18 февраля 2020  1:54
Распечатать

Надир Альмеев: прогулки с Данте

Опубликовано: 19.09.2016 16:36

 

xydoznik-20

 

В Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась большая персональная выставка известного мастера графики Надира Альмеева «Реминисценции», приуроченная к 70-летию художника и 50-летию его творческой деятельности. Центральное место в юбилейной экспозиции занимает одна из самых монументальных серий (100 листов), созданных художником в последнее время, – реминисценции на темы «Божественной комедии» Данте.

 

Надо еще поискать человека, который прожил бы в искусстве такую же долгую, яркую и насыщенную жизнь, как Надир Альмеев, и не имел даже звания заслуженного художника… В Татарстане на память приходит еще только одно имя – Баки Урманче, за которым тоже не всегда поспевало официальное признание. Не пришлось бы кусать локти и в случае с Альмеевым… Во всяком случае, по словам искусствоведов, никогда не упускавших из виду этого талантливого художника, ему уготовано место не только в общероссийских, но и в европейских анналах искусства печатной графики.

В казанскую художественную жизнь Надир Альмеев вошел в середине 1960-х, когда первая волна «оттепели» уже схлынула и хрущевский ботинок был недвусмысленно занесен над молодыми художниками, которые пытались найти в искусстве свой путь и свою неподражаемую манеру. Альмеев уже тогда ни на кого не был похож, выделяясь яркой индивидуальностью и самодостаточностью даже в среде казанской богемы. Его работами восхищались все, но увидеть их на официальных выставках было редкой удачей. Мешал шлейф славы элитарного художника, который тянется за ним и теперь, но в те годы это было совсем не так безобидно. Хотя, глядя сегодня на ранние работы Альмеева, поражаешься тому, сколько в них неподдельного гражданского чувства и какой-то экзистенциальной горечи от того, насколько хрупок мир да и сама жизнь на планете. Но «кураторов», по-видимому, сбивала с толку бешеная экспрессия, которая пронизывала работы молодого художника и стала со временем фирменной чертой альмеевской графики. В ней чудилось что-то тревожное и непокорное…

 


Нынешняя выставка, безусловно, знаменательна тем, что на ней впервые художник полностью представил серию офортов по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери, которой отдано более двадцати лет жизни


 

В молодости все переживается острее, и в особенности невозможность быть услышанным, но Альмеев и зависть – понятия несовместимые. Чаще завидовали, тайно или явно, как раз ему – его таланту, независимости и даже его семье, в которой как минимум один классик уже имеется. Это отец художника – выдающийся татарский оперный певец Усман Альмеев. А в том, что его сын выбрал художественную стезю, прежде всего заслуга Баки Урманче, часто бывавшего в доме Альмеевых и раньше других разглядевшего в 12-летнем мальчике будущего художника.

И таких историй, похожих на красивую легенду, в биографии Надира Усмановича немало. Неспроста в своих автобиографических заметках, вспоминая благословенное время, проведенное в отчем доме, он называет себя «юношей из артистической семьи, обитавшей на солнечной стороне жизни». Что, впрочем, не избавляло и не избавляет его, одного из самых ярких представителей поколения шестидесятников, от поиска ответа на мучительный вопрос: «Кто мы – свидетели эпохальных прорывов в космос, первого шага на Луне или невольные жертвы, по которым проехался бульдозер Времени?»

dante1-20 beg-20

 Надир Альмеев. Данте.                                                                           Из цикла «Воспоминание о беге».

 

О культурных корнях и творческих генах Надира Альмеева можно говорить долго, но хочется надеяться, что в скором времени он расскажет об этом сам, от первого лица. И можно не сомневаться, что его книга станет таким же уникальным явлением в культурной жизни Казани, как и каждая его выставка. К слову, со времени предыдущего вернисажа прошло десять лет, а нынешняя выставка, безусловно, знаменательна тем, что на ней впервые художник полностью представил серию офортов по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери, которой отдано более двадцати лет жизни. Как и всегда у Альмеева, это не столько иллюстрации, сколько попытка дать своеобразный художественный комментарий бессмертному тексту, следуя за своими собственными мыслями и ощущениями, как Данте за Вергилием. Этот титанический не только по масштабу, но и по своей филигранности труд пересказу поддается плохо. Это надо видеть, и даже если вы не читали Данте (а таких среди современных зрителей, думается, большинство), переходя от листа к листу, вы почувствуете, что перед вами и не графика вовсе, а сгустки живой энергии, некие смысловые протуберанцы, вобравшие весь противоречивый опыт человечества.

Вряд ли кто станет спорить, что в технике офорта Альмееву давно нет равных не только в Татарстане, поэтому о высочайшем мастерстве автора «Реминисценций» можно было бы и не говорить. Но что касается «прогулок с Данте», то, без всяких преувеличений, это шедевр. И будет непростительно, если покорение столь важной творческой вершины так и останется личным делом автора. По точному выражению одного из выступавших, эту серию Альмеев «сам себе заказал», и после закрытия выставки она скорее всего снова перекочует в его мастерскую, а значит, увидеть ее сможет разве что узкий круг специалистов и друзей художника. Но… Все-таки хочется думать, что после этой выставки при поддержке Министерства культуры последует череда новых вернисажей Надира Альмеева, в том числе и на родине Данте…

 


Фото: Рамиль ГАЛИЕВ; facebook.com
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Выпуск: №136 (28130)


Добавить комментарий

Село 17.02.2020

Из школы спешат в библиотеку

В Кукморском районе в два раза увеличилась посещаемость модельной библиотеки, созданной благодаря национальному проекту «Культура»....
1590
фотовыставка 14.02.2020

Белый храм над рекой

В Культурном центре имени А.С.Пушкина в Казани открылась фотовыставка «Архитектурное наследие Татарстана», посвящённая 100-летию образования республики...
3230
1 12.02.2020

Торжества в Качаловском театре

В Казанском академическом русском Большом драматическом театре отметили 145-летие со дня рождения Василия Качалова, имя которого более 70 лет с гордостью носит творческий коллектив...
2920
Театр_им._В.И.Качалова 11.02.2020

В Казани отмечают юбилей Качалова

11 февраля исполнилось 145-лет со дня рождения Василия Ивановича Качалова - русского артиста, имя которого более 70 лет с гордостью носит Казанский академический русский Большой драматический театр....
3610
stolica-s.su_ 10.02.2020

Поклонимся Фёдору Шаляпину

13 февраля, в 147-ю годовщину со дня рождения Фёдора Шаляпина, по многолетней традиции в Казани пройдут мероприятия, посвящённые памяти великого артиста: торжественное богослужение в Богоявленском соборе, возложение цветов к памятнику Шаляпину и другие....
2860
  • Мнение

    Олеся КУЗЬМИНА, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РТ:

    кузьмина

    Среди регионов Приволжского федерального округа Татарстан лидирует по количеству жителей, обладающих имуществом, – 2,2 млн человек. Общий размер начислений за 2018 год составил 7,3 млрд рублей. В среднем на одного плательщика приходится 3,3 тысяч рублей налогов в год. При этом сумма льгот, предоставленных татарстанцам, составила 1 млрд рублей.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    19 февраля

    Роза Шарифулловна Заббарова, депутат Госсовета Татарстана, управляющая казанским трестом «Горводзеленхоз».

    Рафик Мухаметшович Мухаметшин (1955), ректор Российского исламского института (Казань), член-корреспондент АН РТ, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров