22 мая 2018  5:15
Распечатать

Не ограничивайте себя, а решайте задачи

Советы специалиста помогут людям с ограниченными возможностями и особенностями развития настроиться на максимально полноценную жизнь

 

zdorov

 

Айна Громова – врач-психиатр, психотерапевт, магистр психологии. Она готовила к недавним Паралимпийским играм нескольких спортсменов, которые в итоге принесли российской сборной три золотые медали. О том, как людям с ограниченными возможностями удается преодолевать трудности и добиваться высоких целей, что могут и должны дать таким людям родители и самые близкие родственники, как преодолеть негативные установки, которые мешают активной жизни и личному счастью, – обо всем этом Айна Громова рассказала нашему корреспонденту.

 

– Когда в семье появляется особенный ребенок – с ментальными или физическими отклонениями, родители испытывают шок и ощущение беспомощности. Зачастую они просто не знают, как им дальше жить… Что может помочь в такой непростой момент?

– Безусловно, появление на свет ребенка с серьезным заболеванием – это огромный удар по семье. Он высвечивает как внутренне слабых, так и сильных людей, потому что в стрессовых ситуациях проявляется истинная зрелость натуры. Если это данность, с которой столкнулся лицом к лицу сильный человек, у него есть только один вариант: принять и развивать этого ребенка. Если кто-то не чувствует в себе сил – определит ребенка в госучреждение для отказников либо отправит в глубинку к родственникам, чтобы не испытывать чувства вины за то, что собственного ребенка оставил на попечение государства. У новорожденного – ноль опыта, чего не скажешь о его родителях. И именно от них зависит, какую жизнь проживет этот человек и какой у него будет уровень развития. А для родителей это возможность пережить тяжелую ситуацию и выйти из нее с достоинством.

 

– Душевная боль у родителей со временем уходит? Можно ли как-то от нее избавиться? Ведь где-то рядом растут здоровые дети, с другими возможностями, и они не могут этого не замечать…

– Ответ на этот вопрос, который на самом деле может касаться многих ситуаций в жизни, нашли еще в Древней Греции. Человека беспокоит не то, что произошло, а то, что он думает по поводу того, что произошло. Есть родители, которые зрело приняли на себя ответственность за ребенка, понимая, что он абсолютно беззащитен. В чем-то они поступились своими интересами, но они прошли проверку собственной самооценки, и вот у них она – здоровая. Потому что самооценка, построенная на мнении других, осуждающих людей, как раз нездоровая. Если родители не боятся осуждения, любопытных взглядов, если они полностью принимают своего ребенка с особенностями развития или ограниченными возможностями, то и всю ситуацию они воспринимают совершенно по-другому – спокойно, без надрыва. Да, это их данность. Но они справятся с ней.

 


Появление на свет ребенка с серьезным заболеванием – это огромный удар по семье. Он высвечивает как внутренне слабых, так и сильных людей, потому что в стрессовых ситуациях проявляется истинная зрелость натуры


 

– Принять ситуацию – что это значит? Какой тут механизм может быть?

– Как правило, стрессовое переживание имеет несколько стадий. Сначала это шок – когда человек все отрицает и не согласен с положением вещей. Вторая стадия – когда он что-то начинает принимать, пусть даже и от безысходности, и как-то соглашаться с действительностью. На этом этапе, кстати, может быть депрессия. А очередная стадия – когда человек, наконец, задает себе вопрос: а что делать-то? И чем быстрее он перейдет на эту стадию, тем лучше. Именно здесь он видит уже не безысходность, а четко сформулированные задачи, которые должен решить. То есть проблемы становятся задачами. В этот момент появляется возможность принимать правильные управленческие решения в своей жизни. Это и есть принятие ситуации. Если человек воспринимает любую ситуацию в жизни как задачу, то только в этом случае мозг начинает реально думать: а что делать? Ответ на этот вопрос и показывает уровень зрелости родителей и семьи. Зрелые люди найдут в себе силы растить и развивать своего ребенка, которого они любят без оглядки на чужое мнение.

 

– Переживания за своего ребенка в этом случае все равно останутся?

– Да, и они нормальные и понятные. Ведь эта любовь всегда будет смешана с волнением о том, как ребенок будет жить дальше, с кем он будет дружить, с кем будет, если будет, создавать семью. Кто-то из родителей изначально отдает детей в среду с такими же детьми. Другие, наоборот, максимально пытаются социализировать ребенка и отдают его в обычную школу к обычным детям.

 

zdorov2

 

– А что правильнее?

– А это зависит в первую очередь от того, что конкретно происходит с ребенком и какие в родительской среде существуют установки. Ведь маленький человек тоже по-разному может относиться к себе и к миру. Родители могут сначала формировать у него ощущение, что он, скажем, ущербен, и тогда ему будет сложно адаптироваться в коллективе. Это как раз тот случай, когда родители до конца ребенка не приняли и воспитали его как человека с ограниченными возможностями – во многих смыслах, а не только в связи с диагнозом. Если же патология не такая тяжелая, и ребенка воспитывают как полноценную личность с некоторыми особенностями развития, то ему и дальше стараются дать больше самостоятельности, обеспечив контроль, которого он может и не замечать.

 

  Айна ГРОМОВА,
врач-психиатр,
психотерапевт,
магистр психологии:

gramova

Если родители не боятся осуждения, любопытных взглядов, если они полностью принимают своего ребенка с особенностями развития или ограниченными возможностями, то и всю ситуацию они воспринимают спокойно, без надрыва.

– Какие установки должны дать родители детям с ограниченными возможностями? Что важно как можно раньше донести до них?

– Установки начинают формироваться к двум годам, до подросткового возраста основной багаж установок, как правило, уже получен. Есть установки, которые помогают. Например: на красный свет дорогу переходить нельзя. А есть установки, которые мешают. Например: да куда ты такой годишься? То есть призму восприятия ребенком себя и мира формируют родители, семья. И это основная зона ответственности родителей перед детьми с ограниченными возможностями. Если они не понимают, что нужно дать конкретно их ребенку, следует обратиться к психологу, психотерапевту. Он поможет дать правильные установки и минимизировать последствия всего, что произошло с ребенком.

 

– Сами дети проявляют инициативу, разбираясь в себе, своих чувствах и желаниях?

– Я приведу в пример реального мальчика, его зовут Артем. У него врожденное заболевание позвоночника. По-простому – горб. Представьте 12-летнего мальчика с такой ярко выраженной особенностью телосложения, который ходит в обычную школу в достаточно небольшом городе. Насколько к нему могут быть толерантны другие дети? Какое прозвище он получит? И вот этот мальчик подошел к своей маме и сказал: «Я хочу заниматься с психологом». Обычно у детей и подростков нет собственной мотивации, их приводят к психологу родители. А Артем, в отличие от сверстников, занимался абсолютно как взрослый человек. На первой консультации он сказал: «У меня есть конкретные цели. Я хочу, чтобы со мной за руку здоровался лидер класса. Я хочу, чтобы девочка согласилась сидеть со мной за одной партой. Я знаю, что у меня есть горб, он у меня всегда будет, но я хочу себя чувствовать нормальным человеком». Сейчас Артему 18 лет, у него нет возможности исправить искривление позвоночника, но он компенсирован во всех остальных смыслах: общается с теми, с кем хочет, его приняли интересные ему люди, социум, потому что он сам – очень интересный парень. Вот он – зрелая личность, и был ею даже в 12 лет.

 

– Какие установки позволят принять свое особое положение в обществе?

– До ребенка нужно донести, что неприятие в обществе может быть. И ему нужно будет такое отношение преодолеть. Но он должен понимать, что у других людей – другие трудности. Мы все что-то преодолеваем. Ты знаешь свои проблемы, но не знаешь чужие. Но каждая ситуация, из которой ты вышел победителем, дает тебе возможность роста и развития. Преодолел трудность? Молодец! Так у ребенка будет формироваться более здоровая самооценка. А если она будет формироваться за счет других людей – это же будет катастрофа! Дети, которых поддерживают родители, хвалят каждый их маленький шаг, иногда удивляют даже врачей, которые, казалось бы, про их болезнь знали все. И эти доктора могут подтвердить, что дети при правильном психологическом формировании в рамках своей патологии достаточно компенсированы и успешны.

 

– А какие установки вы даете вашим подопечным из паралимпийской сборной?

– Как и все, они перед соревнованиями тоже переживают, потому что понимают: это шанс, которого больше, возможно, не будет. И если ты сейчас что-то упустишь, не сможешь проконтролировать свои эмоции, то потеряешь шанс стать олимпийским чемпионом. Сначала я убираю у них тревогу, напряжение, страхи, что не получится. А потом стараемся снизить ответственность. То есть работаем над установкой, что нужно просто пойти и показать то, что спортсмен уже много раз делал на тренировках. Когда нет мысли «Сейчас или никогда», уходит тревога. А это значит, что в кровь не вбрасывается адреналин, не повышается давление, не возникают тахикардия и слабость в руках и ногах… В таком состоянии еще никто олимпийскую медаль не выигрывал. Кстати, снижение фиксации на значимости какого-то события может пригодиться и в других сферах жизни.

 


До ребенка нужно донести, что неприятие в обществе может быть. И ему нужно будет такое отношение преодолеть. Но он должен понимать, что у других людей – другие трудности. Мы все что-то преодолеваем


 

– Личная жизнь и физические ограничения – какие здесь могут быть советы? Люди ведь могут стесняться своих недостатков и из-за этого отказываться от новых знакомств, общения, дружбы и любви…

– Опять же все это зависит от того, насколько человек адаптирован быть таким, какой он есть. В современном мире есть множество возможностей компенсировать самые разные физические ограничения, минимизировать последствия нездоровья. Если человек не делает чего-то, то это вопрос восприятия его собственного ограничения. Если он себя считает ограниченным, никому не интересным, то будет сидеть дома. Если он считает, что он такой, какой есть, но может себя в чем-то проявить настолько, насколько может, то не будет запираться в четырех стенах. В конце концов, у каждого человека есть свои изъяны и недостатки, более или менее очевидные. Мы все несовершенны. И всегда можно найти человека, которому будет интересно именно с тобой. При таком мировоззрении любой сможет выстроить отношения и с друзьями, и с противоположным полом. Важно понимать: от того, что человек закрывает себе эту реализацию, потребность-то меньше не становится. Если он говорит, что знакомиться ни с кем не будет, это не значит, что он знакомиться ни с кем не хочет. Хочет, но не разрешает себе. А это идеальная почва для развития невротических, тревожно-депрессивных расстройств. То есть он дополнительно себя травмирует.

 

– Но бывает, что попытка с кем-то наладить отношения была, кто-то по­нравился, но общаться этот человек в итоге отказался. Это же тоже может отбить охоту знакомиться…

– Если ты позволяешь себе знакомиться, то должен понимать, что другой человек имеет право сказать да или нет. Но в любом случае всегда можно найти того, кому ты будешь интересен, в каком бы ты виде ни был. Мир большой, и для меня в нем есть место – вот реакция человека с правильной приз­мой восприятия и здоровой самооценкой.

Лариса ЗЕЛИНСКАЯ,
ИА «Столица»

 


Фото: nii-evrika.ru; infourok.ru
Дата:24.04.2018
Выпуск: №59 (28441)


zybu 15.05.2018

Держите зубы в чистоте

Как правильно ухаживать за полостью рта, чтобы сохранить зубы здоровыми, рассказывает специалист....
3200
polinoz 08.05.2018

Как отличить аллергию от простуды?

С наступлением стабильного тепла многие жалуются на ухудшение самочувствия. У кого-то горло першит, у кого-то нос «потек» и глаза слезятся, как при ОРЗ....
4010
minzdrav 07.05.2018

Военный медик – олицетворение высокого гуманизма

Медицинских работников – ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла чествовали в Казани в канун празднования 73­-летия Победы....
2980
1 04.05.2018

Доступны для всех жителей республики

Рустам Минниханов посетил казанский Центр новых технологий РСП – медицинскую компанию, которая оказывает стоматологические услуги, в том числе в рамках государственно-частного парнерства по системе ОМС...
6520
8877 04.05.2018

Когда толерантность и грамотность почти синонимы

ВИЧ-инфекция в сознании большинства людей остается не только весьма опасной, но и почти неприличной....
4130
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    22 мая

    Фарид Хайруллович Мухаметшин (1947), Председатель Государственного Совета Татарстана.

    Раузил Магсумянович Хазиев (1959), генеральный директор АО «Татэнерго».

    Альберт Вазилович Мавликов (1968), начальник Татарстанской таможни.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Такая пролонгированная помощь ветеранам в виде акции "Красная гвоздика" - это прекрасно и очень благородно. К 75-летию Победы ветеранов Великой…
    Праздник закончился, акция продолжается
    21.05.2018
    Мы с семьей давно мечтаем побывать на Алтае - наслышаны о его красотах и целебном воздухе. Ирине Деминой посчастливилось съездить…
    Татарстан – Алтай: новый виток партнерства
    19.05.2018
    У трамвая 4-го маршрута своя тактика неуважения пассажиров. Стоишь на светафоре у бывшего пишмаша и трамвай стоит на конечной остановке…
    Такой вот краснобус…
    18.05.2018
    Отличная статья! Хотелось бы добавить. Скоро начнется лето, и в краснобусах начнется новая беда - невыносимая жара от включенных печек.…
    Такой вот краснобус…
    17.05.2018
    Очень странное интервью. В нем нет ни слова о том, как Юлашев все-же стал генералом - где, как служил после…
    Как стать генералом
    16.05.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров