Наших роботов погода боится

Как художник из Набережных Челнов воспитывает чемпионов мира по робототехнике

В середине июля Игорь Лосицкий вернулся из Австралии с чемпионата мира по робототехнике, куда в очередной раз возил свою команду школьников, которая и на этот раз заняла призовые места в разных категориях. И так вот уже несколько лет подряд.

Как художник из Набережных Челнов воспитывает чемпионов мира по робототехнике

 

RoboCup2019

 

В середине июля Игорь Лосицкий вернулся из Австралии с чемпионата мира по робототехнике, куда в очередной раз возил свою команду школьников, которая и на этот раз заняла призовые места в разных категориях. И так вот уже несколько лет подряд.

 

Игорь Лосицкий – бывший житель Набережных Челнов. Здесь он учился в школе, позже получил профессию художника. Когда-то я учил его иностранному языку в челнинской 22-й школе, потом мы регулярно общались многие годы. Лет десять назад связь оборвалась, но сайт «Одноклассники» этой весной помог её восстановить, и я с недоумением и восторгом узнал о его новом увлечении-профессии. Уже заработав себе реноме преуспевающего художника, воспевающего старые улочки и соборы Северной столицы (где он обосновался в середине 90-х), он вдруг резко сменил род занятий, став преподавателем робототехники.

 

– Игорь Александрович, как же так получилось, что гуманитарий превратился в технаря?

– Получилось в какой-то степени случайно. Когда сын поступил учиться в петербургский Президентский физико-математический лицей, мы с ним приняли участие в школьном конкурсе роботов. Купили стандартный набор «Лего», чуть его усовершенствовали и, к нашему удивлению, заняли первое место сначала на школьном, а потом и на городском конкурсе. Меня это дело увлекло, и, когда на следующий год мне предложили вести кружок робототехники в лицее, я с удовольствием согласился.

Нужно сказать, что в основе этого интереса лежат мои собственные школьные увлечения: в моём советском детстве была очень популярна научная фантастика, где часто главными героями были роботы. С одним моим другом мы даже пытались сами писать такие рассказы. И вот сейчас появилась фирма LEGO Education, которая предложила всем желающим инструменты для создания собственных роботов. Так я получил возможность реализовывать мои, как оказалось, не совсем умершие фантазии.

 


Каждый год в Татарстане в Иннополисе проводятся Всероссийские робототехнические олимпиады, после побед на которых нас отправляют на World Robot Olympiad – самое крупное и престижное соревнование национальных школьных команд, занимающихся роботами, которое ежегодно проходит в разных странах. Сначала, как новички, мы немного робели и места занимали не призовые. Но потом, освоившись, показали кузькину мать остальным командам


 

– Но ведь умение мастерить роботов предполагает знание компьютеров, электротехники, электроники…

– Да. И некоторые такие умения у меня были, ведь после окончания школы в Челнах я получил специальность слесаря контрольно-измерительных приборов в ПТУ, а потом год работал в центральной лаборатории измерительных приборов на одном из заводов КамАЗа – ремонтировал манометры и другие приборы. И только позже окончил Набережночелнинское училище искусств. Но прежние знания не забылись, навыки остались, поэтому я с удовольствием сначала с сыном, а потом и с другими детьми стал собирать роботов, прилаживая их детали, прокладывая электрические сети и набивая программы по их управлению (написанию компьютерных программ пришлось учиться на ходу).

 

– Каким же образом удалось забраться на вершины мировой школьно-студенческой робототехники?

– Когда неожиданно для меня самого мои ученики стали занимать первые места на петербургских конкурсах, то естественным путём они попадали на региональные конкурсы, а потом и на всероссийские. Каждый год в Татарстане в Иннополисе проводятся Всероссийские робототехнические олимпиады, после побед на которых нас отправляют на World Robot Olympiad – самое крупное и престижное соревнование национальных школьных команд, занимающихся роботами, которое ежегодно проходит в разных странах. Сначала, как новички, мы немного робели и места занимали не призовые. Но потом, освоившись, показали кузькину мать остальным командам. В нашем багаже начиная с 2013 года дипломы только первой (большинство) или второй категорий. Кроме того, в мире есть ещё и другие соревнования-чемпионаты, в которых мы регулярно участвуем и, главное, побеждаем.

Нужно отметить, что в Иннополисе наши команды не просто соревнуются друг с другом – мы, руководители, обсуждаем пути дальнейшего развития робототехники, разные методические вопросы. Ваш покорный слуга является председателем научно-методического комитета этого конкурса.

 

– Как набирается команда и как проходит работа в кружке в вашем лицее?

– После побед на международных олимпиадах меня пригласили заведовать лабораторией робототехники в петербургский ИТМО – один из ведущих российских вузов по информатике, инжинирингу и робототехнике. Поэтому теперь я руковожу как работой робототехнического кружка в лицее, так и лабораторией в ИТМО. Занимаются там не только студенты ИТМО и учащиеся Президентского лицея. Вход открыт для всех желающих, увлечённых робототехникой. Кто-то приходит, занимается, а потом уходит. А кто-то остаётся и создаёт робота, с которым мы едем на олимпиады и другие российские и международные соревнования. Это очень увлечённые дети, в какой-то степени фанатики.

 

RoboCup2019-2
Награды, с которыми вернулась команда Лосицкого из Австралии.

 

– Вероятно, ваши успехи во многом определены тем, что лицей и университет ИТМО имеют хорошие технические базы?

– Чтобы создать робота для международных соревнований, конечно, требуются вложения. У нас есть кое-какое оборудование, но, увы, в нашей стране, экономика которой ориентирована на сырьевые отрасли, денег на научные, технологические, машиностроительные и инженерные секторы выделяется недостаточно. Поэтому мы не можем себе позволить лучшие серводвигатели, «максоновские» моторы и т. п. Так что многого у нас нет. Работаем по принципу Левши, с изобретательностью и творчеством. Но с начала нового учебного года нам, как отдельному подразделению университета, обещают свой бюджет, поэтому мы смотрим вперёд с оптимизмом.

 

– Сейчас во многих городах существует масса различных платных кружков по робототехнике. Они как-то могут повлиять на развитие этой отрасли?

– Да, это увлечение модное, но в кружках изучаются и собираются роботы из готовых наборов. Какое-то представление о робототехнике они могут дать, но лишь самое начальное. К тому же недостаток хороших преподавателей в этой сфере не позволяет заниматься в подобных кружках настоящим творчеством. Но мне приходилось видеть команды школьников из маленьких провинциальных городков, например, Челябинской области, которые добивались результатов международного уровня, – они занимаются в бесплатных кружках. Всё зависит от преподавателей: это должны быть энтузиасты, которым интересно их дело и которые подходят к нему творчески.

 

– С какими роботами вы побеждали на международных соревнованиях?

– Однажды это был робот, определяющий степень зрелости клубники. Другой робот ездил по лесу и сортировал деревья на годные к вырубке и больные. Был робот, сбивавший сосульки с крыш. В этом году в Австралии наш робот Эльза играл на свирели и пел под гитару.

 

– Как вы выбираете, какого робота будете создавать?

– Если мы собираемся на World Robot Olympiad, то выбор зависит от темы, которую дают организаторы. Например, в 2018 году тема была «Еда имеет значение», а подтемы – «Ресурсосберегающее земледелие», «Качество питания», «Борьба с голодом» и т. д. Для олимпиады в Индии мы готовили модель по теме «Роботы и мусор». В 2014 году мировая олимпиада проходила в Сочи, тема была «Роботы и космос».

 


В лаборатории до сих пор занимаются некоторые из тех, кто начинал ходить в школьный кружок. Правда, сейчас они уже студенты. Некоторые из них планируют свою дальнейшую судьбу связать с робототехникой, другие не определились, третьи уйдут в другую сферу. Но полученные навыки и технические знания всё равно остаются с ними


 

– Как проходит работа над проектом?

– Мы начинаем думать над ним задолго до того, как приступим к непосредственной работе: обсуждаем разные идеи, варианты, делаем эскизы, шутим и придумываем что-то невероятное. Если заглянуть к нам в лабораторию, то непосвящённому покажется, что происходящее на занятиях – настоящий бардак: по столам и углам валяются детали, стоят открытые ноутбуки, у которых толпится несколько человек, из микродинамиков звучат порой странные звуки… Было, например, очень весело, когда мы обсуждали проект робота по сбиванию сосулек с крыш (потом этот робот победил в Индонезии, это было наше первое золото Всемирной олимпиады – в 2013 году). Годом ранее в нашем городе была настоящая катастрофа с обледенением крыш – у меня сохранились фотографии с трёх-четырёхметровыми сосульками. И вот мы, как патриоты города, озадачились этой проблемой и создали двойного робота: одна его половинка ездила по крыше здания в стиле классицизма (это же Петербург!), обследовала её на наличие сосулек, сбивала их, и они падали в корзину второй половинки, которая ездила внизу по земле и общалась с первой по bluetooth. И надо же – когда мы привезли медаль из Индонезии и о нашей победе был репортаж по местному ТВ, в эту зиму сосулек не стало! Мы сделали вывод, что высшие погодные силы испугались нас и нашего робота.

 

– Что является сверхзадачей таких кружков по созданию роботов? Подготовка будущих инженеров? Многие ли бывшие кружковцы пошли на инженерные факультеты?

– Ещё рано говорить об этом. В лаборатории до сих пор занимаются некоторые из тех, кто начинал ходить в школьный кружок. Правда, сейчас они уже студенты. Некоторые из них планируют свою дальнейшую судьбу связать с робототехникой, другие не определились, третьи уйдут в другую сферу. Но полученные навыки и технические знания всё равно остаются с ними. Чтобы большинство шло в эту отрасль, нужны более целенаправленные действия взрослых – органов управления образования, корпораций. Образец для действий – существующие кадетские классы в школах и суворовские училища: значительная часть их воспитанников идёт всё же в военную отрасль. Так и тут: чтобы получить будущих инженеров, нужно создать целую государственно-частную (с участием корпораций) стратегию по их подготовке.

Сейчас во многих городах страны созданы «Кванториумы» – центры технического творчества детей. Если они превратятся в подобие Домов пионеров с кружками, например, по вязанию, с минимальным финансированием, с целью только занять детей и увести их с улицы, то поставленные цели достигнуты не будут. В этих учреждениях должны работать увлечённые люди, а их финансированием должно заниматься не только государство.

Сергей ОЛЕНИН

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще