25 февраля 2018  16:48
Распечатать

Не хочу учиться. В школе

В республике растет интерес к семейному обучению

 

nrtv.ru_

 

Жалобы на школу, увы, в последнее время среди родителей – обычное дело. Не нравятся учебные программы, которые детям почему-то сложно освоить только при помощи учителя (и родителям приходится включаться в процесс, тратя на это чуть ли не все свободное время и нервы). Не устраивают постоянные сборы денег на все и вся (они, конечно, официально запрещены, но мы же знаем…). Нередко не складываются отношения с педагогами (такое бывало и раньше, но в прежние годы о психологическом комфорте школьника как-то не принято было думать). На фоне этих и многих других причин для недовольства системой образования набирает силу новый тренд – семейное обучение.

 

ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА

У пятнадцатилетней Айгуль родители развелись. И девочка осталась с папой. Сложная семейная ситуация оставила свой след в детской душе: Айгуль плохо переносит общение с другими людьми.

– А если ты в классе не прибился ни к какой компании, тебя, белую ворону-одиночку, начинают травить. И никому до этого особо нет дела, – вспоминает она свое школьное прошлое. Да, теперь прошлое, потому что уже два года девочка находится на семейном обучении.

 


Современное поколение молодых родителей проблемы социализации волнуют меньше, чем потребности конкретной личности. Личности их ребенка, которому они хотят обеспечить максимально эффективный и при этом комфортный процесс обучения


 

Тут надо объяснить: существует разница между понятиями «семейное обучение» и «домашнее обучение». Последнее, пояснили нам в Министерстве образования и науки РТ, предусмотрено для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, и учителя занимаются с ними на дому. Семейное обучение, оно же самообразование, нынче законом также разрешено. Причем, подчеркивают специалисты министерства, указывать причины, по которым родитель забирает ребенка из школы, необязательно.

Изучив законодательство, Айрат, отец Айгуль, решил, что не стоит больше мучить ребенка, каждый день ходившего в школу, как на каторгу. Так девочка стала учиться дома.

Саму ее эта ситуация вполне устраивает.

– Тебя никто не дергает, никто не шумит вокруг, пока ты пытаешься усвоить какой-то материал. Можешь сам планировать свой день. Больше внимания уделяешь той информации, которая, как ты считаешь, для тебя важнее, – рассуждает девочка. – В школе, за которой ты числишься, появляешься два раза в год, только чтобы сдать зачеты. Учителя при этом относятся ко мне совершенно нормально, никаких косых взглядов из-за того, что я не хожу в школу, нет.

 


Существует разница между понятиями «семейное обучение» и «домашнее обучение». Последнее, пояснили нам в Министерстве образования и науки РТ, предусмотрено для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, и учителя занимаются с ними на дому. Семейное обучение, оно же самообразование, нынче законом также разрешено


 

Но, тут же добавляет Айгуль, есть и проблемы. Например, в учебниках не всегда все написано понятно, иногда приходится прилагать достаточно много усилий, чтобы разобраться. Хорошо, у папы техническое образование. А то ведь, если останутся «хвосты» – школа имеет право отказать ребенку в продолжении семейного обучения…

Сам же папа считает, что их случай – все же вынужденная мера. Не начнись у ребенка настоящей депрессии на фоне постоянного школьного стресса, он бы никогда не решился на этот шаг, потому что это трудно в первую очередь для самого родителя.

– В идеале при семейном обучении один из родителей должен бросить все и заниматься только ребенком, – говорит Айрат. – У нас, как вы понимаете, такой возможности нет, и меня эта ситуация сильно выматывает. Да и ребенок много теряет, когда оторван от коллектива. Но мы обсудили проблему с психологом и решили, что для Айгуль на данном этапе все же лучше учиться дома.

 

ОНЛАЙН-ВАРИАНТ

«Почему мне говорят: «Ваш ребенок не понял тему, объясните ему»? Почему я должна ему объяснять? Я вообще-то не учитель! Зачем я тогда отдавала ребенка в школу? И ведь это в первом классе, а что же дальше будет?»

Жительница Казани Екатерина Петрова сегодня, пожалуй, одна из наиболее активных сторонниц семейного обучения. Ее посты в «Фейсбуке» по этому вопросу неизменно собирают огромную аудиторию, и лейтмотивом в обсуждениях звучит: «Ой, какая ты молодец, что забрала ребенка из школы». Что, в общем, довольно показательно.

 

semeynoe

 

В подготовишку, вспоминает Екатерина, ее сын ходил с удовольствием. А вот с учителем в первом классе отношения не сложились. Ни у сына, ни у мамы, которая искренне возмутилась тем, что педагог действует по принципу «ваш ребенок – вы его и учите». Она было попыталась перевести сына в другой класс, пошла к директору, но понимания и желания решать проблему в пользу ребенка не увидела. Тогда и пришло решение учиться дома.

– О том, что такое возможно, что вариант семейного обучения закреплен законом, просто не все знают. Иначе таких случаев было бы гораздо больше, – уверена Екатерина. – Мне многие пишут, жалуются, что ребенку уже в первых классах тяжело в школе, что там совершенно не мотивируют на учебу, что родителям все равно приходится дополнительно заниматься с детьми вечерами… Конечно, школа не в восторге, когда люди забирают детей, чтобы учить их дома. Ведь мы тем самым показываем, что образовательная система неэффективна.

 

  Екатерина ПЕТРОВА, жительница Казани:

61

Мне многие пишут, жалуются, что ребенку уже в первых классах тяжело в школе, что там совершенно не мотивируют на учебу, что родителям все равно приходится дополнительно заниматься с детьми вечерами… Конечно, школа не в восторге, когда люди забирают детей, чтобы учить их дома. Ведь мы тем самым показываем, что образовательная система неэффективна.

 

Выбирая школу для сына, я смотрела, какие там результаты ЕГЭ у выпускников. Теперь понимаю: эти результаты – заслуга родителей, оплачивающих репетиторов. Но если ребенок все равно занимается с кем-то еще, зачем тогда школа? Мой сын вставал в шесть утра, шел на занятия, там половину просто не понимал, приходил домой – и мы до полуночи делали с ним уроки. Он выматывался, у него ни на что больше не оставалось времени… Стали учиться дома – появилось время и спортом заниматься, и на робототехнику ходить, и с ребятами во дворе гулять. И не то чтобы он стал более мотивированным – нет, конечно, приходится и заставлять. Зато не тратится впустую время, которое он раньше просто бесполезно просиживал в классе.

В семейном обучении Екатерина видит и другие плюсы – например, можно спокойно уезжать из города, даже жить в другой стране, не боясь что-то пропустить, можно самим планировать каждый свой день и график занятий. Из минусов – не всегда у самих родителей хватает силы воли, чтобы поддерживать необходимый рабочий график. Или как, скажем, быть, если у родителей нет возможности постоянно заниматься с ребенком? И что делать, когда начальная школа закончится и маминых гуманитарных знаний не хватит на то, чтобы объяснять физику и химию?

Но тут выход как раз нашелся. Ведь сегодня есть частные сертифицированные онлайн-школы. Они, как правило, работают на базе образовательных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга. То есть ребенок закрепляется за столичной школой и учится дистанционно. Полгода сын Екатерины состоял в московской онлайн-школе вольнослушателем, и мама убедилась, что это вполне достойный вариант. На «дистанционке» невозможно не выучить какой-то урок или «проболеть» контрольную – все равно каждую тему надо сдать. Есть видеоуроки, где опытные педагоги подробно все разъясняют, проводятся вебинары, запись которых доступна в любое время. Есть чат для виртуальных одноклассников, где можно обсудить домашнее задание и (теоретически) даже списать – что называется, вам доступны все удовольствия школьной жизни…

Да, это обучение стоит денег. Но Екатерина убеждена: не больших, чем собирают за год с обычных учеников на разные «нужды школы». При этом она совсем не склонна утверждать, что ее сын будет до самого окончания школы заниматься дистанционно.

– Если я увижу, что ему нужна возможность углубленно изучать те предметы, к которым у него есть склонность, то, конечно, он пойдет учиться в специализированную школу. Но пока нас все устраивает.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Как рассказали нам в Министерстве образования и науки РТ, в прошлом году из почти 380 тысяч школьников республики только чуть более 550 детей находились на семейном обучении. Пока, конечно, капля в море. Но, судя по тому, как горячо тема обсуждается в социальных сетях, можно сделать вывод: речь все же идет о новом образовательном тренде. Насколько вырос в Казани интерес к семейному образованию – об этом можно судить, например, по следующему факту. В Интернете существует портал «семейное-образованиеказань.рф», созданный родителями, которые уже «в теме», в помощь тем, кто только начинает самостоятельно обучать детей. У портала есть свой чат в мессенджере telegram. Когда он только по-явился полтора года назад, там общалось восемь человек. Сегодня – более 250 семей.

 


В прошлом году из почти 380 тысяч школьников республики только чуть более 550 детей находились на семейном обучении. Пока, конечно, капля в море. Но, судя по тому, как горячо тема обсуждается в социальных сетях, можно сделать вывод: речь все же идет о новом образовательном тренде


 

«Значит, мы смогли объяснить родителям, что семейное образование – это не страшно», – пишет основательница портала Екатерина Чжао. Сама она в свое время вынуждена была забрать детей из школы просто потому, что семья живет за городом, где рядом нет хороших учебных заведений, а в Казань каждый день не наездишься (вот, кстати, еще одна категория потенциальных «домашних учеников»). Впрочем, и эта мама не отрицает категорически того, что когда-нибудь ее дети отправятся-таки в обычную школу, и не советует выбирать семейное обучение, если ребенку явно не хватает общения со сверстниками.

О том, кому вообще не стоит уходить из школы и какие подводные камни скрывает семейное обучение, мы говорили и с психологами центра социального обслуживания детей и молодежи «Доверие» при Комитете по делам детей и молодежи казанского исполкома.

Что же говорят специалисты? Действительно, есть дети, которым с психологической точки зрения будет лучше учиться дома. Это, например, те, кто в силу индивидуальных особенностей не может ужиться с одноклассниками, кто плохо переносит критику и оценки, кто крайне застенчив и испытывает стресс в большом коллективе. Еще есть дети, которые чересчур подвижны, у них большое количество энергии, и она не всегда находит конструктивный выход, а это может нести опасность для них самих и для окружающих.

 

o-krohe.ru_

 

При этом родители, принимая решение, должны понимать, что знания, которые они дадут ребенку дома или которые он найдет где-то сам, могут быть поверхностными, недостаточными для усвоения школьной программы. Что ребенок при этом лишается возможности каждодневного общения с другими людьми, а это важный опыт в процессе становления личности, он может так и не научиться выстраивать отношения.

Не стоит забирать ребенка из школы родителям, которые не готовы или не могут в силу различных причин посвящать много времени учебе и организации свободного времени ребенка. В деле семейного обучения очень важно правильно организовать процесс. Должно быть специальное место для занятий, необходимы твердое расписание и режим дня, это будет поддерживать дисциплину.

И желательно все же посещать некоторые занятия в школе. Например, те, которые ребенку наиболее интересны или которые сложны даже для родителей. Неплохо также участвовать в каких-то классных мероприятиях, это поможет поддерживать нормальные отношения с одноклас-сниками и педагогами.

 

ГЛАВЕНСТВО ИНДИВИДУАЛИЗМА

Если говорить о том, действительно ли семейное обучение эффективнее школьного, то в Минобрнауки этот тезис не подтверждают.

 


Не стоит забирать ребенка из школы родителям, которые не готовы или не могут в силу различных причин посвящать много времени учебе и организации свободного времени ребенка. В деле семейного обучения очень важно правильно организовать процесс


 

«К сожалению, статистика результатов качества обученности ребят, которые получают образование в семейной форме или в форме самообразования, за исключением единичных случаев, не в пользу данной тенденции, – говорится в официальном письме, присланном в редакцию в ответ на просьбу дать первичный анализ нового образовательного тренда. – Но говорить о каком-либо положительном или отрицательном опыте еще очень рано».

К тому же и в Минобре напоминают: школа – важный фактор социализации личности, об этом еще Макаренко писал…

Но современное поколение молодых родителей проблемы социализации волнуют меньше, чем потребности конкретной личности. Личности их ребенка, которому они хотят обеспечить максимально эффективный и при этом комфортный процесс обучения. И если школа им этого не дает, они готовы взяться за дело самостоятельно.

 


Фото: nrtv.ru; semeynoe.com; o-krohe.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:07.12.2017
Выпуск: №181 (28369)

Добавить комментарий

adnjzDPieDb4wpqo1tFq-1060x600-watermark 22.02.2018

Энергия хакатона

В Казани студенты нашли новые решения для электроэнергетической отрасли....
4420
lab 15.02.2018

Лабораторка для всех

«Лабораторную работу» писали в минувшую субботу почти в 60 городах восьми стран....
4880
kvantorium1 12.02.2018

Инженеры будущего

Три детских технопарка «Кванториум» открыты сегодня в Татарстане – в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Это лучший показатель по регионам России....
3540
taizer1 08.02.2018

Цифровизация,
по-национальному

На сайте Академии наук запустили проект Tatzet. Это совместный труд Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова (ИЯЛИ) и Института прикладной семиотики АН РТ....
3340
fb.ru 08.02.2018

8 февраля – День российской науки

8 февраля 1724 года по повелению Петра I указом Сената была учреждена Российская академия наук. Именно в этот день с 1999 года отмечается День российской науки....
6110
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


    Анекдоты от Главреда

    Что дарить на 23-е февраля?

    Анекдоты от Главреда. Анимация.

    Все анекдоты

  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    25 февраля

    Олег Герольдович Синяшин (1956), академик РАН, директор Института органической и физической химии им. А.Арбузова КНЦ РАН, председатель Казанского научного центра РАН.

  • История в рисунках и цифрах

    04.02.1928

    30.04.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №30.04.02.1928

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    В статье точно описаны мои страдания, когда я пешеход в Казани. У меня есть несколько дополнений по теме: 1) Я…
    Не очень-то дружелюбно
    21.02.2018
    На выходе из метро "Суконная слобода" раньше был удобный пешеходный переход на другую сторону улицы Назарбаева, прямо возле метро. Нет,…
    Не очень-то дружелюбно
    21.02.2018
    Зимой сугробы и лед на тротуарах, а летом, не дай Бог ливень, и идти невозможно, не промочив ноги чуть ли…
    Не очень-то дружелюбно
    20.02.2018
    Знакомые ездили в выходные на Кленовую гору в Марий Эл, так говорят, что по лесным тропинкам в снежном лесу комфортнее…
    Не очень-то дружелюбно
    20.02.2018
    Больше не куда обратится, думаю что вы поможете. Моя квартира находится в доме 18 а по ул Гаврилова на 5…
    За поддержкой — к Президенту
    19.02.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров