18 ноября 2018  15:28
Распечатать

На сессии Госсовета

 

госсовет рт

 

Основным вопросом заседания Государственного Совета РТ, состоявшегося 18  октября, стало обсуждение в первом чтении закона о бюджете Республики Татарстан на 2019 год и на период 2020 и 2021 годов. По этому вопросу перед депутатами выступили министр экономики Фарид Абдулганиев, министр финансов Радик Гайзатуллин, председатель Комитета Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов.

 

Доклад министра экономики Республики Татарстан Ф.С.Абдулганиева

 

министр экономики Республики Татарстан .Абдулганиев

 

На ваше рассмотрение вносится прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2019–2021 годы и на период до 2024 года, сформированный с учетом целей, поставленных Президентом Российской Федерации в указе от 7 мая текущего года №204 на ближайшие шесть лет.

 

Тенденции мировой экономики в 2018 году

Всемирный банк прогнозирует рост мировой экономики в 2018–2019 годах на уровне 103%.

В 2018 году в странах с развитой экономикой рост прогнозируется на уровне 102,2%, в 2019 году – 102% (в 2017 году – 102,3%).

В США рост согласно прогнозу составит 102,7% в 2018 году и 102,5% в 2019 году (в 2017 году – 102,3%).

Рост в зоне евро снизится с 102,4% в 2017 году до 102,1% в 2018 году и 101,7% в 2019 году.

Прогноз роста Японии составляет 101% в 2018 году. Рост экономики, как ожидается, повысится в оставшуюся часть года и в 2019 году, этому будут содействовать более активное частное потребление, внешний спрос и инвестиции.

Предполагается, что рост в Китае замедлится с 106,9% в 2017 году до 106,5% в 2018 году и 106,3% в 2019 году, поскольку ужесточится регулирование финансового сектора, а внешний спрос ослабнет.

Темпы роста Индии, как ожидается, возрастут с 106,7% в 2017 году до 107,3% в 2018 году и 107,5% в 2019 году по мере затухания тормозящего воздействия инициативы по обмену банкнот и введения налога на товары и услуги.

Перспективы экономики России прогнозируются Всемирным банком в 2018 году на уровне 101,5%, в 2019 году – 101,8%. Положительные эффекты более высоких цен на нефть сглаживаются негативным влиянием санкций.

 

Внешние факторы

Вместе с тем, по мнению экспертов, в мировой экономике возрастают риски, угрожающие перспективам роста в условиях протекционистской политики, растущих цен на энергоресурсы, рыночного давления на валюты некоторых развивающихся стран и в целом эскалации напряженности в торговой сфере.

 

Динамика в основных секторах экономики

Несмотря на внешние негативные факторы в России наблюдается сохранение тенденции роста экономической активности.

По итогам января-августа 2018 года валовой внутренний продукт страны вырос на 1,6% относительно аналогичного периода прошлого года.

По оценке Минэкономразвития России, по итогам 2018 года рост валового внутреннего продукта России ожидается на уровне 101,8%.

В Республике Татарстан в январе-сентябре текущего года объем валового регионального продукта составил более 1,7 трлн рублей при темпе роста 101,5%.

Основной положительный вклад в общеэкономическую динамику вносят промышленность (101,9%) и торговля (рост розничной торговли – 105,9%).

Сельское хозяйство – 100,1% (в январе-августе).

Факторами, обуславливающими сдержанную динамику, являются: снижение в строительстве (97,5%), формирующем около 7,7% экономики республики; перенос сроков реализации крупных инвестиционных проектов (запуск установки

ЭЛОУ-АВТ-6 на АО «ТАНЕКО», выход на проектную мощность Комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода на ОАО

«ТАИФ-НК»).

Также влияет и эффект высокой базы прошлого года, значительно превышающий среднероссийские значения.

 

Динамика в промышленности

Объем промышленного производства по итогам января-сентября текущего года составил 2 трлн 63,5 млрд рублей. Индекс промышленного производства – 101,9%.

В добыче полезных ископаемых индекс промышленного производства составил 100,7%, в обрабатывающих производствах – 101,4%.

При этом рост производства нефтепродуктов составил 111,5%, пищевых продуктов – 107,6%, автотранспортных средств – 105,1%.

Обеспечен рост в энергетическом комплексе – 119%.

В водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов – 108,9%.

Мы по-прежнему занимаем лидирующую позицию среди регионов Приволжского федерального округа и 4-е место в Российской Федерации по объему промышленного производства, который формирует свыше 40% экономики республики.

 

Исходные условия

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан основывается на базовом варианте сценарных условий развития российской экономики, которые предусматривают среднегодовую стоимость нефти марки Urals в 2019 году на уровне

63,4 доллара за баррель, к 2024 году ожидается снижение до 53,5 доллара за баррель.

При этом курс доллара согласно прогнозу будет расти с 63,2 рубля в 2019 году до 68 рублей в 2024 году.

Средняя цена нефти марки Urals по итогам января-сентября т. г. составила 70,61 долл. США за баррель (рост на 40% к уровню соответствующего периода прошлого года; в январе-сентябре 2017 г. – 50,55 долл. США за баррель).

Курс доллара в январе–сентябре т. г. составил 61,6 руб. (105,7% к уровню соответствующего периода прошлого года; в январе-сентябре 2017 г. – 58,3 руб. за доллар США).

По состоянию на 17 октября т. г. курс доллара – 65,53 руб.; цена нефти марки Brent – 81,18 долл. США за баррель.

Прогнозные показатели сформированы на основе данных отраслевых министерств, прогнозов развития муниципальных образований и ведущих предприятий республики (формирующих около 70% промышленного производства республики).

Данные прогноза были рассмотрены и согласованы в рамках выездных заседаний межведомственной рабочей группы с участием органов местного самоуправления и представителей предприятий.

 

ВРП

С учетом текущих тенденций объем валового регионального продукта по итогам 2018 года прогнозируется на уровне 2 триллионов 228,8 млрд рублей (при динамике 101%).

В 2019–2024 годах рост экономики прогнозируется в диапазоне 102–103,6%, что превышает среднероссийскую динамику (в России – 101,3–103,3%).

 

ВТП агломераций РТ

На протяжении прогнозного периода предусмотрено сбалансированное экономическое развитие муниципальных образований, в том числе в разрезе агломераций.

 

Структура ВРП

Основной вклад в рост экономической активности будет обеспечен запланированным наращиванием объемов в обрабатывающих производствах.

В первую очередь – за счет реализации инвестиционных проектов в нефтегазохимическом и машиностроительном комплексах.

К 2024 году планируется наращивание объемов производства в обрабатывающей промышленности в 1,3 раза относительно 2018 года, в том числе в производстве автотранспортных средств (в 1,5 раза), нефтепродуктов (в 1,2 раза), химических веществ и продуктов (в 1,3 раза), резиновых и пластмассовых изделий (в 1,3 раза), пищевых продуктов (в 1,3 раза).

 

Промышленность

По итогам текущего года индекс промышленного производства в целом ожидается на уровне 101,7%, в том числе в обрабатывающей промышленности – 102,3%.

В добыче полезных ископаемых – 99,5%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – 104%, в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов – 100,1%.

Рост промышленного производства обеспечивается вводом новых мощностей.

 

Инвестпроекты в НГХК

На «ТАНЕКО» в текущем году введены 4 новые установки: гидроочистки керосина мощностью 500 тыс. тонн в год, дизельного топлива мощностью 1,6 млн тонн в год,  нафты и изомеризации.

Помимо этого, увеличится выпуск авиационного керосина марок РТ, ТС-1, Jet А-1 до 950 тыс. тонн и дизельного топлива «Евро-5» – до 3 млн тонн в год (проектная мощность).

В 2018 году также запланирован ввод в эксплуатацию установки каталитического риформинга, что позволит приступить к производству бензинов премиум-класса.

Планируемый запуск установки ЭЛОУ-АВТ-6 на «ТАНЕКО» позволит увеличить объем перерабатываемой нефти на предприятии до 14 млн тонн.

Компания «ТАИФ-НК» завершает реализацию проекта по строительству Комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков (реализация проекта позволит увеличить глубину переработки нефти до уровня не ниже 95%, будут производиться дополнительные объемы дизельного топлива, прямогонного и автомобильного бензинов).

На заводе изопрена-мономера «Нижнекамскнефтехима» в июне состоялся ввод в эксплуатацию производства изобутилена мощностью 160 тысяч тонн в год – это второй из трех проектов в рамках программы по наращиванию производства синтетического каучука изопренового до 330 тыс. тонн в год (первый проект был реализован в 2017 году – запуск производства высококонцентрированного формальдегида мощностью 100 тыс. тонн в год).

До конца года планируется завершить строительство модернизированной изопреновой установки (третий проект в рамках программы).

Компанией «Нижнекамскшина» реализован проект по реконструкции и техническому перевооружению подготовительного цеха, в рамках которого установлены три новые линии по изготовлению резиновых смесей (Harburg Freudenberger) для выпуска шин KAMA ЕURО и Viatti.

Кроме того, запущено производство новой продукции под брендом «Кама PRO» на Нижнекамском заводе шин ЦМК.

В 2019 году на «Нижнекамскнефтехиме» планируется реализовать проект по строительству производства дивинил-стирольного синтетического каучука периодическим способом мощностью 60 тыс. тонн в год.

Запланировано строительство нового производства ЭП-600 и связанных производств по переработке продуктов пиролиза, с вводом мощностей в 2022 году.

В шинном комплексе планируются к реализации проекты по увеличению производства ЦМК шин (на 300 тыс. шт. в год на Нижнекамском заводе шин ЦМК, 2019 год, к 2020 году объем производства составит 1,9 млн штук) и шин Viatti (до 5,9 млн шт. в год на «Нижнекамскшине», 2020 год).

На «Казаньоргсинтезе» предусмотрено:

наращивание производства собственного этилена до 654 тыс. тонн в год (за счет перехода с дефицитного этана на пропан-бутановую фракцию);

модернизация завода поликарбонатов, что позволит нарастить мощность производства до 100 тыс. тонн в год.

В целом к 2023 году объем производства полимерной продукции на предприятии должен вырасти до 1 млн тонн.

 

Инвестпроекты в машиностроении

В машиностроительном комплексе республики стоит отметить планируемое к 2019 году завершение на КамАЗе строительства завода каркасов кабин и вывод на рынок принципиально нового модельного ряда автомобилей «КамАЗ» поколения К5 магистрального семейства.

«Форд Соллерс» развивает дальнейшую локализацию производства автокомпонентов в Татарстане: штамповка, сборка сидений для «Форд Транзит», расширение производства деталей интерьера/экстерьера из полимеров на ОЭЗ «Алабуга».

По итогам 2017 года уровень локализации компонентной базы составил 59%, локализации двигателей – 77%.

В мае текущего года в особой экономической зоне «Алабуга» открыто соответствующее производство для штампованных кузовных деталей автомобилей Ford.

На Казанском вертолетном заводе начато серийное производство средних многоцелевых вертолетов Ми-38 (идет сборка первых машин).

В марте состоялось открытие обновленного гальванического производства.

Как ожидается, Ми-38 заполнит нишу между легкими многоцелевыми вертолетами Ми-8 и тяжелыми транспортными Ми-26.

1 июня 2018 года на Зеленодольском заводе имени Горького состоялась торжественная церемония спуска на воду второго серийного пограничного сторожевого корабля «Петропавловск-Камчатский» (для Пограничной службы ФСБ России).

Предприятием «ПОЗИС» в сентябре введен в эксплуатацию обновленный производственный комплекс с полной автоматизацией серийного производства основной продукции.

Компания «Хайер» в 2019 году планирует запуск завода по производству стиральных машин. В перспективе планируется создание заводов по производству кухонной техники (плиты электрические и газовые, варочные панели, вытяжки и т. д.).

В 2021 году планируется выпуск первого модернизированного самолета Ту-160 на Казанском авиационном заводе имени С.П.Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (в январе 2018 года Минобороны России и ПАО «Туполев» подписан госконтракт на создание 10 самолетов).

 

Инвестпроекты в энергетике

Реализуется ряд инвестиционных проектов и в энергетической отрасли республики.

В августе текущего года состоялся запуск в работу двух парогазовых энергоблоков Казанской ТЭЦ-1 «Татэнерго» мощностью 230 МВт (за счет перевода ДПМ с площадки Новоберезниковской ТЭЦ).

К 2021 году компанией «ТАИФ» намечено строительство парогазовой установки мощностью 495 МВт на «Нижнекамскнефтехиме» (в составе которой две газовые турбины с котлами-утилизаторами и одна паровая турбина).

«Татэнерго» прорабатывается проект по модернизации Заинской ГРЭС.

Планомерно ведется реализация инвестиционных проектов Сетевой компании.

 

Прогноз производства основных видов продукции

В целом рост промышленного производства в сопоставимых ценах составит согласно прогнозу в 2019 году – 103,3%, далее ежегодно – 102,5–104,3%.

Прогнозируется увеличение объемов производства автомобильного бензина (в 4,6 раза к уровню 2018 года), дизельного топлива (в 1,8 раза), полипропилена (в 2,2 раза), полиэтилена (в 1,3 раза), синтетических каучуков (на 13,6%), шин (на 10,2%), грузовых и легковых автомобилей (в 1,9 и 1,2 раза соответственно), холодильников и морозильников (в 1,8 раза).

 

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве в 2018 году объем продукции оценивается в 263,3 млрд рублей, рост в сопоставимых ценах – на 1,9% (в 2017 году – 105,2%).

На показателях отрасли в текущем году сказываются аномально жаркая погода и дефицит осадков. В 17 муниципальных районах республики был введен режим чрезвычайной ситуации.

В прогнозном периоде ежегодные темпы роста сельскохозяйственной продукции согласно отраслевой государственной программе предусмотрены на уровне 101,9%.

Увеличение объемов производства продукции предусматривается за счет оптимизации структуры посевных площадей, улучшения агротехники, поддержки почвенного плодородия, повышения производительности труда, а также реализации мероприятий по созданию общих условий для развития сельского хозяйства республики.

Половина сельскохозяйственной продукции формируется малыми формами хозяйствования. Ежегодно на повышение деловой активности на селе республикой выделяется 2 млрд рублей. Это около 20 различных мер поддержки.

В части переработки сельхозпродукции темпы роста производства в пищевой промышленности прогнозируются в текущем и прогнозном периоде в среднем около 105%.

 

Инвестпроекты в АПК

В агропромышленном комплексе республики реализуется ряд значимых инвестиционных проектов, в том числе:

строительство современного элеваторного комплекса мощностью на 150 тысяч тонн единовременного хранения в г. Заинске (АО «Агросила»); строительство молочных комплексов в 12 муниципальных районах с запуском в 2019–2021 годах (Актанышском, Бугульминском, Бавлинском, Азнакаевском, Альметьевском, Атнинском, Балтасинском, Кукморском, Сабинском, Лениногорском, Рыбно-Слободском, Тукаевском районах); модернизация и расширение производства на Казанском молочном комбинате мощностью 110 тысяч тонн в год (запуск в 2019 году) и многие другие.

Планируется строительство оптово-распределительного центра оптовой продажи, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции на 50 тыс. тонн «Агромир-Казань» в Пестречинском районе (2019–2022 годы).

Перспективным направлением также является создание сети агропромышленных парков, в том числе и в сельской местности.

На первом этапе планируется строительство 18 сельских агропромышленных парков в 15 крупных городах республики и в селе Шали Пестречинского района.

В городах Набережные Челны, Заинск, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск, Бугульма, Елабуга, Лениногорск, Чистополь, Азнакаево, Нурлат, Бавлы, Менделеевск, Арск, 3 агропарка – в Казани.

В текущем году начато строительство пилотного проекта в Заинске. Общая площадь здания составляет 1071,76 кв. м, в его состав входят торговый зал, мясное, молочное, овощное производства и холодильники.

К 2020 году предусмотрено строительство сельских агропромышленных парков в остальных 27 муниципальных районах республики.

 

Строительство

В строительном комплексе республики в прогнозном периоде ожидается сдержанная динамика объема подрядных работ – 100–101%.

В 2019 году планируется ввод 2,4 млн кв. метров жилья с постепенным его увеличением в прогнозном периоде до 2 млн 550 тыс. кв. метров с учетом задачи, поставленной Президентом страны.

По данному показателю Татарстан занимает 4-е место среди субъектов России и 1-е место в ПФО (по итогам за январь–август т. г.).

По состоянию на 5 октября 2018 года, введено 1734,4 тыс. кв. метров жилья (72,2% от годового плана).

По программе социальной ипотеки в 2018 году планируется построить 280 домов на 9 247 квартир общей площадью 527 тыс. кв. метров.

По состоянию на 5 октября 2018 года введены в эксплуатацию 125 жилых домов на 3873 квартиры общей площадью 226,98 тыс. кв. метров.

По программе арендного жилья в 2018 году запланировано строительство 182 жилых домов на 545 квартир общей площадью 28,7 тыс. кв. метров.

По состоянию на 5 октября 2018 года построены и введены в эксплуатацию 62 дома площадью 4,5 тыс. кв. метров.

 

Розничная торговля

На потребительском рынке республики наблюдается сохранение тенденции роста оборота розничной торговли (в январе-сентябре 2018 года темп роста оборота розничной торговли составил 105,9% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2017 года).

По итогам текущего года рост товарооборота, по оценке, составит 104,5% при одновременном росте кредитной активности населения.

По состоянию на 1 сентября 2018 года кредиты физическим лицам в республике выросли на 56,3% к уровню соответствующего периода 2017 года и составили 198,9 млрд руб. (в РФ – на 38,4%).

В 2019–2024 годах прогнозируется сохранение положительной тенденции – темпы роста оборота розничной торговли составят 103–103,6%.

 

Прибыль

Основным показателем, характеризующим экономическую эффективность деятельности организаций, является прибыль.

За январь-август текущего года отмечается рост прибыли в 1,5 раза относительно уровня соответствующего периода прошлого года (на 115,7 млрд руб.).

Благоприятная конъюнктура рынка способствует наращиванию прибыли в добыче полезных ископаемых (в 2 раза, или на 108,8 млрд рублей; в январе-августе 2017 года – 106,7 млрд рублей).

Вместе с тем отмечается снижение прибыли в строительстве, сельском хозяйстве и торговле.

В 2018 году объем прибыли оценивается на уровне 467,7 млрд рублей. В перспективе прогнозируется умеренный рост показателя до 510,9 млрд рублей в 2024 году.

При этом по итогам января-августа текущего года 25% предприятий убыточны (в январе-августе 2017 года – 24,8%).

Существенно возросла сумма убытка в организациях обрабатывающих производств (в 3,2, раза или на 31,8 млрд рублей), строительства (в 2 раза, или на 0,7 млрд

рублей), информатизации и связи (в 5,8 раза, или на 0,6 млрд рублей)

 

Наименование организации

на 1 сентября 2018 г.

на 1 сентября 2017 г.

Темп роста/снижения, в %

АО «АММОНИЙ»

-21 066,6

-1 727,4

в 122 р.

ООО «ФОРД СОЛЛЕРС ХОЛДИНГ»

-5 552,1

-13 770,7

40,3%

АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ»

-2 834,3

-2 928,0

96,8%

ОАО «ТАИФ-НК»

-2 698,8

406,8

была прибыль

ООО «ФОРД СОЛЛЕРС ЕЛАБУГА»

-1 407,6

4 392,9

была прибыль

ООО «ХАЯТ КИМЬЯ»

-1 365,2

-453,6

в 30 р.

 

Динамика инвестиций в основной капитал и убытка

Проведён анализ: многие предприятия убыточны в связи с реализацией инвестиционных проектов. По их завершении они будут выходить на прибыль. Наша задача – обеспечивать их реализацию в установленные сроки.

При этом работа балансовых комиссий будет продолжена с акцентом на предприятия, где наблюдается ухудшение финансовых результатов на фоне сокращения объемов инвестиций.

 

Инвестиции

Инвестиционная активность является одним из ключевых факторов обеспечения высоких темпов экономического роста.

На протяжении последних лет удельный вес инвестиций в валовом региональном продукте республики составляет около 30%, что значительно превышает среднероссийский уровень (в 2017 году в РТ – 30,1%, в РФ – 21,2%).

По итогам первого полугодия т. г. объем инвестиций в основной капитал составил 214,76 млрд рублей, или 99,2% в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода 2017 года.

На слайде представлена корреляция между объемом ВРП и инвестициями в основной капитал за последние 18 лет (коэффициент корреляции – 0,99), характеризующая тесную взаимосвязь показателей.

Нам необходимо удерживать высокий уровень объемов инвестиций для обеспечения дальнейшего экономического роста.

 

Прогноз инвестиций в основной капитал

По итогам текущего года объем инвестиций, по оценке, составит 668,9 млрд рублей, что на 31,2 млрд рублей больше уровня 2017 года (в сопоставимых ценах – 100%).

В среднесрочном периоде темпы роста инвестиций прогнозируются на уровне 100,5–102,1%.

Рост объема инвестиций в прогнозный период будет обеспечиваться за счет реализации планируемых инвестиционных проектов крупных предприятий, новых резидентов особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

В республике на сегодняшний день функционируют четыре территории опережающего социально-экономического развития: в Набережных Челнах, Чистополе, Зеленодольске и Нижнекамске.

 

ТОСЭР «Набережные Челны»

На ТОСЭР «Набережные Челны» привлечено 27 резидентов. Ими уже произведено с момента получения статуса резидента 4,5 млрд рублей капитальных вложений (без НДС) и создано более 2 тысяч новых рабочих мест (2230) (по итогам отчетности за 2-йквартал 2018 года).

На ТОСЭР «Нижнекамск» зарегистрировано 3 резидента.

 

ТОСЭР: прогноз

В целом планируется, что функционирование четырех ТОСЭР позволит создать в течение 10 лет не менее 17 тысяч новых постоянных рабочих мест, привлечь инвестиции в размере более 62 млрд рублей (в том числе капитальных вложений – 34,3 млрд рублей).

Кроме того, на согласовании в федеральных органах власти находится проект постановления Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР «Менделеевск».

 

«Алабуга»

Продолжается активное развитие особых экономических зон:

– промышленно-производственного типа «Алабуга», где уже на сегодняшний день разместились 57 резидентов, 29 предприятий ведут промышленно-производственную деятельность, создано более 6,5 тысячи рабочих мест.

По состоянию на 1 июля 2018 года объем инвестиций, освоенных резидентами ОЭЗ «Алабуга» за весь период деятельности, составил 116,9 млрд рублей. Создано 6,6 тысячи рабочих мест. Объем выручки резидентов – 350,2 млрд рублей.

К 2022 году объем осуществленных резидентами инвестиций прогнозируется на уровне 124,0 млрд рублей.

К 2024 году число резидентов в особой экономической зоне «Алабуга» согласно перспективному плану составит 120 резидентов, объем заявленных инвестиций – 360 млрд руб., из них объем освоенных средств составит 141 млрд руб. Число созданных рабочих мест планируется на уровне 16 тыс. ед.

 

ОЭЗ «Иннополис»

– технико-внедренческого типа «Иннополис», резидентами которой на сегодняшний день являются уже 77 компаний, осуществляют свою деятельность 9 компаний-партнеров.

Развивается вторая площадка экономической зоны в Лаишевском районе, резидентом которой является крупнейшая российская IТ-компания ICL.

К 2022 году планируется увеличить число резидентов ОЭЗ «Иннополис» более чем на 70%. При этом удвоится объем осуществленных резидентами инвестиций, который составит более 6 млрд руб.

Доля IT-сектора в структуре республиканской экономики, согласно прогнозу, в 2024 году составит 2,5%.

Во времена быстро происходящих изменений и накопления больших массивов данных сектор информационных технологий имеет решающее значение для обеспечения конкурентоспособности экономики.

 

МСП

Ключевой задачей современной экономики является обеспечение развития малого и среднего бизнеса.

Согласно прогнозу, оборот малых и средних предприятий увеличится в 1,2 раза к уровню 2018 года – до 1,5 трлн рублей.

Количество МСП вырастет до 81 тысячи (106% к уровню 2018 года).

 

Инфраструктура МСП

Развитию малого и среднего предпринимательства способствует создаваемая инфраструктура поддержки бизнеса (особые экономические зоны, индустриальные парки, технопарки, промышленные площадки муниципального уровня).

Уже сегодня 10% всего объема промышленного производства республики производится их резидентами.

В прогнозном периоде среднегодовые темпы роста продукции, производимой резидентами инфраструктуры поддержки бизнеса, составят в действующих ценах около 110%.

Камский индустриальный парк «Мастер» (280 резидентов, 6620 чел. работающих, за первое полугодие т. г. объем отгруженной продукции резидентов составил 33,9 млрд рублей);

технополис «Химград» (287 резидентов, 8200 чел. работающих, объем отгруженной продукции – 14,0 млрд рублей);

инновационно-производственный технопарк «Идея» (94 резидента, 1962 чел. работающих, объем отгруженной продукции – 2,4 млрд рублей);

технопарк в сфере высоких технологий «IТ-парк» (143 резидента, 3196 чел. работающих, объем отгруженной продукции – 5,6 млрд рублей).

Необходимо отметить и рост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней.

В 2017 году поступило около 60 млрд рублей (124,4% к уровню 2016 года), по итогам первого полугодия – 38,7 млрд рублей (129,6% к соответствующему периоду прошлого года).

Рост по итогам первого полугодия текущего года составил около 130%. Потенциал для реального роста в сфере малого и среднего предпринимательства имеется. Тем более что данным вопросом занимаются главы всех муниципальных образований республики на основе еженедельного мониторинга и контроля Президента Республики Татарстан.

 

Динамика соцпоказателей

По социальным показателям

Безработица по-прежнему сохраняется на относительно невысоком уровне – на конец сентября текущего года зарегистрировано в качестве безработных около 10 тыс. человек (9,9), или 0,49% от численности рабочей силы, это существенно ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года (на конец сентября 2017 года – 11,8 тыс. человек, или 0,58%).

В прогнозном периоде доля безработных от численности рабочей силы не превысит 0,7%.

 

Среднемесячная заработная плата в разрезе отраслей

Среднемесячная заработная плата по итогам января-августа текущего года выросла на 8,5% к уровню соответствующего периода прошлого года и составила 33923,8 рубля.

Традиционно высокие заработные платы – в отраслях «Добыча полезных ископаемых», «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга», «Обеспечение электроэнергией», «Финансовая и страховая деятельность», «Деятельность в области информатизации и связи».

 

Среднемесячная заработная плата по муниципальным образованиям

Зарплаты в указанных отраслях повлияли на высокие номинальные размеры среднемесячных заработных плат в ряде муниципальных образований республики.

В то же время в районах, в которых преобладает сельское хозяйство, среднемесячная заработная плата значительно ниже

республиканского значения при темпах роста выше, чем в среднем по Татарстану

 

Темпы роста среднемесячной зарплаты и ИПЦ

Индекс потребительских цен в 2018 году оценивается на уровне 102,9% (к декабрю 2017 года).

Индекс потребительских цен в сентябре 2018 года по отношению к декабрю 2017 года составил 102%, в том числе на продовольственные товары – 100%, непродовольственные товары – 103%, услуги – 103%.

 

Структура ИПЦ

2017 год: продовольственные товары – 34,8%; непродовольственные товары – 39,1%; услуги – 26,1%.

В 2019 году повышение ставки НДС (с 18% до 20%) приведет к некоторому ускорению инфляции до 104,3% (в I квартале может ускориться до 104,5–105%).

Доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине составляет 2/3.

Вклад повышения НДС в инфляцию, по оценке Минэкономразвития России, составит 1,3 п. п. и будет частично скомпенсирован укреплением рубля.

В дальнейшем согласно сценарным условиям индекс потребительских цен до 2024 года прогнозируется на целевом уровне – 104%.

Банк России будет продолжать проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции.

Темп роста фонда заработной платы прогнозируется в пределах 105,6–106,8%.

При этом динамика фонда заработной платы по республике к 2024 году приближена к среднероссийскому темпу (107,0%).

В 2019 году фонд заработной платы, по прогнозу, составит 566,5 млрд рублей с дальнейшим ростом до 772,3 млрд рублей в 2024 году.

Средняя зарплата:

2018 г. – 34413,6 руб., рост на 6,5%;

2019 г. – 36190,5 руб., рост на 5,2%;

2020 г. – 38151 руб., рост на 5,4%;

2021 г. – 40274,2 руб., рост на 5,6%;

2022 г. – 42932,3 руб., рост на 6,6%;

2023 г. – 45765,8 руб., рост на 6,6%;

2024 г. – 48877,9 руб., рост на 6,8%.

 

Реальная зарплата и производительность труда

На весь прогнозный период заложен рост реальной заработной платы. Реальная зарплата:

2018 г. – 104,1%;

2019 г. – 100,9%;

2020 г. – 101,8%;

2021 г. – 101,5%;

2022 г. – 102,5%;

2023 г. – 102,5%;

2024 г. – 102,7%.

В 2017 и 2018 гг. рост реальной заработной платы опережает рост производительности труда в первую очередь в связи с выполнением обязательств, закрепленных в указах Президента РФ, в части соотношения заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы и дохода от трудовой деятельности в регионах.

При этом производительность труда будет расти темпами, опережающими в среднем на 1,2 процентных пункта темпы роста реальной заработной платы.

 

Стратегия-2030

Хормэтле депутатлар!

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан до 2024 года. Отмечу, что в целом они соответствуют базовому сценарию Стратегии-2030 республики (по обеспечению роста экономики до 5 трлн рублей в 2030 году).

 

 

Доклад министра финансов Р.Р.Гайзатуллина

 

министр финансов Р.Р.Гайзатуллин

 

В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Президентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 2019-й год и плановый период 2020–2021 годов.

Проект закона подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.

В структуре законопроекта 24 статьи и 35 приложений. К нему прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Документы и материалы содержат информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета.

Формирование бюджета проводилось одновременно в двух направлениях: по доходной и расходной составляющим.

В процессе работы над доходной частью бюджета Министерством финансов совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями проведены расчеты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по доходам местных бюджетов.

В рамках формирования бюджета по расходам проведены совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов.

В результате совместной работы прогноз бюджета в сценарных условиях согласован с муниципалитетами и главными распорядителями бюджетных средств без разногласий.

Таким образом, составлены проекты на 2019–2021 годы бюджета Республики Татарстан, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.

Далее – о доходах бюджета.

Формирование доходной части осуществлялось в соответствии с «базовым» вариантом Министерства экономического развития Российской Федерации и с учетом основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан на 2019-2021 годы, разработанных Министерством экономики нашей республики.

Сценарные условия формирования прогноза по доходам вы видите на экране.

Одновременно в прогнозе учтены изменения федерального законодательства. Они приведены на слайде.

Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Республики Татарстан, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период. Их перечень и объемы вы видите на экране.

Подробнее о доходных источниках бюджета на трехлетний период.

При оценке поступлений налога на прибыль использованы данные бизнес-проектов крупных и средних организаций республики, прогноз Министерства экономики, отчетность федеральной налоговой службы. В результате проанализированы расчеты предприятий, обеспечивающих уплату порядка 70 процентов от общей суммы налога на прибыль.

Налог прогнозируется в объеме 89,7 млрд рублей, что составляет 37 процентов налоговых доходов.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируется в сумме 77,6, в бюджет республики – 54,4 млрд рублей. Расчеты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, темпов его роста и среднего процента изъятия налога.

Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет составляет 29,9, в бюджет республики – 28,9 млрд рублей.

Следующий налог – налог на имущество организаций. В 2019 году он прогнозируется в размере 17,1 млрд рублей. При планировании учтены прогноз инвестиций в основной капитал, данные налоговой отчетности, а также изменения налогового законодательства в части исключения из налогообложения движимого имущества.

Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами на основе налоговой отчетности и баланса земель. Его поступления прогнозируются в размере 7,7 млрд рублей.

Поступления транспортного налога оцениваются в размере 4,8 млрд рублей.

Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 11,1, в бюджет республики – 6,4 млрд рублей. Прогноз сформирован исходя из отчетов налоговых органов и динамики фактических поступлений.

Поступления прочих налоговых доходов, включающих государственную пошлину, налог на игорный бизнес, платежи за пользование природными ресурсами, в консолидированный бюджет составят 1,5 млрд рублей, в бюджет республики – 891 млн рублей.

Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 1,7 млрд рублей.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 10,1, бюджета республики – 5,6 млрд рублей.

Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 2019 год в объеме 20,3 млрд рублей.

Далее – о расходах бюджета.

Подходы к формированию прогноза консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам ориентированы на реализацию перспективных задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в Послании Государственному Совету. В соответствии с этим в структуре расходов заложены необходимые макроэкономические индексы – дефляторы.

Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов.

Сохраняется уровень первоочередных и социально значимых расходов. В плановом бюджете на 2019 год они составляют более 70% от общего объема расходов.

Предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры.

В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 5,9 млрд рублей.

В 2019 году продолжится распределение расходов по государственным программам. По предварительному прогнозу, программами будет охвачено порядка 90%расходов.

В качестве новшества в расходах бюджетов является финансирование в составе государственных программ национальных и федеральных проектов. В настоящее время на федеральном уровне утвержден ряд национальных проектов. Наши отраслевые министерства проводят работу по заключению соглашений с федеральными министерствами с определением пропорций софинансирования.

Далее о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.

Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов по разделу на 2019 год по консолидированному бюджету прогнозируется в сумме 19, бюджету республики – 13,4 млрд рублей. В данный раздел входят расходы Резервного фонда Правительства, содержание аппарата управления, Академии наук, архивов, мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.

Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 2,1, бюджету республики – 1,6 млрд рублей.

Расшифровку раздела «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 48,7 и бюджету республики в сумме 47,3 млрд рублей вы видите на слайде.

В раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» входят расходы в сумме 18,6 (республика – 11 млрд рублей) по финансированию объектов жилищно-коммунального хозяйства, приемке и вводу объектов социальной сферы, ликвидации недоремонта жилого фонда.

В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы на содержание аппарата Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, подведомственных учреждений.

Далее следует наиболее крупный раздел расходов – «Социально-культурная сфера».

Параметры расходов на социальную сферу свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете растут к базовому 2018 году в 2019 году – на 7,8; в 2020 году на 8,7; в 2021 году – на 9,7%.

В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 2019 году объем расходов консолидированного бюджета составит 99,5, бюджета республики – 68,1 млрд рублей.

За счет бюджетных средств предусматриваются содержание подведомственных учреждений, проведение мероприятий, грантовая поддержка талантливой молодежи, выплаты молодым специалистам, дистанционное образование детей-инвалидов, выплаты государственных премий, обеспечение учебной литературой.

Также продолжится финансирование программ по сохранению и развитию языков в Республике Татарстан, организации отдыха детей и молодежи, капитальному ремонту учреждений образования, созданию ресурсных центров.

Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объеме 14,6, по бюджету республики – 9,2 млрд рублей.

Следующий раздел – «Здравоохранение». Объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 66,8 млрд рублей, в том числе из бюджета республики – 21,5 млрд рублей.

В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя оказание высокотехнологичной помощи, содержание учреждений, обеспечивающих оказание услуг в сфере здравоохранения.

Следующая отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов здесь прогнозируется в размере 42,9, по бюджету республики – 42,3 млрд рублей.

В данных объемах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году.

Расходы по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 6,1, по бюджету республики – 4,9 млрд рублей. Средства планируется направить на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.

По разделу «Средства массовой информации» расходы прогнозируются по бюджету республики в объеме 1,4 млрд рублей, в том числе на телерадиовещание – 852 млн рублей, периодическую печать и издательства – 576 млн рублей.

Бюджет завершают два раздела – «Обслуживание государственного и муниципального долга» в объеме 544 млн рублей и «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» в сумме 11,1 млрд рублей по бюджету республики, где отражаются дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Таким образом, на 2019 год консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объеме 271,5 млрд рублей, расходам – 275,6 млрд рублей, с дефицитом в 4,1 млрд рублей; бюджет республики по доходам – 228,2 млрд рублей, по расходам – 232,3 млрд рублей, дефицит – 4,1 млрд рублей.

Уважаемые депутаты!

Проект бюджета на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов подробно обсуждался на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях, на трёх зональных совещаниях. На проект бюджета вынесены положительные заключения Прокуратуры, Счетной палаты, правового управления Государственного Совета. Отдельные предложения Счетной палаты предлагается учесть при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Исходя из вышеизложенного, с учетом подробного обсуждения бюджета на различных уровнях прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.

 

Содоклад председателя Комитета Государственного Совета по бюджету, налогам и финансам Л.А.Якунина

 

председатель-Комитета-Государственного-Совета-по-бюджету,-налогам-и-финансам-Л.А.Якунин

 

Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» внесен Президентом в Государственный Совет Республики Татарстан в установленные сроки.

Прогноз социально-экономического развития и параметры бюджета детально рассмотрены на комитетах Государственного Совета, зональных совещаниях и парламентских слушаниях. Анализ высказанных мнений и внесенных предложений говорит том, что в целом бюджет ориентирован на ограничение роста общего объема расходов бюджета Республики Татарстан – в целях гарантированного обеспечения исполнения расходных обязательств и сохранения устойчивости бюджета, повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе путем нормирования бюджетных затрат, и депутатами поддерживается. Отмечу, что в представленном проекте бюджета нашли отражение основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Татарстан, содержащиеся в Стратегии экономического и социального развития до 2030 года и решении задач, поставленных в послании Президента Госсовету.

Предложения, поступившие в ходе обсуждения бюджета и прогноза о выделении средств по ряду социальных и других вопросов совершенствования межбюджетных отношений, отражены в заключении комитета, рекомендациях парламентских слушаний, направлены в Правительство республики, и ответы уже получены и направлены депутатам.

Отмечу особенности обсуждаемого проекта бюджета. Это:

максимальная расшифровка и прозрачность бюджета. Напомню, что расходный блок бюджета расшифровывается в трех плоскостях: по ведомственной структуре, функциональной структуре и в программном разрезе;

приняты новые стартовые условия, соответствующие федеральным рекомендациям. Цена на нефть – 63,4 доллара за баррель, состояние экономики, инфляция – 4,3%, курс рубля к доллару – 63,2;

возможные и принятые налоговые изменения (это изменения по механизму распределения акцизов и льготам по налогу на движимое имущество организаций, увеличение ставки НДС и др.);

в дальнейшем будет предусматриваться реализация национальных проектов. Планируется увеличение уровня софинансирования из федерального бюджета для Республики Татарстан до 81%;

долгосрочная реструктуризация долгов республики по федеральным бюджетным кредитам позволяет не предусматривать в бюджете возврат задолженности в

2019–2021 годах;

продолжение реализации крупных федеральных проектов с выделением из федерального бюджета дополнительных субсидий.

В трехлетнем периоде наблюдается сохранение сложившейся тенденции роста экономической активности. Динамика основных макроэкономических показателей традиционно превышает общероссийские тенденции. (Рост ВРП – 2,1%, индекс промышленного производства – 3,3%, ФОТ – на 5,6 %.) В итоге это позволит повысить доходность и обеспечить социальную составляющую бюджета в 2019 году. В связи с этим отмечу ряд принципиальных позиций:

увеличено финансирование социально-культурной сферы с учетом повышения заработной платы, новой сети и инфляции в объеме по бюджету республики порядка 150 млрд рублей;

сохранены и определены новые приоритеты на 2019 год в отраслях социальной сферы – такие как мероприятия по обеспечению детей до трех лет местами в детских дошкольных учреждениях, что поддерживается населением;

предлагается расширять социальную направленность бюджета через ежегодную индексацию расходов;

предусмотрено повысить результативность бюджетных расходов через реализацию государственных целевых программ. На эти цели направляется почти 90 % расходов бюджета;

намечено развитие социальных отраслей, предусмотрены вопросы строительства, капитального ремонта и модернизации;

планируется сохранение объемов инвестиционной составляющей бюджета не менее базовых показателей текущего года.

На предстоящий период 2019–2021 годов одной из основополагающих задач остается обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности выполнения госпрограмм, увеличение вложений в человеческий капитал, укрепление сбалансированности финансов, что соответствует Стратегии-2030.

В сегодняшних условиях сохраняются актуальность и важность продолжения последовательной реализации мер по наращиванию доходной базы всех уровней бюджетов.

В рамках этого является целесообразным:

проведение работ по оптимизации налоговых льгот на основе их инвентаризации и дополнительного рассмотрения на предмет эффективности. Сегодня мы уже с вами приняли изменения в закон о транспортном налоге;

обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан, в том числе за счет улучшения администрирования доходов, взысканию задолженности и доначисленных платежей по итогам контрольных мероприятий налоговых органов;

найти резервы дополнительных доходных поступлений, сохранив на неизменном уровне фискальную нагрузку на налогоплательщиков. Сегодня также в повестке дня – проекты федеральных законов, предусматривающих проведение эксперимента по установлению специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход, который направлен на решение вопроса о порядке налогообложения доходов самозанятых граждан, что, безусловно, окажет влияние на поступления доходов в бюджетную систему.

А также необходимо совершенствование применения информационных систем.

На 2019 год будет продолжено начатое в предыдущие годы финансирование объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры. Предусмотрены средства на софинансирование федеральных программ, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы. На эти цели предусмотрено более 40 млрд рублей.

Уважаемые депутаты!

Группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета республики произведена в соответствии с кодами бюджетной классификации и соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений направлена на продолжение работы по отстаиванию интересов республики по сохранению доходной базы и привлечению межбюджетных трансфертов, необходимых для выполнения стоящих перед республикой задач.

Завершая свое выступление, отмечу, что в целом проект бюджета Республики Татарстан на 2019 год направлен на обеспечение социальной стабильности, рост экономики республики и стабильное функционирование бюджетной системы и устанавливает дополнительные требования к эффективности расходов.

Обращаясь к депутатам Государственного Совета, прошу реально подойти к утверждению бюджета, который предусматривает увеличение доходной части от первоначально утвержденного бюджета текущего года на 12,6 % (в прошлом году – на 10,3%), а расходной части – на 13,2% (7,2 %).

На бюджетное послание имеются положительные заключения Счетной палаты, правового управления Государственного Совета, Прокуратуры и Общественной палаты.

Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.

Обращаю ваше внимание, что срок подачи поправок устанавливается до 26 октября текущего года (т.е. последний день внесения – 26 октября 24 часа).

Также необходимо учесть, что поправки должны быть оформлены строго в соответствии с ч. 3 статьи 100 Регламента Госсовета.

 

 

Выступление председателя Счетной палаты РТ А.И.Демидова

 

председатель-Счетной-палаты-РТ-А.И.Демидов

 

В заключении Счетной палаты, подготовленном по результатам экспертизы рассматриваемого проекта закона, содержится подробная информация по разделам классификации и видам расходов, финансовому обеспечению межбюджетных отношений, расходам на реализацию государственных программ, структуре государственного долга, источникам финансирования дефицита.

Для подтверждения обоснованности прогнозных параметров и полноты отражения доходов Счетной палатой проведен анализ дополнительных сведений, предоставленных Министерством финансов по отдельным видам поступлений.

Показатели по основным налоговым доходам бюджета на 2019 год сформированы с учетом прогноза социально-экономического развития республики, положений налогового и бюджетного законодательств.

Ряд законодательных инициатив, которые в настоящее время рассматриваются в Государственной Думе, окажет влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации. Основное изменение касается нормативов зачисления отдельных видов налоговых доходов.

Председатель Счетной палаты России Алексей Леонидович Кудрин в своем выступлении на парламентских слушаниях по проекту федерального бюджета на предстоящий период как негативный факт отметил отсутствие стабильности положений законодательства Российской Федерации, которые используются при формировании бюджетов.

В сложившейся ситуации в целях учета изменений федерального законодательства могут возникнуть основания для корректировки показателей по доходам, представленных в рассматриваемом проекте бюджета. Сохранение сбалансированности бюджета при любых изменениях нормативов распределения доходных источников является условием финансового обеспечения всех социально значимых расходов.

По безвозмездным поступлениям прогнозный показатель не окончательный и подлежит уточнению по мере закрепления средств на федеральном уровне.

В проекте федерального бюджета на 2019 год не распределены между субъектами Российской Федерации трансферты на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе, на развитие материально-технической базы детских поликлиник, на мероприятия в области занятости, оказание гражданам паллиативной медицинской помощи и по ряду других направлений.

Как и в предыдущие годы, субсидии, предоставляемые на условиях софинансирования, будут выделяться из федерального бюджета на основе соглашений при соблюдении установленных в них условий.

По результатам экспертизы проекта бюджета Счетная палата отмечает, что в федеральном бюджете для Республики Татарстан на условиях софинансирования уже предусмотрена субсидия на закупку оборудования для создания спортивной инфраструктуры (44,3 млн рублей). В представленном законопроекте соответствующие ассигнования из бюджета республики отсутствуют. Этот вопрос необходимо решить поправками ко второму чтению.

На предстоящий год сохранены все меры социальной поддержки граждан. Исполнение публичных нормативных обязательств обеспечено финансированием с учетом индексации.

В законопроекте  в отличие от прошлых лет уже закреплены средства федерального бюджета (530 млн рублей) на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, что позволит производить расходы с первых дней финансового года.

Ассигнования на инвестиции и капитальный ремонт распределены по отраслевому принципу, что создает условия для планомерного проведения мероприятий, своевременности исполнения расходов и их результативности.

Основной объем – 89% в структуре расходов бюджета на 2019 год составляют государственные программы.

В проекте закона из двадцати девяти программ, которые предусмотрены к финансированию в предстоящем году, бюджетные ассигнования и показатели паспортов совпадают по шести.

Отклонение показателей программ от объемов, планируемых в бюджете республики, не является нарушением. Законодательно предусмотрен механизм корректировки размера финансового обеспечения программ и индикаторов их реализации.

Вопросы уточнения показателей программ в законодательно установленные сроки, соотношение бюджетных ассигнований и ожидаемых результатов находятся на постоянном контроле Счетной палаты. Мы проводим экспертизу всех государственных программ республики и вносимых изменений, а также мониторинг хода их реализации.

Счетная палата неоднократно указывала на слабую работу отдельных министерств по исполнению государственных программ.

Поэтому, учитывая присутствие на сегодняшнем заседании руководителей органов исполнительной власти,  хотел бы еще раз обратить внимание на данный вопрос: только четкое своевременное внесение ответственными министерствами изменений в программы обеспечит условия их качественной реализации.

Государственные программы являются основным инструментом реализации национальных проектов, установленных в Указе Президента Российской Федерации (№ 204 от 07.05.2018 г.) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Утверждение национальных проектов потребует проведения  комплексной работы по уточнению Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года и долгосрочного бюджетного прогноза на 2017–2028 годы.

В целях сбалансированности муниципальных бюджетов в прогнозируемом периоде предусмотрен рост общего объема дотаций бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности на 9,2%.

Представленный на рассмотрение в первом чтении законопроект отвечает требованиям к формированию проекта бюджета и его содержанию.

В законопроекте соблюдены все ограничения, установленные законодательством в части объема государственного долга и расходов на его обслуживание, предельного размера дефицита и Резервного фонда Правительства.

Бюджет республики на 2019 год сбалансирован. Объемы прогнозируемых доходов и поступлений из источников финансирования дефицита в полной мере обеспечивают исполнение запланированных расходов.

 


Фото: пресс-служба Госсовета РТ
Дата:18.10.2018
Выпуск: №153 (28535)


Добавить комментарий

Фарид-Мухаметшин-встретился-с-Абтрахимом-Муртазином 16.11.2018

Высокогорцы вправе гордиться такими людьми

Фарид Мухаметшин встретился с Абтрахимом Муртазином и вручил ему почётный знак Государственного Совета «За вклад в развитие парламентаризма»....
2290
минниханов-в-китае 16.11.2018

Татарстан – Гуандун: новая глава сотрудничества

15 ноября Президент Татарстана Рустам Минниханов прибыл с рабочим визитом в провинцию Гуандун (Китайская Народная Республика)....
3050
мухаметшин-вручил-госнаграды 15.11.2018

Вручение государственных наград

Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин вручил государственные награды Российской Федерации и Республики Татарстан....
2910
заседание 15.11.2018

Охвачены практически все сферы жизни

В Татарстане сформирован проектный офис для реализации 12 ключевых нацпроектов и федеральных программ, инициированных Президентом РФ Владимиром Путиным....
1670
фарид-мухаметшин 15.11.2018

Что такое настоящий патриотизм

Фарид Мухаметшин принял участие в работе VI молодёжного межнационального форума «Дружба народов – наше богатство»....
2140
  • Мнение

    Альберт ГИМАЛЕТДИНОВ, руководитель регионального общественного Союза танкистов, заведующий Музеем боевой славы Казанского танкового училища:

    альберт-гималетдинов

    Казань по праву стала танковой столицей России. Раньше было много училищ, которые готовили офицеров­-танкистов, – Челябинское, Харьковское, Киевское, Ульяновское… А сегодня Казанское осталось единственным на всю страну. Это легко прослеживается, например, по танковому биатлону – практически в каждом экипаже есть танкист­-казанец.

    Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    18 ноября

    Наиля Хакимовна Гараева, актриса, народная артистка Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Юрий Леонидович Жуков (1967), директор Государственного ансамбля песни и танца Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров