4 июня 2020  13:01
Распечатать

Наш бронепоезд не стоял на запасном пути

Опубликовано: 24.07.2017 20:09

 

drive2.ru

 

Музеи нынче не редкость – практически на каждом предприятии есть помещение с более-менее обширным набором экспонатов и документов, повествующих об истории коллектива. Есть комната боевой и трудовой славы и в Юдинском узле Казанского региона Горьковской железной дороги.

 

Вот только один из самых интересных экспонатов небольшого музея – бронепоезд «Красный Татарстан», собранный в апреле 1942 года, канул в Лету. Поезд встретил день Победы на польско-румынской границе, затем он был расформирован, и следы его затерялись. Говорят, его даже снимали в кинофильмах о Великой Отечественной. Совет ветеранов предприятия попытался найти татарстанскую достопримечательность, но поиски не увенчались успехом. Лишь документы и фотографии напоминают сейчас об этой славной страничке трудовой биографии юдинских железнодорожников.


С названием бронепоезда вопроса не возникло: «Кызыл Татарстан». Так значилось в документах. А на борту было выведено «Красный Татарстан». 


 

…Шли первые месяцы войны. В ожесточенных боях Красная Армия теряла солдат, технику. В октябре 1941 года Казанская железная дорога вышла с инициативой – построить на свои средства бронепоезд. Первого ноября Народный комиссариат путей сообщения СССР дал разрешение на его строительство. Коллектив Юдинского железнодорожного узла, как самый передовой и имеющий неплохую материально-техническую базу, получил военный заказ – в минимальный срок поставить на рельсы бронированную «крепость». С названием бронепоезда вопроса не возникло: «Кызыл Татарстан». Так значилось в документах. А на борту было выведено «Красный Татарстан». Возглавили строительство заместитель начальника депо станции Юдино Вячеслав Герасимович, начальник вагонного участка Александр Горожанин и секретарь партбюро паровозного депо Александр Ржавин.

Дело оказалось очень непростым – понятно, что до этого времени бронепоезда в Юдине не делали. Но, как говорится, назвался груздем… Теперь уже никого не волновало, что ни опыта, ни оборудования, ни даже броневой стали у юдинцев не было. Однако война диктовала свои законы – приходилось изворачиваться. С броней помогли казанские предприятия, а уж умение на любом оборудовании вытачивать самые сложные детали для российского человека не самая трудная задача…


Весь коллектив юдинского депо трудился по 15–18 часов, только бы фронт получил эту мощную боевую машину. Наравне с мужчинами с огромной отдачей, порой без сна, перевыполняли производственные нормы женщины.


 

Долго выбирали паровоз для бронепоезда, наконец остановились на маневровом паровозе депо Юдино ОВ 6116. Правда, у него был ряд недостатков – слабые тормоза и паровая машина, да и паровоздушный насос не отличался высокой производительностью. Зато в отличие от магистрального этот локомотив мог на хорошей скорости двигаться по временным, порой не укрепленным фронтовым железнодорожным путям. Устранить слабые стороны поручили мастерам паровозного депо Н.Николаеву и А.Шугурову. Были найдены решения для получения бронированных стекол, была изобретена особая система фильтрации, позволявшая использовать для двигателя любую воду, даже из лужи, что особенно важно в военно-полевых условиях.

Практически без отдыха работали на вагоноремонтном участке электросварщики Галим Шагабутдинов и Василий Каренков – это они монтировали бронеплощадки. Почти сутками были на трудовом посту котельщики И.Мишин, П.Мишин, Г.Миронов, Н.Просвирин, кузнецы В.Егоров, Г.Конд-ратьев, К.Акимов, слесари А.Троицкий, В.Ванюшин, А.Аксенов… Что и говорить, весь коллектив юдинского депо трудился по 15–18 часов, только бы фронт получил эту мощную боевую машину. Наравне с мужчинами с огромной отдачей, порой без сна, перевыполняли производственные нормы женщины – история сохранила имена сверловщиц Галии Гатиной, Анны Ершовой, Марии Самариной…


Татарстанский бронепоезд участвовал в боях за Сталинград, потом – на Северном Кавказе, с 1942 по 1944 год «Красный Татарстан» прошел по маршруту Москва – Сталинград – Астрахань – Ростов-на-Дону – Яссы – Варшава. 


 

Параллельно со строительством бронепоезда формировался его экипаж. Вагонным мастером определили Михаила Артамонова, машинистами – Александра Акулинина, Алексея Брыкалова, Сергея Бушуйкина и других. Командиром зенитной батареи был назначен Степан Крестенков.

Кстати, в состав экипажа бронепоезда «Красный Татарстан» вошел Александр Логинов, сын машиниста Александра Логинова – того самого, что в годы Гражданской войны вел легендарный бронепоезд «Свободная Россия» и освобождал Казань от белогвардейцев.

И вот на митинге в конце апреля 1942 года бронепоезд №723 был торжественно передан представителю военного командования Красной Армии.

В Москве юдинский экипаж пополнился артиллеристами, пулеметчиками, связистами и вошел в состав 46-го отдельного бронедивизиона. Татарстанский бронепоезд участвовал в боях за Сталинград, потом – на Северном Кавказе, с 1942 по 1944 год «Красный Татарстан» прошел по маршруту Москва – Сталинград – Астрахань – Ростов-на-Дону – Яссы – Варшава. Прошел свой путь с честью, а вот где нашел последнее пристанище, не известно. Может, и эта загадка со временем разрешится?

 

Наиля КЛЕВЛЕЕВА,
пресс-служба Минтранса РТ

 


Фото: drive2.ru
Выпуск: №107 (28295)


  1. Татьяна:

    Спасибо за интересную статью! Приятно узнавать все больше о героическом пути бронепоезда Красный Татарстан. Мой дедушка Крестенков Степан Тимофеевич не любил вспоминать войну, поэтому подробности узнаем только сейчас. Помним! Гордимся!

Добавить комментарий

читаем-вместе 03.06.2020

«Алые паруса», «Шурале» и другие

В канун Международного дня защиты детей в Татарстане стартовала республиканская акция «Читаем детям вместе»....
2230
каанское-кольцо 03.06.2020

Казанский трамвай закольцуют

Трамвайные линии начали укладывать в столице Татарстана на участке Большого казанско го кольца....
2730
ековесна 03.06.2020

Коронавирус помешал масштабу, но не чистоте

Ситуация с коронавирусной инфекцией не дала провести нынешний санитарно-экологический двухмесячник в республике в том масштабе, в котором он проводился в предыдущие годы....
2320
Gossovet-1-1 03.06.2020

Что мы знаем о татарстанском парламенте?

Продолжаем наш конкурс «Включайся в историю республики!», посвящённый 25-летию Государственного Совета РТ....
2300
семьи-с-детьми 03.06.2020

Выплаты на детей пришли в семьи

Семьи с детьми в возрасте от трёх до 16 лет начали получать обещанную выплату – 10 тысяч рублей на каждого ребёнка....
2790
  • Мнение

    Гузель УДАЧИНА, Уполномоченный по правам ребенка в РТ:

    удачина

    В сознании и душе нашего народа вопросы детства всегда были в приоритете. Татарстан – лидер в области создания и развития достойной инфраструктуры детства, в республике реализуется множество программ и проектов, нацеленных на повышение качества жизни семей с детьми.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    4 июня

    Александр Николаевич Гречкин (1952), директор Института биохимии и биофизики КНЦ РАН, академик РАН.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров