Найти свою нишу во Всемирной сети

print

 

www

 

Если печатное издание «Республика Татарстан» нынче отмечает свой 100-летний юбилей, то сайт газеты – только 16 лет со дня первого выхода в Интернет. Или уже 16 лет…

 

Ибо более чем полтора десятка лет активного присутствия во Всемирной сети – целая эпоха! За это время кардинально поменялось все – интересы читательской аудитории, содержание и формы подачи контента, а самое главное – способы его донесения до конкретного пользователя.

В Интернете окончательно утвердились принципы ИМТ – идеологизация, монетизация, технологизация. В такой ситуации серьезным и ответственным СМИ, не гоняющимся за лайками и фейковыми сенсациями, пробиться к своей целевой аудитории достаточно сложно.

«Яндекс», Google и другие сетевые монополисты, определяющие, какую информацию увидят в первую очередь пользователи Интернета, клятвенно заверяют, что она, эта информация, прежде всего должна быть полезной и общественно значимой. Увы, есть большие основания для сомнений на сей счет.

Можно привести массу примеров, когда все СМИ без исключения, начиная от районных и кончая федеральными, из номера в номер выкладывают на свои сайты репортажи, скажем, о каком-то масштабном спортивном событии. Но в топах выдачи на пользовательские запросы об этом чемпионате оказывается не тот, кто рассказывает о нем, а тот, кто продает на него билеты. Коммерческая выгода превыше всего!

 


Как показывает анализ, в том числе нашего сайта, 80–90 процентов источников трафика составляют заходы по закладкам браузеров, по ссылкам с других сайтов и через поисковые системы. Причем последние дают более половины трафика


 

Говорят, голь на выдумки хитра. Говорят, в обход бесчувственных поисковых роботов можно напрямую пробиться к своим читателям через различные мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber) и социальные сети (Twitter, Facebook и иже с ними). Кстати, новый президент США Дональд Трамп, которому на медийном поле брани объявлена тотальная информационная война, так и пытается делать. Мол, чихал я на вас всех, запальчиво и опрометчиво заявляет он, я общаюсь со своим электоратом через Twitter – и этого достаточно.

Ну что тут можно сказать? Дональд, ты неправ! Львиная доля посетителей Сети ищут и находят нужную им информацию, традиционно пользуясь услугами ведущих поисковых систем Google и «Яндекс», которые навряд ли переадресуют их запросы на личный Twitter Дональда Трампа. Ну куда же без них, без родимых!

Как показывает анализ, в том числе нашего сайта, 80–90 процентов источников трафика составляют заходы по закладкам браузеров, по ссылкам с других сайтов и через поисковые системы. Причем последние дают более половины трафика.

Приведу еще один пример. Имел я как-то удовольствие общаться с ведущим IT-специалистом одной широко известной в России коммерческой компании (во избежание рекламы назовем ее просто V), которая занимается продажей электронной техники. Так вот, в доверительной беседе он поведал, что в недрах компании V существует целое управление, единственная задача которого – продвижение собственного веб-ресурса во Всемирной сети. Работают целые отделы, а в них узкие специалисты по конкретным направлениям: отдельно – по «Яндексу» (пойди поспей за быстро меняющимся алгоритмом его поведения), отдельно – по Google, отдельно – по социальным сетям и т. д.

 


Мы хорошо изучили свою целевую аудиторию, ее возрастные особенности, интересы и предпочтения. И, как следствие, аудитория эта растет, показатели сайта улучшаются


 

А теперь поставим гипотетическую задачу, которая в скором времени может стать вполне реальной. Задачу поставим перед этой компанией V с ее мощным бюджетом, хорошо обученными спецами и каким-нибудь рядовым среднестатистическим официальным изданием, которое часто не только денег и штата для обслуживания сайта не имеет, а просто дублирует свои печатные материалы на своем веб-ресурсе. Задание такое. Есть ключевые слова «чемпионат мира футбол 2018 Казань» (скоро они станут весьма актуальными), используя их, нужно выйти в топ-3 в выдаче «Яндекса» и Google. Не надо объяснять, кому удастся это сделать…

Но не будем о грустном. Мы осваиваем свою нишу в Сети и прекрасно осознаем, где наше место. Нет, не там, где вы подумали. Мы хорошо изучили свою целевую аудиторию, ее возрастные особенности, интересы и предпочтения. И, как следствие, аудитория эта растет, показатели сайта улучшаются. Некорректно ресурсы официальных печатных изданий (а такие есть в любой стране) сравнивать с вышеописанным монстром – корпорацией V или блогами в соцсетях, занимающимися вбросом дешевых фейков, приколов и прочего мусора (неслучайно ужесточаются правила регистрации подобных аккаунтов). Их некорректно сравнивать даже с сайтами новостных агентств и порталами интернет-изданий. По­скольку последние не имеют бумажной версии, они способны, ни на что не отвлекаясь, все свои силы бросить на завоевание медиапространства во Всемирной сети.

А правильно будет сайты печатных региональных изданий сравнивать друг с другом. И вот тут мы, заметим скромно, занимаем весьма даже нескромные ведущие позиции. По данным аналитических онлайн-сервисов, интернет-версия нашей газеты по совокупному показателю (индекс цитирования, посещаемость, количество проиндексированных страниц и т. д.) прочно удерживает первые места в таблице оценки стоимости сайтов региональных российских изданий.

 


Золотая мечта редакции – перевести весь 100-летний бумажный архив номеров газеты в цифру и вывесить его на сайт не только в pdf-формате, но и в текстовом, чтобы статьи даже столетней давности могли участвовать в индексации поисковых систем


 

Однако мы не собираемся почивать на лаврах, понимая, что нужно своевременно реагировать на стремительно меняющиеся реалии жизни, в том числе виртуальной. Продолжая курс на конвергенцию, когда журналист одновременно и пишет, и снимает фото– и видеоматериалы, стараемся сделать контент сайта не только оперативным, но и мультимедийным, в том числе анимационным, связывая его с социальными сетями и популярными мессенджерами. Уже около четверти посещений на наш сайт совершается с помощью смартфонов, и эта тенденция, видимо, будет нарастать. Сайт адаптируется для комфортного отображения в различных девайсах и операционных системах, усиливается обратная связь с его посетителями. К примеру, разрабатывается модуль «Угадай счет» – прогнозы на предстоящие матчи хоккейных и футбольных турниров. Благо и «Ак барс», и «Рубин» имеют многочисленных болельщиков.

Золотая мечта – перевести весь 100-летний бумажный архив номеров газеты в цифру и вывесить его на сайт не только в pdf-формате, но и в текстовом, чтобы статьи даже столетней давности могли участвовать в индексации поисковых систем.

Хотя газета «Республика Татарстан» является светским изданием, но приятно сознавать, что идем в ногу с Ватиканом. Папа Римский решил оцифровать все манускрипты и книги Апостольской библиотеки, существующей с XV века. На завершение этой грандиозной задачи отпускается до 20 лет – выполнено пока лишь 10 процентов работ. Мы тоже прошли примерно десятую часть своего пути, но история нашего бумажного багажа в пять раз короче, и надеемся, если будет финансирование, завершить его в пять раз быстрее.

 

Рафаэль МИРГАЗИЗОВ,
заместитель главного
редактора газеты «РТ» –
руководитель онлайн-версии