20 июня 2018  18:33
Распечатать

Не очень-то дружелюбно

Заметки казанского пешехода

 

99999

 

Недавние снегопады в Казани напомнили об одной  серьезной проблеме. Если проезжую часть улиц в снежное время у нас еще чистят с переменным успехом, то до тротуаров у коммунальных служб руки обычно доходят в последнюю очередь. Пешеходам приходится ковылять по щиколотку в снегу, «ползти» по наледи или передвигаться по обочине той самой проезжей части, рискуя жизнью. Впрочем, казанский пешеход – вообще существо не очень защищенное, и не только зимой…

 

ЛАВИРУЕШЬ-ЛАВИРУЕШЬ…

Каждое рабочее утро я попадаю в пробку. Причем еще не дойдя до автобусной остановки. Узкие междворовые улочки моего микрорайона в последние годы заполонили автомобилисты. Поскольку микрорайон строился больше сорока лет назад, дворы не были рассчитаны на такое количество машин, которые теперь в часы пик создают заторы, гудят, пытаются как-то разъехаться… Человек, пытающийся лавировать между ними, с одной стороны, конечно, более маневренен, но с другой – постоянно рискует попасть под колеса, потому что водители в своих разборках обычно не склонны учитывать тот факт, что и «безлошадным» надо как-то передвигаться.

По дороге к остановке я прохожу между школой и детским садом. Еще лет десять назад даже детсадовцы из соседних домов могли спокойно дойти сюда самостоятельно. Теперь страшно и за старшеклассников, ибо именно здесь скапливается наибольшее количество авто на моем утреннем маршруте. Родители-водители почему-то твердо убеждены, что чадо непременно надо довезти прямо до ворот образовательного учреждения, хотя разъехаться там даже паре авто непросто, а уж когда их четыре-пять… А ведь бывает и больше.

 


Энрике Пеньялоса рассказывал, как объяснялся со своими автомобилистами, очищая тротуары от несанкционированных парковок. Он резонно замечал на их жалобы, что те, покупая холодильник, который не влезает в их кухню, не требуют от властей новую квартиру. Так почему же, покупая авто, они не думают заранее о том, где будут его парковать?


 

Если во всем этом автовавилоне летом пешеходу еще как-то можно протиснуться по обочине, то зимой обочины, как правило, превращаются в сугробы. Как и тротуары. Впрочем, последние и в теплое время не всегда спасают. Если это тротуар вдоль дома, будьте уверены – он занят автомобилями. Их владельцы на замечание, что людям негде пройти, только разводят руками – негде парковаться. Когда весной начинают таять снега, народ добирается до подъездов чуть ли не вплавь, потому что с ливневками, как известно, беда, а тротуары – они высокие и относительно сухие, но всегда заставлены.

Кстати, о «негде парковаться». Это правда, негде. И не только в старых микрорайонах. В присланных из мэрии Казани ответах на наши вопросы, возникшие при подготовке этого материала, говорится: «Современные жилые комплексы строятся с надземными или подземными паркингами. Таковы правила землепользования и застройки». Между тем коллега, несколько лет назад переехавшая в шестиподъездную 18-этажку в одном из новых районов города, рассказывала, с каким трудом ее соседям удалось «выбить» под парковку участок близлежащего пустыря. И всем места там все равно не хватило. Дома становятся все выше, и практически в каждой семье там есть машина, а то и две.

 

Маргарита ГАФУРОВА_7

 

Но есть тут и другая сторона вопроса. Когда в 2013 году в Казани с лекцией выступал известный урбанист, бывший мэр колумбийской столицы Боготы Энрике Пеньялоса, он рассказывал, как объяснялся со своими автомобилистами, очищая тротуары от несанкционированных парковок. Он резонно замечал на их жалобы, что те, покупая холодильник, который не влезает в их кухню, не требуют от властей новую квартиру. Так почему же, покупая авто, они не думают заранее о том, где будут его парковать?

Мне как пешеходу позиция Пеньялосы очень близка. Тем более что он и вообще знаменит тем, что превратил Боготу в дружелюбный, как это сейчас модно говорить, к пешеходам город. Его основная идея: города должны быть для людей, а не для машин. Он расширял бульвары, обустраивал пешеходные зоны и велосипедные дорожки, наладил работу городского транспорта так, чтобы ездить на нем было удобнее, чем на авто.

 


Если во всем этом автовавилоне летом пешеходу еще как-то можно протиснуться по обочине, то зимой обочины, как правило, превращаются в сугробы. Как и тротуары. Впрочем, последние и в теплое время не всегда спасают


 

И его идеи даже нашли отклик у руководства нашей республики. «Думать надо о людях, а не о машинах», – сказал Президент Рустам Минниханов в том же 2013 году на совместном заседании республиканского Кабмина и коллегии МВД по РТ. Имея как раз в виду то, что в процессе дорожного движения больше внимания надо уделять все-таки пешеходам. И сослался при этом на упомянутого колумбийского эксперта по урбанистике. Но почему же я так и не почувствовала, что обо мне как о пешеходе кто-то думает?

ЛЕСТНИЧНАЯ БОЛЕЗНЬ

«Человечество сделало большую ошибку, начав приспосабливать города под машины, а не под людей, и сейчас уже во многих мегаполисах пытаются эту ошибку исправлять. Например, на Бродвее многие участки сделали исключительно пешеходными, в Мадриде убрали под землю автотрассу, чтобы построить парк». Это из казанской лекции все того же Пеньялосы. А вот из личного опыта: будучи в Париже, мы смогли обойти пешком практически полгорода, ни разу не наткнувшись на подземный, а тем паче надземный переход. Не встречались переходы с лестницами и в Стокгольме. Теперь вспомним, сколько таких громоздких конструкций вознеслось над улицами спальных районов Казани.

Недавно знакомая пенсионерка рассказывала, как теперь она добирается до рынка, что по другую сторону дороги от ее дома. Пожилой женщине, да еще если с тележкой, тяжело преодолевать лестницы надземного перехода. Но государство ведь субсидирует ей бесплатный проезд на транспорте… Поэтому она садится на своей остановке в автобус (благо они у нас теперь низкопольные), едет остановку или две (в зависимости от маршрута) – до того места, где дорогу можно перейти без препятствий, переходит, садится на другой автобус и доезжает до своей же остановки, но уже с другой стороны перехода.

 

  Рустам МИННИХАНОВ, Президент РТ:

view_3554467_2732625

Думать надо о людях, а не о машинах…

 

Между тем в переходах есть встроенные лифты. Отвечая на наши вопросы, в мэрии сообщили, что да, они ломаются. Кстати, причиной тому чаще всего бывают сами же пешеходы. Из тех, кого именуют вандалами. Но поломки устраняются «по мере приобретения и поставки запчастей». Правда, доставка импортных запчастей требует времени, а также «существующие тарифы не позволяют оперативно устранять поломки после вандальных действий».

Но я ни разу не видела, чтобы они работали. А, нет, видела! Однажды в переходе на Зорге лифт включили. В нем тут же застряла женщина с коляской – двери не открывались ни вверху, ни внизу. Пришлось звонить в службу спасения. С тех пор лифты там опять «умерли».

Впрочем, у этих лифтов есть свои особенности, о которых многие просто-напросто не знают. Но нам об этом рассказали, так что цитируем, потому что знать это надо: «В пешеходном переходе для вызова кабины лифта и ее движения необходимо непрерывно держать кнопку (порой жители ограничиваются одним нажатием), во избежание остановки нельзя задевать напольную планку. Кабина, рассчитанная в том числе на транспортировку колясок, при подъеме/спуске движется медленнее, чем лифты в жилых домах».

И все же – сама идея превратить жизнь горожанина в преодоление лестниц мне лично представляется ущербной.

 

НЕ ПРОЧУВСТВОВАЛ – НЕ РЕШИЛ

Кстати, вы заметили, что в Казани все чаще появляются светофоры там, где раньше был только пешеходный переход? Я пешеход, я заметила. Еще вчера смело в этом месте переходила дорогу в любое время, а теперь стою и почти минуту жду, когда загорится зеленый. Ну а что, машинам, что ли, ждать, когда пройдут все эти безлошадные неудачники? Водителям некогда, они торопятся, а ты, раз уж не стал автомобилистом, можешь и потерпеть.

Вы скажете, что если машинам не обеспечивать быстрый проезд, будут большие пробки. Но послушайте, уже во всем мире давно говорят: бороться с пробками, расширяя дороги для машин, бессмысленно. Сами подумайте: машин будет все больше, рано или поздно они заполонят все дороги. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы люди меньше пользовались личным автотранспортом, больше – общественным, велосипедами. Чтобы у них было больше возможностей дойти до нужного места, если это недалеко, пешком, не встречая препятствий по дороге.

 


Сами подумайте: машин будет все больше, рано или поздно они заполонят все дороги. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы люди меньше пользовались личным автотранспортом, больше – общественным, велосипедами


 

Но, если честно, я пока не вижу выхода из всей описанной ситуации. Я не урбанист, не специалист по городскому обустройству и не думаю, что автомобилистов легко заставить выйти из машины (в широком смысле). Но мне кажется, понимаю, почему в городе так плохо решаются проблемы пешеходов. Потому что чиновники, которые отвечают за вопросы городского благоустройства, все как один – автомобилисты. И жены их – автомобилисты. И дети их в школу едут не на автобусе. Поэтому они не знают, какова на самом деле жизнь пешехода во вверенном им городе. Им не приходится пробираться через сугробы по тротуарам, лавировать между машинами, добираясь до остановки общественного транспорта, подниматься и спускаться по обледеневшим зимой и просто высоким летом лестницам переходов. Они не боятся шагнуть на пешеходную зебру перед капотом приближающейся иномарки. И им не понять, почему народ, несмотря на все призывы, упорно не хочет предпочесть общественный транспорт личному. (Рассказываю: потому что наш общественный транспорт – далеко не самое комфортное на планете место.) А пока ты лично не столкнулся с проблемной ситуацией, то слабо представляешь, как ее решать.

Вы скажете, что ситуация в принципе неразрешима? Ну вот в Европе люди как-то пытаются ее разрешить. И у них даже что-то получается. «В настоящее время на завершающей стадии разработки находится новый генплан Казани, в котором будут заложены основные принципы пешеходных пространств на ближайшие десятилетия», – пообещали нам все в том же письме из мэрии. Ну посмотрим…

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Впрочем, ожидать решения проблем только от городских властей неправильно. Не власти заставляют водителей создавать заторы на узких междворовых улицах, в том числе возле школ и детсадов. Кстати, в нашем микрорайоне, говорится в уже упоминавшемся письме из мэрии, рядом с теми самыми школой и детсадом установлены знаки «Дети», «Ограничение скорости» и созданы искусственные неровности. Подтверждаю: все это есть. Но ходить все равно страшно. В мэрии пообещали рассмотреть возможность установки здесь еще и знака «Жилая зона». Честно говоря, не знаю, как это повлияет на водителей. Вот если бы тут еще и камеры поставить…

 

Маргарита ГАФУРОВА_3

 

Не власти виноваты и в том, что люди оставляют машины перед дверями подъездов так, что из них невозможно выйти. Вопросами благоустройства придомовой территории и организации здесь парковок, говорится все в том же письме, должны вообще заниматься сами собственники жилых помещений. Не власти вынуждают водителей зло «бибикать» в адрес пенсионерки с палочкой, медленно передвигающейся по скользкому пешеходному переходу. Хотя кто тебе, собственно, сказал, что если ты сел за руль, то более ценен для общества, чем эта вот мешающая тебе бабушка-пешеходка?

Почему бы вообще автомобилистам иногда тоже не подумать о том, как нам лучше обустроить наш город, чтобы в нем было удобно и людям тоже, а не только машинам? «Да ладно, у самой машины нет, вот и завидуй молча!» – предвижу такой ответ на свои доводы. А вы представьте, что я тоже куплю машину. И все мои пока «безлошадные» соседи. И вообще все горожане, кто до сих пор этого не сделал. И далеко ли мы уедем в городе, где не будет места людям?

 


Фото: Маргарита ГАФУРОВА
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:19.02.2018
Выпуск: №25 (28407)


  1. Dexter:

    Знакомые ездили в выходные на Кленовую гору в Марий Эл, так говорят, что по лесным тропинкам в снежном лесу комфортнее ходить, чем по городским тротуарам.

  2. Марина Чернышова:

    Зимой сугробы и лед на тротуарах, а летом, не дай Бог ливень, и идти невозможно, не промочив ноги чуть ли не до колена. Потому что ливневок, как в статье уже написано, практически нет. А автомобили мимо несутся так, как будто главная цель их жизни — залить тебя грязной водой с головы до ног. И ведь заливают.

  3. Н.Зимина:

    На выходе из метро «Суконная слобода» раньше был удобный пешеходный переход на другую сторону улицы Назарбаева, прямо возле метро. Нет, машинам это мешало. Сделали для пешеходов подземный переход, где регулярно света не бывает, идти до него метров сто. Машинам теперь удобно, людям нет. Приоритеты в городе такие.

  4. Анвар Юнусов:

    В статье точно описаны мои страдания, когда я пешеход в Казани.
    У меня есть несколько дополнений по теме:
    1) Я бы ещё сравнил сколько денег вкладывается в строительство и ремонт дорог, внеуличных переходов и строительство развязок (Всё это для автомобилистов) с затратами на развитие ОТ, строительство тротуаров и велосипедные дорожки.
    2) Светофорные фазы настроены для преимущества машин, заставляя пешеходов ждать долго и провоцируя их на переход дороги с нарушением ПДД.
    3) Зимой после снегопада вместо того, чтоб в первую очередь чистить тротуары, остановки и автобусные полосы, чистят в первую очередь автомобильные дороги, по которым поедет меньше чем обычно машин, так как многие не смогут выехать. А снег складируют на автобусных полосах.
    4) Чиновники, которые не могут организовать «спокойные» дороги, а только вешают знаки и разводят руками, что не мы же гоняем и не соблюдаем знаки, а автомобилисты, — профнепригодны.

  5. Полностью согласен с автором статьи. Кто мне сможет объяснить, почему в Казани машины ездят на больших улицах по абсолютно чистому асфальту, а пешеходы идут по полуметровой подушке, обходя огромные снежные и ледяные колдобины. А объяснить это довольно просто, о чем и говорил автор: люди, руководящие уборкой города от снега, сами не ходят по тротуарам, а ездят на удобных и комфортабельных авто. Отсюда и выбор приоритетов в закупке снегоуборочной техники – на большую, убирающие автодороги, деньги выделяются, а малой, работающей на тротуарах, в городе просто КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает. Дороги для пешеходов убираются также, как и 20, 30 лет назад – лопатами, ломами и метлами.
    А еще недавно в Москве проверили управляющие компании на предмет не только наличия ставок дворников, но и реального их наличия. Выяснилось, что во многих УК дворники числились, кто-то получал зарплату, а реально улицы никто не убирал. Заведены уголовные дела. Неплохо бы и в Казани и других городах республики провести такие проверки.
    Павел, Казань

Добавить комментарий

myftui 20.06.2018

Футбол как символ толерантности

Ценности FIFA – такие как уважение к представителям других народов и вероисповеданий – не должны зависеть от футбола....
410
konkyrs23 20.06.2018

Остались только воспоминания…

Удивительное по искренности и исходящей из каждой строчки душевной боли письмо прислала на конкурс «Моя первая любовь» жительница Казани Юлия Кунаева....
920
klubnika 19.06.2018

Советы от Тамары Михайловны

У меня появились ягоды земляники садовой уродливой формы. Помогите разобраться: что способствует формированию таких ягод, как этого избежать в дальнейшем?...
3370
777 19.06.2018

НИКОЛЬСКИЙ Евгений Евгеньевич

Общественность Татарстана понесла невосполнимую утрату....
2920
7788 18.06.2018

События, которые меняют город и всех нас

Мундиаль в столице республики проходит без происшествий, а все недочеты удается корректировать в штатном режиме....
2150
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    20 июня

    Равиль Хамматович Зарипов (1954), помощник Президента Татарстана по авиакомплексу.

    Вадим Евгеньевич Махеев (1974), депутат Госсовета Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Ну что, лето наконец-то пришло, можно и к теме вернуться. Итак, Казань, утро, на улице +23. Автобус №43. Работает печка.…
    Такой вот краснобус…
    18.06.2018
    Помогите, пожалуйста, навести порядок в посёлке Новая Сосновка. В той части, которая находится над Дербышками нет асфальта и даже щебенки.…
    Прочности не гарантируют
    12.06.2018
    Вообще-то СанПин допускает уровень шума 30-45 ДБ в ночное время и 45-55 в дневное. Превышение этого уровня, особенно систематическое, вредит…
    О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время
    11.06.2018
    В районе между Бакалейная 46а, Сабан 3 и ГК Химик планируется строительство жилого дома. В этом районе совершенно нет зелени…
    В Татарстане запущен новый онлайн-сервис опроса жителей
    09.06.2018
    Уважаемая Разина. Меня заинтересовала ваша ситуация. Свяжитесь со мной, пожалуйста. yfarida@yandex.ru
    Земля пайщиков: межевание интересов
    09.06.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров