13 декабря 2017  19:57
Распечатать

Надир Альмеев: прогулки с Данте

 

xydoznik-20

 

В Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась большая персональная выставка известного мастера графики Надира Альмеева «Реминисценции», приуроченная к 70-летию художника и 50-летию его творческой деятельности. Центральное место в юбилейной экспозиции занимает одна из самых монументальных серий (100 листов), созданных художником в последнее время, – реминисценции на темы «Божественной комедии» Данте.

 

Надо еще поискать человека, который прожил бы в искусстве такую же долгую, яркую и насыщенную жизнь, как Надир Альмеев, и не имел даже звания заслуженного художника… В Татарстане на память приходит еще только одно имя – Баки Урманче, за которым тоже не всегда поспевало официальное признание. Не пришлось бы кусать локти и в случае с Альмеевым… Во всяком случае, по словам искусствоведов, никогда не упускавших из виду этого талантливого художника, ему уготовано место не только в общероссийских, но и в европейских анналах искусства печатной графики.

В казанскую художественную жизнь Надир Альмеев вошел в середине 1960-х, когда первая волна «оттепели» уже схлынула и хрущевский ботинок был недвусмысленно занесен над молодыми художниками, которые пытались найти в искусстве свой путь и свою неподражаемую манеру. Альмеев уже тогда ни на кого не был похож, выделяясь яркой индивидуальностью и самодостаточностью даже в среде казанской богемы. Его работами восхищались все, но увидеть их на официальных выставках было редкой удачей. Мешал шлейф славы элитарного художника, который тянется за ним и теперь, но в те годы это было совсем не так безобидно. Хотя, глядя сегодня на ранние работы Альмеева, поражаешься тому, сколько в них неподдельного гражданского чувства и какой-то экзистенциальной горечи от того, насколько хрупок мир да и сама жизнь на планете. Но «кураторов», по-видимому, сбивала с толку бешеная экспрессия, которая пронизывала работы молодого художника и стала со временем фирменной чертой альмеевской графики. В ней чудилось что-то тревожное и непокорное…

 


Нынешняя выставка, безусловно, знаменательна тем, что на ней впервые художник полностью представил серию офортов по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери, которой отдано более двадцати лет жизни


 

В молодости все переживается острее, и в особенности невозможность быть услышанным, но Альмеев и зависть – понятия несовместимые. Чаще завидовали, тайно или явно, как раз ему – его таланту, независимости и даже его семье, в которой как минимум один классик уже имеется. Это отец художника – выдающийся татарский оперный певец Усман Альмеев. А в том, что его сын выбрал художественную стезю, прежде всего заслуга Баки Урманче, часто бывавшего в доме Альмеевых и раньше других разглядевшего в 12-летнем мальчике будущего художника.

И таких историй, похожих на красивую легенду, в биографии Надира Усмановича немало. Неспроста в своих автобиографических заметках, вспоминая благословенное время, проведенное в отчем доме, он называет себя «юношей из артистической семьи, обитавшей на солнечной стороне жизни». Что, впрочем, не избавляло и не избавляет его, одного из самых ярких представителей поколения шестидесятников, от поиска ответа на мучительный вопрос: «Кто мы – свидетели эпохальных прорывов в космос, первого шага на Луне или невольные жертвы, по которым проехался бульдозер Времени?»

dante1-20 beg-20

 Надир Альмеев. Данте.                                                                           Из цикла «Воспоминание о беге».

 

О культурных корнях и творческих генах Надира Альмеева можно говорить долго, но хочется надеяться, что в скором времени он расскажет об этом сам, от первого лица. И можно не сомневаться, что его книга станет таким же уникальным явлением в культурной жизни Казани, как и каждая его выставка. К слову, со времени предыдущего вернисажа прошло десять лет, а нынешняя выставка, безусловно, знаменательна тем, что на ней впервые художник полностью представил серию офортов по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери, которой отдано более двадцати лет жизни. Как и всегда у Альмеева, это не столько иллюстрации, сколько попытка дать своеобразный художественный комментарий бессмертному тексту, следуя за своими собственными мыслями и ощущениями, как Данте за Вергилием. Этот титанический не только по масштабу, но и по своей филигранности труд пересказу поддается плохо. Это надо видеть, и даже если вы не читали Данте (а таких среди современных зрителей, думается, большинство), переходя от листа к листу, вы почувствуете, что перед вами и не графика вовсе, а сгустки живой энергии, некие смысловые протуберанцы, вобравшие весь противоречивый опыт человечества.

Вряд ли кто станет спорить, что в технике офорта Альмееву давно нет равных не только в Татарстане, поэтому о высочайшем мастерстве автора «Реминисценций» можно было бы и не говорить. Но что касается «прогулок с Данте», то, без всяких преувеличений, это шедевр. И будет непростительно, если покорение столь важной творческой вершины так и останется личным делом автора. По точному выражению одного из выступавших, эту серию Альмеев «сам себе заказал», и после закрытия выставки она скорее всего снова перекочует в его мастерскую, а значит, увидеть ее сможет разве что узкий круг специалистов и друзей художника. Но… Все-таки хочется думать, что после этой выставки при поддержке Министерства культуры последует череда новых вернисажей Надира Альмеева, в том числе и на родине Данте…

 


Фото: Рамиль ГАЛИЕВ; facebook.com
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Дата:19.09.2016
Выпуск: №136 (28130)

Добавить комментарий

Картина дня_музей_kazan-kremlin.ru_ 11.12.2017

Музей без барьеров

В музее естественной истории Татарстана на территории кремлевского заповедника прошла череда мероприятий в рамках всероссийской акции «День инклюзии»....
2330
teatr 11.12.2017

Школьный звонок, но не на урок

В Доме актера им. М.Салимжанова подвели итоги I Республиканского фестиваля школьных театров «Третий звонок»....
1790
tango 11.12.2017

Рок-н-ролл, танго и парад басов

В эти дни в Казани проходит X Международный фестиваль искусств «Филармониада», в концертах которого принимают участие известные артисты из Аргентины, Армении, Дании и России....
1650
dialogi 11.12.2017

Спектакль для голоса и джаза

«Диалоги: концерт для рояля и актера» – так называется спектакль, поставленный Игорем Голодным, который в пятницу представили в Казанской ратуше артист Даниил Спиваковский и джазовый музыкант Евгений Борец....
1390
DSC_0481 08.12.2017

«Балкыш» шагает по республике

В 2018 году пройдет V Республиканский фестиваль самодеятельных исполнителей среди ветеранов Татарстана «Балкыш» («Сияние»)....
3130
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    03.02.1928

    29.03.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №29.03.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    13 декабря

    Ренад Зиннурович Сагдеев (1941), директор института «Международный томографический центр» Сибирского отделения РАН (Новосибирск), лауреат Ленинской премии и Госпремии РФ, почетный член АН РТ. Родился в Казани.

    Николай Васильевич Фролов (1931), фрезеровщик казанского завода «Радиоприбор», Герой Социалистического Труда.

  • Юмор

    anecdot
    К светлому будущему идут не от хорошей жизни.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Если бы приезжавший в Казань мужчина с бородой не назвался Дедом Морозом, то его определенно можно назвать дипломированным психологом –…
    Советы от зимнего волшебника
    12.12.2017
    На Волге множество мест, и не только в Камско-Устьинском районе, где можно было бы «посидеть на лавочке и посозерцать» на…
    Сюда не ступала нога туриста
    12.12.2017
    Кряшены действительно не забывают о своих корнях и чтут предков. У меня в одном из мамадышских сел живет друг-кряшен, так…
    Кряшены не забывают о своих корнях
    12.12.2017
    Признаюсь, я не просто шопоголик, а любитель фирменных вещей. И эта вакханалия с воровством названий известных брендов меня возмущает до…
    Украсть фирменный стиль
    12.12.2017
    Огромное спасибо за статью. Для себя открыл новую историю.
    Вечный скиталец
    11.12.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров