все же замминистра образования – руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки РТ Гульнара Габдрахманова призвала не демонизировать ЕГЭ, отметив, что слухи о «страшной психологической обстановке» больше всего распускают сами родители и некоторые учителя.

– Я сама мама, мои дети тоже проходили через ЕГЭ, – отметила она. – Это сдаваемый экзамен. Мы все когда-то сдавали экзамены, и достаточно сложные, и родители за нас никуда не ходили. И, конечно, мы не будем меньше любить своего ребенка, если он набрал не столько баллов, сколько хотелось бы.

Кроме того, как регулярно напоминает Гульнара Габдрахманова, современные дети уже просто не знают других форм экзамена. Они чуть ли не с начальных классов учатся проходить тестирование, правильно заполнять бланки, привыкают к рамкам и видеонаблюдению на экзамене. Так что их всем этим смутить труднее, чем родителей.

 

тем временем

Экзамен глазами учителей

Ангелина МАЛОВА

Одиннадцатиклассники уже вовсю готовятся к экзаменам. О том, как трудно приходится выпускникам, написано уже немало. А что такое ЕГЭ с точки зрения учителей? Мы поговорили об этом с преподавателями казанской школы №72.

– Считаете ли вы единый госэкзамен правильной системой аттестации?

Ксения Шишкина, учитель русского языка и литературы:
– В целом ЕГЭ – хорошая задумка, ведь теперь школьникам нужно сдавать всего два обязательных предмета, а остальные они вправе выбрать в зависимости от требований вуза, куда планируют поступать. Но данная концепция превратилась в стресс для всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, родителей. Видеонаблюдение заставляет учеников больше переживать, хотя и гарантирует соответствующие действительности результаты. Но меня волнует другое. На примере ЕГЭ по литературе могу сказать, что все чаще и чаще в контрольно-измерительных материалах попадаются произведения, отсутствующие в кодификаторе (обязательном минимуме содержания среднего и основного общего образования по предмету). Это значит, что экзамен превращается в лотерею – повезет с билетом или нет. А ведь он должен быть нацелен в первую очередь на проверку знаний, а не на удачу. Думаю, нужно пересмотреть такой подход, тогда ЕГЭ перестанет быть столь страшным испытанием.
Наталья Авзалова, учитель немецкого языка, председатель экспертной комиссии ЕГЭ:
– К сожалению, ЕГЭ проверяет не общий уровень знаний, а лишь способность ученика справляться с определенным материалом в определенных условиях, что не всегда свидетельствует о владении предметом. Но все же у ЕГЭ больше плюсов, чем минусов. Хотя для меня это все-таки больше вступительный экзамен в вуз, чем выпускной в школе. И не считаю верным проведение ЕГЭ в школах. По моему мнению, нужна отдельная организация, которая будет заниматься исключительно государственной итоговой аттестацией, потому что возлагать такую ответственность на учителей, нарушая при этом учебный процесс в других параллелях, не совсем правильно.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще